Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Category:

История одного моста

Многие из самарцев, а тем более - кинельцев, кому доводилось бывать в Усть-Кинельском, Студенцах, СХИ или самом Кинеле, возможно, неоднократно проезжали по старому автомобильному мосту через реку Большой Кинель.

Примечателен мост, в частности, тем, что на въезде на него со стороны левого берега и автодороги Р225 стоит приметный указатель - памятник советского промарха, когда-то облицованный цветным кафелем.

Ездил и я по нему если не сотни, то уж десятки раз - точно, и до определенного времени сам мост не казался мне чем-то примечательным, достойным исследований или даже упоминаний.

Однако я ошибался, у моста оказалась довольно интересная и полная неожиданных поворотов судьба, да и отдельные его части оказались гораздо старше, чем казалось на первый взгляд.

Частично об истории этого моста я рассказывал в своём апрельском исследовании отступления чехословацких легионеров и войск Народной Армии КОМУЧа из Кинеля в октябре 1918 года и взрыва ими мостов через реку Большой Кинель (которых на тот момент оказалось два).


Однсако в тот раз разговор шел больше о судьбе железнодорожного моста, того самого, который был восстановлен красными в конце марта 1919 года, и по которому до сих пор ходят поезда.

Сегодня же я хочу подробно рассказать о нелегкой судьбе другого моста - того, что уже более 55 лет существует как автомобильный.

Начнем с того, что этот мост появился на свет как железнодорожный.

Как известно, первоначальная ветка Самаро-Златоустовской железной дороги проходила севернее её нынешней трассы - об этом у меня есть отдельное исследование, вдоль этой заброшенной ветке я даже прокатился на велосипеде пару лет назад.

На этой ветке, на небольшой части которой находится теперь автодорога, и появился изначально наш мост.

Более того - первоначальный мост, построенный к концу 1870-х, уже к концу 1890-х устарел и был перестроен.
Вот исполнительный чертеж нового моста (источник):





Об истории строительства и реконструкции мостов можно прочесть на сайте РГАНТД в статье "Становление Кинельского железнодорожного узла (1877–1917 гг.)":

К концу 70-х годов [старый] мост был сдан в эксплуатацию, после чего значительно увеличился грузооборот станции Кинель. Возведенный мост просуществовал десять лет, но по мере эксплуатации потребовалась его полная реконструкция. И на протяжении 90-х годов шла активная работа по проектированию нового моста.
Чтобы сократить затраты на его сооружение, Управление дороги распорядилось переносить отдельные части старого моста на новое сооружение. Так поступили с металлическими опорами старого моста. Параллельно шло проектирование и новых быков и устоев.


Закончилась эта сложная и кропотливая работа в 1899 г. с утверждением окончательного проекта [нового] железнодорожного моста через р. Б. Кинель Управлением Казенных дорог 11 марта 1899 г.

Именно с этого момента начались работы по его возведению. Этот мост явился одним из оригинальнейших сооружений, построенных знаменитым инженером Н.А. Белелюбским, возведение которого проводилось по системе расскосных галанских мостов – с ездой по низу. Строительство было окончено лишь 1 октября 1900 года. Именно в таком виде мост просуществовал до 1906 г., пока не выяснились некоторые неудобства при его использовании. Они были связаны с перегрузкой ферм, и вследствие этого провелась их частичная реконструкция.


В 1896 году министр путей сообщения разрешил строительство второго пути на участке Самара-Кинель Самаро-Златоустовской железной дороги между Самарой и Смышляевкой путем расширения существующего полотна, а на остальном протяжении между станциями Смышляевка и Кинель путем устройства новой обходной линии по разливу реки Самара. Сделано это было по причине постоянных снежных заносов на горе.

Новая ветка была запущена в эксплуатацию в ноябре 1915 года, а старая - разобрана. Об этом можно прочесть в книге кинельских краеведов В.И. Кривобокова и О.Н. Кудряшовой "Междуречье" (цитируется по посту И.Кондратьева gregorko):

5 ноября 1915 года старая ж.д., соединяющая Кинель со Смышляевкой, была ликвидирована из-за того, что поезда приходилось водить на большие подъемы и спускать с крутых уклонов. Новая трасса с 5 ноября пролегла через пригород (Алексеевская) с левой стороны параллельно реке Самара и на Смышляевку. Станция Кинель с этого времени стала станцией первого класса.

Соответственно, с конца 1915 года наш мост перестал быть железнодорожным, и после разборки путей мог использоваться как обычный.

Еще одна цитата:
Оригинален в техническом решении мост через р. Кинель на низовом (четном) пути на 148 версте линии Батраки—Кинель у станции Кинель Самаро-Златоустовской (ныне Куйбышевской) железной дороги. Двухпролетный мост (2x30) через реку Кинель был построен в 1897—1898 годах из сварочного железа и рассчитан но нормам 1896 г. Металлические опоры были полностью перене­сены со старого моста, который был построен еще в конце 70-х го­дов XIX века.

Дальнейшую судьбу нашего моста можно проследить в статье Нины БУХВАЛОВОЙ в газете "Неделя Кинеля",   №32 (868) за 01.09.2014 г.:

Конструкция металлического моста состояла из двух пролетов по 65 метров. Во время гражданской войны белочехи, отступая из Самары через наш поселок [Студенцы], мост взорвали.

Разрушенное сооружение простояло долгие годы. Наконец, в 1958 году, при строительстве автомагистрали Куйбышев-Отрадный, возникла необходимость в восстановлении моста. За три года его опоры были реконструированы, осенью 1961 года мост ввели в эксплуатацию уже как автодорожный. До этого переправа через реку осуществлялась двумя способами: весной по большой воде ходил паром, на лето ежегодно возводили деревянный мост.


Сорок лет, с 1918 по 1958 годы, наш мост выглядел вот так (фото, датируемое примерно 1950-ми, из паблика в Одноклассниках):



Обратите внимание на уровень воды в Кинеле - сейчас в межень центральная опора моста всегда полностью в воде.

И только в конце 1950-х мост стал пребражаться (фото из паблика в Одноклассниках):



В совершеннейшей правдивости всего вышесказанного я смог убедиться собственными глазами, проезжая по мосту на велосипеде.

Разумеется, упустить такой случай я не мог (обычно проезжал тут на машине) - и решил обследовать сооружение поближе.
Пристегнув велик к ограждению моста рядом с остатками шкуры еще одного экскурсанта ;)), я по отмостке береговой опоры спустился под мост.




Сразу же стало понятно, что опоры моста действительно надстраивали - отлично заметна граница между той частью береговой опоры, которая была построена в 1900 году, и той частью, что была возведена на ней в 1961-м:



Береговая опора левого берега с другой стороны, от  воды:



Обратите внимание на тщательность обработки бутового камня, особенно на углах - сейчас уже давным-давно так не делают...



Почерк разных эпох явно виден - "проклятый царизм" и "построенный социализм" эпохи Никиты Сергеевича:



Местами очевидно, что даже с виброуплотнением бетона не заморачивались:



Не отказал себе в удовольствии прокачать скилл верхолазания, прошедшись немного по полке стального пролета моста. что б удачней снять бык центральной опоры моста:



Впрочем. как оказалось, вспоминать навыки альпинизма особой необходимости не было - на обратном пути заметил, что можно довольно просто попасть внутрь моста, под пролёты - под ними устроен уютный технологический мостик ;)



Бык центральной опоры, сооружению уже 117 лет:

Сравнив это фото с вышеприведенной послевоенной фотографией этого же быка, можете представить. насколько сейчас, после заполнения Саратовской ГЭС, поднялся уровень воды в Большом Кинеле - впрочем, как мы видим по отметкам уровня, из-за постоянных дождей уровень выше отметки меженного примерно на 1 метр.

Но вот я и миновал 30 саженей одного пролета и перешел на пролёт второй.
Там, где когда-то стояли стальные опоры еще с первой версии моста постройки 1870-х, сейчас возвышаются железобетонные опоры нынешнего моста:



Двутавры стальных пролетов частично сварные, но соединяются меж собой их части еще по-старинке, при помощи заклепок:



Судя по образчикам "наскальной" живописи, объект пользуется успехом у местных тинейджеров, скорее даже - младших школьников ;)

Береговая опора правого берега:



Но вот и всё - миновал и еще 30 саженей, мост пройден, пора возвращаться - фото мостовых конструкций в сторону левого берега, на котором остался мой велосипед:




Вот такая вот интересная оказалась судьба у этого построенного еще при Николае Александровиче моста...

Попутно разрешилась еще одна давнишняя загадка - сделав фото с пешеходной дорожки моста, могу теперь со всей определенностью сказать - чехословацкие легионеры купались летом 1918 года не у этого моста:



Не совпадает как минимум несколько деталей - в частности, разнится количество рядов кладки береговых опор



Впрочем, теперь, после изучения космоснимка 1966 года, мне совершенно очевидно, где это было - у современного железнодорожного моста, на левом берегу реки - что доказывает наличие на космоснимке сохранившегося до 1966 года и ныне отсутствующего барака, видного на фото 1918 года;



Ну и последнее - поскольку с моста отлично просматривается высота 142.4, на которой мной идентифицирован ряд позиций штабс-капитана Василенко из Народной Армии, можно с определенностью утверждать, что с этих позиций простреливались подходы к мосту:




Ну вот теперь на сегодня всё ;)

Tags: 1918, Кинель, велосипед, забытая история, загадки истории, как это было
Subscribe

Posts from This Journal “как это было” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments