Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Category:

Как я паровоз голыми руками останавливал

- Товарищ прапорщик, остановите паровоз!
- Паарравооз, стой! Рраз-два!!!
(с) бородатый анекдот


Давненько я вам баек не рассказывал...
Надо исправляться. ;)
Сегодня - рассказ о том, как во второй половине 1980-х я был "машинистом" паровоза детской железной дороги в парке им. Н.Щорса, и ентот самый паровоз ловил и останавливал вот этими самыми руками.

В 1984 г., к четырехсотлетию города, в детском парке им. Щорса была открыта парковая железная дорога, проложенная по кругу диаметром 50 м.


Во второй половине 80-х на этом прямом участке полотна располагался "загон" для ночного хранения паровоза и вагонов


В этом парке, разбитом в 1940-х годах на месте старого Всехсвятского кладбища,  "паровозик" работает и сейчас - но это уже вторая реинкарнация данного аттракциона:
15 лет аттракцион радовал жителей города, а потом в связи с тем, что морально и физически устарел, был выведен из эксплуатации.

В День знаний
[01.09.2013 г., прим моё] в парке открылась восстановленная детская железная дорога. Для нее закупили новый паровоз, обновили пути. Протяженность колеи составляет порядка 200 м.

Об истории старого советского аттракциона, о котором и пойдёт речь, вы можете прочесть здесь.

Годах этак в 1987-88 во Дворце Пионеров, что расположен в парке Щорса, и которому в то время принадлежал сам парк, работал мой родной дядька Анатолий.



Круг его обязанностей был весьма широк - от эксплуатации аппаратуры радиоузла до аттракционов, главным из которых в те времена был "Паровозик" - в его первой реинкарнации, разумеется.
Выглядел он тогда вот так;


Фото Д.Сутягина. 1999г.

Летом у дядьки работы было невпроворот, и вот как-то раз он предложил мне ему помочь, поработав на аттракционе "Паровозик" машинистом, кондуктором, контролером, стрелочником - в общем, "мальчиком за всё".
За все за это он обещал мне за счет парка оплату - 10 полновесных советских рублей за день работы.
Разумеется, я согласился ;)


Как извращенно осуществлялось тогда управление "Паровозиком", вы можете прочесть у resident_63:

... управление составом стало осуществляться из электрического шкафа на краю платформы.
Там находился пульт дистанционного управления на толстом кабеле, точно такой же как на заводских кран-балках. Управление осуществлялось предельно просто - при помощи двух кнопок на пульте: черная - старт, красная – стоп.
Рычаг тормоза находился на паровозе, возле кабины машиниста, и для его остановки оператору аттракциона нужно было нажать на кнопку в электрошкафу и подбежать к краю платформы, что бы успеть дернуть за рычаг тормоза паровозика.



Вот так сегодня выглядит платформа и шкаф управления того первого аттракциона, машинистом которого я был

Соответственно, в мои обязанности входило утром визуально проверить целостность пути и отсутствие на рельсах посторонних предметов, открыть замок решетки на "отстойнике" состава, зафиксировать ворота в открытом положении, сделать пару кругов "холостого" прогона паровоза по путям - для выявления возможных неисправностей и проверки работоспособности тормозов - и объявить первый рейс громким электрозвонком (звонок, аналог обычного школьного, помещался в том же электрошкафу).

После этого из машиниста-испытателя я превращался в контролера (проверял билеты на входе на платформу) и проводника - помогал разместиться по вагонам детишкам и их родителям, закрывал "двери" вагона - сиречь, перекрывал проем входа специальной цепочкой.
Попутно все время выполнял обязанности стрелка ВОХРа - не пущал куды не положено и бдил за порядком - Тишина должна быть в библиотеке! (с)


Из этого электрошкафа осуществлялось управление паровозом - в нем скрывался проводной пульт управления, в нем же и находился станционный звонок.

В электрошкафу до сих пор на своих местах, как и 30 лет назад, остаются амперметр и вольтметр - по ним я контролировал входное напряжение и ток на двигателе паровоза.



