Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Categories:

160 ВЕРСТА - город КИНЕЛЬ

Не могу не поделиться интересным мнением об истории города Кинеля, несколько расходящимся с общепринятым, от Константина Николаевича Сименко.
Материал дополню несколькими картами, о которых упоминает автор, но изображений которых нет в исходной статье.
Итак, слово К.Н. Сименко::

Вторая половина 19 века. Строительство железной дороги в границах будущей станции Кинель.

Интересные факты обнаружились в документальных источниках второй половины девятнадцатого века



Споры о дате основания того или иного населенного пункта — вопрос не новый. Совсем недавно историки усомнились в истинном возрасте Самары. Помнятся и дебаты вокруг «тысячелетия» Казани…

Главный вопрос в этой теме: что считать датой основания населенного пункта? Первое летописное упоминание или день, когда была поставлена первая крепость. А что же не так с нашим городом?
На этот вопрос газете ответил Константин СИМЕНКО, магистр экологии, методист Самарского областного центра детско-юношеского туризма и краеведения Центра социализации молодежи.

Анализируя и обобщая информацию о дате основания современного города Кинеля из различных документов, можно сделать вывод, что за основу взята фраза, переносимая из источника в источник: «Железная дорога прошла рядом с маленьким сельцом — Новые Студенцы, с населением 174 человека, возникшим как населенный пункт в 1837 году и расположенным на левом рукаве реки Большой Кинель». Что касается фразы: «… село Новый Студенец… расположено на левом берегу реки Большой Кинель» — это неверно ни с географической, ни с исторической точек зрения.

Мною был проведен анализ картографического и литературного материала Российской Империи, начиная с XVIII века и до двадцатого столетия, в поисках изначального расположения Кинеля и села Новые Студенцы.

Карты съемки военных топографов Российской империи под руководством А. И. Менде 1861 года и карты главного топографа военно-топографического отдела Главного Российского штаба

И. А. Стрельбицкого 1870 года, а также пояснения к ним, подтверждают: на месте современного города Кинеля в это время не существовало никакого населенного пункта.


Ну что тут можно добавить?

Разве что ПГМ - План Генерального Межевания, показывающий, что никакого Кинеля на его нынешнем месте до начала строительства железной дороги не было - впрочем, об этом мне известно давным-давно, а вот "отцам города" выгодней иная точка зрения, да...:


Но прслушаем же К.Н. Сименко далее:

А село Новый Студенец расположено на правом берегу реки Большой Кинель.

Есть и еще одна карта - действительно, село Студенцы - на правом берегу р. Б. Кинель:


В то же время из пояснительных докладных записок военного картографа К. Теннера к карте 1861 года следует, что, «…пойма реки Большой Кинель в квадрате V-II (месторасположение современного г. Кинель - ред.) на высотах 16,0-18,0 заболочена, проходимость в радиусе 7,5 верст крайне ограничена… безлюдна…». То же касается и карты 1870 года.

Я так понимаю - речь об этой карте:


Еще одним доказательством служат материалы Военно-статистического обозрения Российской Империи Департамента генерального штаба за 1853 год. В данном издании дается полное природно-хозяйственное и статистическое описание Самарской губернии. А также алфавитный список селений, где присутствуют:


  • пригород Алексеевск (176 дворов),

  • село Бобровка (243 двора),

  • деревня Студенец Новый (62 двора),

  • село Кривая Лука (177 дворов) и другие, но нет упоминания о населенном пункте на территории будущего Кинеля.


История возникновения нашего города начинается с подписания Александром II указа от 26 января 1857 года о сооружении первой сети железных дорог в России. Этот указ положил начало строительству будущей Транссибирской железнодорожной магистрали и возникновению новых населенных пунктов на карте России. В 1871 году выходит Высочайшее решение на сооружение Самаро-Оренбургской железной дороги, в 1874-м — утверждается проект железной дороги и начинается ее строительство от Сызрани, через Самару, Бузулук до Оренбурга.

Со станции Смышляевка железная дорога через деревянный мост реки Падовка проходила по ее левому берегу, где сейчас располагается пивоваренный завод «Балтика». Здесь же размещалась станция «Падовская». Затем железнодорожная ветка проходила по северной окраине современного поселка Усть-Кинельский, у села Новый Студенец через паромную переправу пересекала реку Большой Кинель, и через восемь верст, на земле, принадлежащей Валерию Ивановичу Чарыкову (на то время вятскому губернатору), начинается строительство узловой станции, которая на тот момент числилась, как 160 верста.

Приведу данные из отчета техника-строителя Оренбургской железной дороги И. Гордона: «28 августа 1874 года принимали в селе Бобровка на почте рабочий инвентарь, прибыли два геодезиста… 29 августа встречался с управляющим землевладельца Чарыкова…». И вот еще из его записей: «Земли, отчуждаемые под строительство станции, — неугодья, весной попадают под разлив р. Кинель. Поселения и времянки отсутствуют… 1 октября закончена разбивка и отсыпка двух десятин под строительство казарм и подсобных строений для жилья…» (Дневник И. Гордон, арх. Брест-Моск. ж.д. - ред.).

Станция на 160 версте Самаро-Оренбургской железной дороги была построена в конце 1875 года. Тогда это была маленькая промежуточная станция, находившаяся в ведении частной компании оренбургских купцов. Правление железной дороги в знак уважения к бывшему землевладельцу В. И. Чарыкову, назвало ее «Чарыковская». Это название подтверждается рядом дореволюционных источников. для примера назову один из них — «Материалы по гипсометрии Европейской России: свод высот нивелировки железных дорог и каталог высот над уровнем моря железнодорожных станций» А. А. Тилло, 1884 год — «…станция Чарыковская — 227.94.1».

Историю же изменений названий железнодорожного пункта «160 верста» на Самаро-Оренбургской, а затем Самаро-Златоустовской железной дороге можно проследить в Адрес-календарях и памятных книжках Самарской губернии за XIX век. Из этого следует, что четырнадцать лет, со дня своего открытия в 1875 году и до 1889 года, станция на 160 версте носила название «Чарыковская». И в 1889 году впервые на карте Самарской области появляется станция и пристанционный поселок — Кинель.

Дело в том, что еще в 1885 году, после смерти Валерия Ивановича Чарыкова его сын, Николай Валерьевич Чарыков, обратился в уездную управу и к руководству железной дороги с просьбой о переименовании станции «Чарыковская». Он обосновал эту просьбу неэтичностью использования фамилии древнего гербового дворянского рода в местах общего пользования. Так как в народе станцию называли «Чарыковка», как, впрочем, и другие: «Падовская» — «Падовка», «Георгиевская» — «Георгиевка» и т. д. Это и послужило главным поводом к переименованию. При этом большинство авторов связывает название станции Кинель с именем протекавшей рядом реки. Но, предположительно, это название стало правопреемником названия разъезда «Кинельский» на 152-й версте, располагавшегося на берегу одноименной реки.

Подводя итог, можно сказать: официальных источников, подтверждающих возникновение города Кинеля в 1837 году, нет.
Остается открытым вопрос, кто и когда первым высказал данное мнение.

Город Кинель был основан в 1875 году на пустых, незаселенных землях как железнодорожная станция «Чарыковская» Оренбургской железной дороги, и село Новый Студенец не является местом его основания. Свое современное имя город получил в 1889 году, по названию разъезда «Кинельский», находившегося на 152-й версте.


Источник:

статья Елены ВАСИНОЙ "160 ВЕРСТА - ст. «ЧАРЫКОВСКАЯ» - город КИНЕЛЬ", газета "Кинельская жизнь", Выпуск № 30 [1] (1017) от 31.07.2017 г.


Tags: Кинель, забытая история, загадки истории, как это было
Subscribe

Posts from This Journal “Кинель” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments