строительством которого в декабре 1918 - апреле 1919 годов руководил небезызвестный генерал Д.М, Карбышев.
Вновь вернуться к этой теме заставил уже давным-давно планировавшийся, и вот только недавно состоявшийся, выезд к еще одному артефакту, по моему убеждению, относящемуся к сооружениям Самарского УР.
Но начну по порядку.
Еще несколько лет назад мой кинельский коллега Игорь упоминал, что обнаружил неподалеку от железнодорожного переезда на станции Кинель полузасыпанные окопы, и даже примерно описал мне, где именно их нашел - но, несмотря на то, что артефакт фактически находится в городской черте, мне всё никак не удавалось не только к нему выбраться, но и рассмотреть окопы на космическом снимке.
Но вот на прошлой неделе звёзды сложились как надо, я сел на велосипед и отправился за Игорем, который работал как раз поблизости от артефакта.
Буквально через пару десятков минут мы были уже на месте.
На космическом снимке эти окопы выглядят вот так:
Находятся они вот здесь:
В том, что это именно окопы, сомнений нет никаких - зигзагообразный классический ход сообщения соединяет несколько стрелковых ячеек:
Что б лучше рассмотреть форму сооружений, подобрал на Googl'е несколько космоснимков за разные годы, стараясь выбирать осенние или зимние, лучше выделяющие рельеф:
Наиболее четко траншеи читаются на зимнем снимке 2002 года:
Однако после проливных дождей нынешнего лета трудно было ожидать, что окопы на местности будут выглядеть так же четко, как на космоснимке - так что для того, что б проявить их профиль, пришлось постараться, протоптав тропинку в траве по пояс:
От огромного колючего куста сооружение раздваивается - один отрезок идёт параллельно речке Язёвке:
... а второй, представляющий собой зигзагообразный ход сообщения, уходит на восток:
... где оканчивается поперечной траншеей, обращенной фронтом на восток, в сторону ожидаемого нападения войск Колчака.
Разросшееся разнотравье почти полностью скрывает и так довольно сильно оплывшие траншеи - песчаный грунт и влажная низина не способствуют сохранности земляных сооружений.
И тем не менее, современная глубина окопа - примерно по колено:
Позиция, по всей видимости, должна была прикрывать входные стрелки станции Кинель с правого фланга.
Левее проходят железнодорожные ветки - одна на Оренбург, вторая - на Урал.
До ближайшей ветки - чуть больше сотни метров:
С противоположного фланга - речка Язёвка и железнодорожные пути:
В тылу - станция Кинель.
Очень похоже, что под этим кустом скрываются, скорее всего, остатки когда-то бывшей там землянки - сквозь ветки видно, что куст находится в яме, но пробраться сквозь плотный колючий куст нам не удалось, так что эту версию подтвердить или опровергнуть не получилось.
Хотя, исходя из общей логики построения опорных пунктов Укрепленного Района, землянка там быть была просто обязана.
На схеме укреплений Самарского УР одна из укрепленных линий проходит как раз через ст. Кинель:
Полагаю, именно к ней и относятся эти укрепления.
Судя по всему, остальные опорные пункты этой линии ушли под более позднюю городскую и станционную застройку - и до наших дней сохранились только эти окопы...
Сохраниться, пожалуй, могли еще и укрепления, расположенные восточнее станции - так что будем искать...