Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Category:

Кто же взорвал мост и через какой Кинель?

После вчерашнего поста про сдачу красными станции Кинель в июне 1918 года и мост через Большой Кинель я думал, что вопрос с возможным взрывом моста красными закрыт раз и навсегда - однако вчера же мне поступил еще один комментарий - на этот раз от sergeys7:

Живу в Усть-Кинельском уже 37 лет и хорошо помню, что даже учителя в школе говорили про взорванный белочехами при отступлении мост (про красноармейцев не говорили, возможно за давностью лет историческая достоверность могла и исказиться), предупреждали, что бы не ныряли там, мало ли какие железки могли остаться.
Мост тот, который автомобильный сейчас.
Его построили в 60 годах 20-го века, на опорах старого ж/д моста немного приподняв насыпь перед и после моста.
Кстати, на фотографии где чехи купаются, как раз из воды железные балки торчат.




На фото, похоже, из воды торчат рельсы - красные могли пути разобрать и рельсы в воду скинуть, а мост так и не взорвать - или времени, или взрывчатки не хватило.
В любом случае на фото мост цел - каким бы из двух мостов он не оказался.

Достаточно подробно обстоятельства взятия Самары чехословаками 8 июня 1918 года я описывал в своём посте двухлетней давности "Взятие Самары белочехами в 1918 году".

С тех пор удалось найти еще ряд интересных, хотя и противоречивых, данных о том, что происходило в наших краях в начале июня 1918 года.

Свидетельствует книжка краеведов из Алексеевки В.И. Кривобокова и О.Н. Кудряшовой  "Междуречье. История Кинельского района." тираж 1500 экз, ЗАО "Торрас-Плюс", 1998:

Междуречье. История Кинельского района:
6 июня [1918 года] на станцию Кинель подошел из Бугуруслана бронепоезд с отступающими красногвардейцами.

7 июня после полудня на станции уже разгружался эшелон с белочехами, командовал разгрузкой майор Ребенда. Вечером на озере "Моховом" был расстрелян комиссар Н.П. Дудочкин из Бузулука.

8 июня через Алексеевку прошли кавалерийский полк и броневики белочехов на штурм Самары.

9 июня в Самаре образовано демократическое правительство КОМУЧ...

Даты и факты весьма противоречивы, откуда их взяли краеведы из Алексеевки - к сожалению, неизвестно.
Возможно, это записанные кем-либо свидетельства очевидцев.
В этом случае вполне вероятно, что речь идёт вовсе не о белочехах - во всяком случае, по другим данным, вечером 8-го же из Смышляевки в Кинель отступил "Первый боевой поезд Ревякина" .

Теперь вернемся к нашему мосту (вернее, мостам), и все-таки поставим раз и навсегда точку над тем, где именно проходила железная дорога в июне 1918 года, и где находился действующий железнодорожный мост через Большой Кинель.

Как известно, первоначальная ветка Самаро-Златоустовской железной дороги проходила севернее её нынешней трассы - об этом у меня есть отдельное исследование, вдоль этой заброшенной ветке я даже прокатился пару лет назад.

Однако сама трасса хтой ветки была признана почти сразу же неудачной (по причине того, что зимой её постоянно заносило снегом), и уже в 1888 году предпринимаются шаги по её переносу южнее, вдоль реки Самары и тогдашней почтовой дороги Алексеевка-Кинель - о чем свидетельствует вот эта схема подлежащих выкупу для нужд строительства новой железнодорожной ветки земель:



Новая ветка была запущена в эксплуатацию в ноябре 1915 года, а старая - разобрана. Об этом можно также прочесть в уже упоминавшейся книге В.И. Кривобокова и О.Н. Кудряшовой "Междуречье" (цитируется по посту И.Кондратьева gregorko):

5 ноября 1915 года старая ж.д., соединяющая Кинель со Смышляевкой, была ликвидирована из-за того, что поезда приходилось водить на большие подъемы и спускать с крутых уклонов. Новая трасса с 5 ноября пролегла через пригород (Алексеевская) с левой стороны параллельно реке Самара и на Смышляевку. Станция Кинель с этого времени стала станцией первого класса. Она уже относилась к крупнейшим станциям старой России.

Совершенную определенность в этом вопросе вносит и карта, выпущенная в 1919 году и отображающая состояние местности в Самарской губернии на 1918 год (кликабельно):



Увеличенный фрагмент интересующего нас участка приведён ниже - видна действующая на тот момент железнодорожная ветка, совпадающая с современной, и недействующая старая, уже без рельсового пути, отмеченная как ряд выемок:



Тот же самый фрагмент карты 1918 года, наложенный на современный космический снимок, расставляет все точки над i.
Трасса старой ветки обозначена красным, современное шоссе Р225 - желтым:



Видно положение двух мостов - бывшего железнодорожного, а на июнь 1918 года - уже шоссейного справа посередине), и действовавшего на тот момент железнодорожного (ниже и левее).

