Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Categories:

Сделано в СССР - нагрудные знаки классности "Военный штурман"

Нагрудные знаки классной квалификации лётного состава авиации СА и ВМФ."Военный штурман" были введены в ВВС ВС СССР  Приказом Военного Министра СССР № 085 от 8.05.1950 года.

Нагрудные знаки представляли собой изготовленные из бронзового сплава, позолоченные стилизованные крылья, шитые золотым шитьём, между которыми помещалось изображение авиабомбы с красной звездой, покрытой горячей эмалью.



Знаки классности "Военный штурман" образца 1950 года

В конце 1940-х советская авиация переходила на новое поколение летательных аппаратов со сложной техникой управления и применения. Во всей полноте встал вопрос освоения полетов и боевых действий в сложных метеорологических условиях как днем, так и ночью.

Приказом Министра Вооруженных сил СССР от 24 февраля 1949 года были утверждены нагрудные знаки лётчика, штурмана и специалиста ИАС, не имеющих классной квалификации.
В таком виде знаки просуществовали до 1960 года.

По ходатайству Главкома ВВС генерал-полковника авиации П.Ф. Жигарева Совет Министров СССР принял специальное постановление о классной квалификации летного состава и о льготах и наградах за полеты в сложных условиях, которое было введено в действие приказом ВМ СССР № 085 от 8 мая 1950 г.

Постановлением предусматривались три степени классности — от третьей (низшей) до первой (высшей), которые определялись уровнем знаний и практических навыков, умением выполнять определенный объём функциональных обязанностей в заданные нормативы времени и с высоким качеством.
Утверждённые Постановлением знаки классной квалификации просуществовали до 1959 г.

Достижение лётчиками и штурманами определенного уровня отмечалось не только внешним проявлением в виде знаков отличия, но и соответствующим увеличением норм денежного или другого вида обеспечения военнослужащего.

Вручались знаки данного образца до 1961 года, когда были заменены на знаки классности единого для всех родов войск образца.

Знак классности с третьего по первый проставлялись на знаках в виде цифры, покрытой горячей эмалью, военный штурман без классности вместо цифры носил на бомбе красную эмалевую же звезду.
На знаке "Военный штурман 3 класса" горячей голубой эмалью была покрыта и сама бомба.




Крепление знаков к обмундированию осуществлялось при помощи винта и плоской гайки:



Приказом Министра обороны СССР № 0085 от 10 августа 1961 г. было введено в действие положение о классной квалификации для всего командного состава Вооруженных Сил СССР, а к нему и знака классной квалификации единого образца.

Приказом упразднялись все предшествовавшие знаки классной квалификации, за исключением знаков классных специалистов сержантского и рядового состава. Устанавливалось четыре степени классных специалистов для офицеров, генералов и адмиралов всех родов войск: специалист-мастер, специалист 1-го, 2-го и 3-го класса.
Выдача знаков производилась за отдельную плату.

Нововведение среди лётного состава вызвало резкое неприятие. Под любым предлогом лётный состав оставлял на форменной одежде знаки классной квалификации образца 1950 (1959) года.


Знаки на фото принадлежали отцу моей жены, военному штурману, начинавшему свою штурманскую карьеру на первом советском реактивном фронтовом бомбардировщике Ил-28 - между прочим, способным носить тактическое ядерное оружие.
Прежде чем был списан  из летного состава по состоянию здоровья, успел пройти всю иерархическую лестницу военного штурмана.
Tags: СССР, забытая история, история, сделано в СССР
Subscribe

Posts from This Journal “сделано в СССР” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments