Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Category:

Трактат о почтовом тракте - часть 2

Продолжение трактата, начатого в прошлом посту.

Итак, с левого берега Большого Кинеля я по предполагаемому пути почтового тракта прокатился, но осталась какая-то незавершенность, которая глодала меня аж пару последующих, перемежаемых дождями дней - и вот как-то утром, вернувшись с собакопрогулки и придя к выводу, что грунтовки вроде не сильно раскисли, а корчевать запланированный пень канадского клёна на участке чертовски лениво, я снова взял фотоаппарат и выкатил велик из гаража, не забыв заглянуть в прогноз погоды.

Прогноз до 16 часов обещал отсутствие осадков - и это внушало.

А посему я прыгнул на велик и погнал своего железного алюминиевого коня в Усть-Кинельский, к автомобильному мосту через Большой Кинель.
Об этом мосту и некоторых прочих попутных приключениях будет рассказано отдельно, а сегодня - о той части моего пути, которая привела меня в дачный поселок Советы, на другом, правом берегу Большого Кинеля.



Всё шло практически полностью согласно купленным билетам запланированного давным-давно маршрута, по дачным улочкам я двигался вдоль изогнутой серпом Кинельской старицы, вот-вот скоро дорога должна была повернуть налево, в сторону реки, к бывшему мосту...



Но вот и первая незадача ...



"Тракт", до того отлично проезжабельный и даже не грязный благодаря насыпанному дачниками щебню, вдруг внезапно упёрся в заливчик той самой серповидной протоки...

Попытки объехать препятствие ни справа, ни слева, ни по соседней улице успехом не увенчались...
Было жаль, но, похоже нужно было возвращаться.

Пытаясь сфотографировать смартфоном знак "проезд запрещен" на заборе, выросшем поперек проезда, вконец посадил батарею старенького айфона - он вырубился и даже не включался.
Плюнув, решил уже возвращаться, однако, вернувшись на пару сотен метров, вспомнил, что видел уходящую в сторону реки грунтовку.
Доехав до неё, решил проверить - и эврика, дорога нашлась, и даже в нужном направлении (которое улавливал чисто нюхом, как хаскособако Рич, ибо смартфон-то с ГЛОНАССОМ-GPSом сдох ;)))

Когда впереди замаячил огроменный осокорь, который мог помнить если уж не Пушкина, то уж Каппеля и Чапаева-то точно ;)), остановился его сфотографировать:



Это была моя ошибка ;))

Местные комары были настолько дикими, что наверняка ничего не слышали о репеллентах и их эффективности против них, комаров - во всяком случае, несмотря на обильно сбрызнутые перед поездкой аэрозольным репеллентом ноги и руки, я умудрился за два взмаха прикончить десятка три этих ненасытных тварей, шустро свернул камеру и, прыгнув в седло, помчался вперёд, надеясь сбить пламя агрессоров скоростным напором ;)))

Увидав ответвление в сторону, выехал на берег Кинеля - но до предполагаемого моста было еще несколько сот метров, в чем я получил возможность убедиться, попытавшись вновь включить смартфон - он малость остыл и таки завёлся ;))

Дорога вывела меня на заросшую травой полянку - тракт, по прикидкам моим и данным навигатора, шел мимо этих здоровенных осокорей (эти были поменее, но уж если не Каппеля - то смертоубийство тов. Куйбышева должны были помнить) ...</span>



и именно здесь, по данным моего смартфона, изученных ранее космоснимков и загруженного маршрута, наш почтовый тракт поворачивал на берег реки:



Заросли травы меня и вовсе не пугали - велик отлично катит по ним, но буквально метров через 50  - очередная засада:



Но я уже чувствую запах воды (второпях не взял даже фляжку с водой, да ;)) - и лужу обхожу справа, прямо по бурелому. волоча велосипед то рядом, то за собой, и радуясь, что в велошлеме - пару раз таки приложился о нависающие ветки ;)))

Но вот лужа таки обойдена, и велосипед привален к дерву на...

... самом берегу Кинеля, на том месте. на которое я смотрел с противоположного берега пару дней назад!



Вон и тот прогальчик меж кустами, куда я выезжал - как на ладони

Впрочем, если малость покрутить трансфокатор - то и не как на ладони ;)))

Данный космоснимок наглядно представляет примерную траекторию прохождения тракта (розовый), данные карты 1918 года (малиновый) и треки моих изысканий:
белый - моей первой велопоездки в поисках моста
синий - наших пеших походов с псами
зеленый - велопоездки 27.06 по левому берегу Кинеля
и циан - трек поездки 29.06 со стороны пос Советы, о котором шел сегодняшний рассказ



Итак, тракт пройден с обеих сторон, к месту предполагаемого моста я выехал на обеих берегах - и ни там. ни там не обнаружил никаких следов его существования.

Случайность?
Не думаю...

В моих анналах обнаружился скачанный несколько лет назад космический снимок, сделанный 7 июня 1966 года в рамках программы CORONA американским спутником-шпионом KeyHole-7 (источник - сайт camarka.ru)

Повозившись несколько с его привязкой и наложив все уже известные вам треки на этот снимок, я задумался...




Лирическое отступление за гидрографию и ее влияние на исторические артефакты

Для более наглядной иллюстрации изменений в гидрографии Самаро-Кинельской стрелки за последние 50 лет сделал анимированную гифку.
Основа для сравнения - сделанный 7 июня 1966 года в рамках программы CORONA американским спутником-шпионом KeyHole-7 (источник - сайт camarka.ru).
Высокий уровень воды на снимке 1966 года вызван еще не окончившимся половодьем.

Strelka.gif

Снимок привязывался по целому ряду неизменных объектов, которые мне удалось идентифицировать на снимке - железнодорожным путям, мостам, старым, давно ставшим глухими и потому практически не изменившимся старицам.

Очевидно изменение русел как Большого Кинеля, так и реки Самары, а также самой стрелки двух рек.
Предположив, что столь заметные изменения вызваны подпором Саратовского водохранилища, заполнение которого происходило в 1967-68 годах, уже после того, как американский спутник сделал эту фотографию, занялся выяснением вопроса продолжительности и высоты паводков до зарегулирования стока Волги..

И тут выясняется прелюбопытнейший факт - до строительства водохранилищ Волжского каскада уровень паводка в районе Самары отличался от современного на 9 метров!

В большую сторону, что характерно:



Если за 50 лет с зарегулирования стоков волжского бассейна гадрография этого района изменилась столь заметно - то как и с какой скоростью могла она меняться в те 100-150 лет существования тракта, когда половодье поднималось относительно максимального уровня половодья 1979 года еще на 9 метров?
Мой дом, например, выше уровня рек в половодье примерно метров на 12-14, по моим прикидкам - так что 16-метровый паводок вполне мог придти и к нам на порог ;)

Учитывая столь мощные паводки, в том числе аномальные наводнения 1926 года и ряда более ранних, сложно, конечно. быть уверенным в том, что обнаруженный мною предполагаемый тракт проходил именно там. где я его нарисовал - но, тем не менее, шел он примерно в этих местах, хотя выглядели они в то время, когда по тракту мог проезжать Пушкин (а уж проезжал ли - второй вопрос :)), безусловно, иначе.

И тем не менее, при столь высоких уровнях допустимых погрешностей, недостаточности достоверных и точных картографических данных и всей неоднозначности сделанных на основе их анализа выводов я считаю свой труд далеко не напрасным ;)

как минимум - сам развлёкся и вас развлёк ;)

На том и позволю себе закончить ;)

Tags: Кинель, велосипед, заброшенные объекты, забытая история, изследования, история, карты, навигация, почтовый тракт
Subscribe

Posts from This Journal “изследования” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments

Posts from This Journal “изследования” Tag