Ну вот - всё готово, все по местам, вход на платформу закрывался цепочкой, посторонние изгонялись мной за ограждение, давался третий звонок - и я нажимал на несколько секунд на кнопку "пуск".

Почти сразу за платформой находился довольно резкий поворот, и особенно разгоняться не следовало.
Перед поворотом стоял железнодорожный светофор:


Фото Д.Сутягина. 1999г.

В то время, когда первый "Паровозик" бороздил просторы этих железнодорожных путей, на кронштейнах между рельсами находилась медная контактная шина питания электродвигателя "паровоза" - остатки кронштейнов видны на фото 1999 года.

Сейчас на том месте, где я второй раз на короткий промежуток времени включал двигатель паровоза, стоит ангар и станция обновленного "Паровозика":


Вид примерно того же участка дороги сегодня - платформа и депо для хранения нового подвижного состава.

Слева, практически сразу за поворотом, на пассажиров взирала отрубленная голова богатыря-великана из пушкинской сказки - она и сейчас всё там же:



Дальше нужно было снова выключить двигатель, ибо паровозик с двумя вагонами катился, раскачиваясь и стуча колесами на стыках, по достаточно высокой насыпи, а дорога при этом постепенно забирала влево и шла под уклон вниз:



Следующим испытанием для нервов машиниста был мостик - дядька говорил, что однажды во время холостого тестового прогона на максимальную скорость паровоз с вагонами, гружеными мешками с песком, сошел на мостике с рельс - потому мост надо было проходить накатом, заранее погасив скорость.



Мостик примерно так же выглядел и 30 лет назад:



Еще один тяговый импульс на практически непросматриваемом с места машиниста на платформе участке круга (за деревьями не видно было) - и впереди следующее препятствие, перед которым необходимо держать ухо востро - железнодорожный переезд, вернее - пересечение путей пешеходной дорожкой, по которой что сейчас, что тогда любили дефилировать мамаши с колясками, в которых сидели "онижедети":



Поскольку рычаг тормоза, как вы помните, находился на самом паровозе, а машинист - то есть я - оставался на платформе, приходилось давать звонком сигнал пешеходам и всячески орать им матюгами во всю глотку, если пёрли через пути, невзирая на приближающийся состав (мамаши - это ж не утки, их паровозом не напугаешь ;)).

В общем, не любил я тогда это место ;))



Еще один поворот, разгон паровоза, прохождение "ночного депо" - и поезд подкатывает к повороту на станцию:


Обратите внимание, что от платформы до ж/д переезда (чуть правее пушки) довольно далеко, да сам переезд еще и за деревьями - в общем, было за что не любить этот переезд ;))

Главное тут - не перепутать, первый круг едет паровозик или второй - если первый, то все повторяется снова по тому же сценарию, если второй - то выключить двигатель паровоза надо малость поранее, еще перед поворотом к платформе - и идти ловить рычаг тормоза приближающегося локомотива ;))

Такая катавасия продолжалась часов с 10 утра и часов до 14-15 - к вечеру от бесконечного детского ора, визга, мамашкиных воплей, звонков паровоза и моих собственных матюгов воплей на тупых педестрианов, прущих под паровоз, что твоя Анна Каренина, голова шла кругом, и я иногда ошибался в счете до двух - если с перепутки тормозил паровоз после первого круга, орали возмущенные папаши, если ж пропускал момент и не затормаживал паровоз на втором круге - орали счастливые дети, получившие халявный бонус ;))
Мамашки находили повод поорать практически при любом исходе - но времена тогда были суровые, совецкие, и моё брутальное "Немедленно покиньте платформу, требование безопасности на железной дороге!" в то время еще действовало безотказно ;))



Так что теперь могу с гордостью ввернуть при случае, что голыми руками паровоз останавливал ;))
Причем легко ;))




Источник старых фото Д.Сутягина 1999г. - пост "История детской железной дороги в парке им. Щорса" блогера resident_063.
Остальные фотографии - мои собственные.

Tags: Куйбышев, СССР, байки, как это было
Subscribe

Posts from This Journal “байки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments

Posts from This Journal “байки” Tag