Об истории строительства двух мостов можно прочесть на сайте РГАНТД в статье "Становление Кинельского железнодорожного узла (1877–1917 гг.)":

К концу 70-х годов [старый] мост был сдан в эксплуатацию, после чего значительно увеличился грузооборот станции Кинель. Возведенный мост просуществовал десять лет, но по мере эксплуатации потребовалась его полная реконструкция. И на протяжении 90-х годов шла активная работа по проектированию нового моста.
Чтобы сократить затраты на его сооружение, Управление дороги распорядилось переносить отдельные части старого моста на новое сооружение. Так поступили с металлическими опорами старого моста. Параллельно шло проектирование и новых быков и устоев.


Закончилась эта сложная и кропотливая работа в 1899 г. с утверждением окончательного проекта [нового] железнодорожного моста через р. Б. Кинель Управлением Казенных дорог 11 марта 1899 г.
Именно с этого момента начались работы по его возведению. Этот мост явился одним из оригинальнейших сооружений, построенных знаменитым инженером Н.А. Белелюбским, возведение которого проводилось по системе расскосных галанских мостов – с ездой по низу. Строительство было окончено лишь 1 октября 1900 года. Именно в таком виде мост просуществовал до 1906 г., пока не выяснились некоторые неудобства при его использовании. Они были связаны с перегрузкой ферм, и вследствие этого провелась их частичная реконструкция.


В 1896 году министр путей сообщения разрешил строительство второго пути на участке Самара-Кинель Самаро-Златоустовской железной дороги между Самарой и Смышляевкой путем расширения существующего полотна, а на остальном протяжении между станциями Смышляевка и Кинель путем устройства новой обходной линии по разливу реки Самара . Сделано это было по причине постоянных снежных заносов на горе.

Еще одна цитата:
Оригинален в техническом решении мост через р. Кинель на низовом (четном) пути на 148 версте линии Батраки—Кинель у станции Кинель Самаро-Златоустовской (ныне Куйбышевской) железной дороги. Двухпролетный мост (2x30) через реку Кинель был построен в 1897—1898 годах из сварочного железа и рассчитан но нормам 1896 г. Металлические опоры были полностью перене­сены со старого моста, который был построен еще в конце 70-х го­дов XIX века.

Вновь обратимся к книге Кривобокова и Кудряшовой "Междуречье" (опять цитируется по посту И.Кондратьева gregorko):

1919 ГОД. ХРОНИКА. СОБЫТИЯ
30 марта. Восстановлен железнодорожный мост через реку Кинель, взорванный отступающими белочехами.


Напомню, что Кинель белочехи покинули в начале октября 1918 года - арьегард белых, Вольский полк "Народной армии" КОМУЧ оставил лишь в середине дня 10 октября.
Таким образом, для восстановления взорванного моста потребовалось более пяти месяцев - что совершенно не удивительно, достаточно посмотреть на размер пролетов и быков этого моста.

Если бы мост взорвали красные в июне, то КОМУЧ и белочехи просто физически вряд ли успели бы восстановить его к моменту своего отступления из Кинеля - а ведь в течение лета через Кинель двигались десятки эшелонов чехословаков.

Про мост, взорванный белочехами и восстанавливаемый еще в 1919г., можно найти упоминания и в художественной литературе:
В девятнадцатом при четырнадцати детях задумал Петр Девятаев переселиться на вольные сибирские земли, куда многие подавались. За Самарой застряли: белые взорвали железнодорожный мост через реку Кинель. Красноармейцы его восстанавливали. С ними и Петр. В кузнице все нужное ковал. Да налетела белая банда, станцию из пушек обстреляла. Петра ранило, к тому же тифом заболел и скончался.

Кажущееся же противоречие моей версии расположения железнодорожного моста через Б.Кинель и высказанного коллегой sergeys7 и вовсе разрешается просто - мостов было 2, и взорвали их белочехи оба - цитирую статью из газеты "Неделя Кинеля",   №32 (868) за 01,09,2014 г. Нины БУХВАЛОВОЙ:

Мост судьбы
Есть и другая версия образования поселка. Во второй половине девятнадцатого столетия в наших краях строился участок Транссибирской магистрали — Самаро-Златоустовская железная дорога. Во время возведения железнодорожного моста через реку Кинель здесь строители и выбрали себе место для жилища и базы. Поселение назвали Студенцы — то есть холодный, студеный.
Конструкция металлического моста состояла из двух пролетов по 65 метров. Во время гражданской войны белочехи, отступая из Самары через наш поселок, мост взорвали.

Разрушенное сооружение простояло долгие годы. Наконец, в 1958 году, при строительстве автомагистрали Куйбышев-Отрадный, возникла необходимость в восстановлении моста. За три года его опоры были реконструированы, осенью 1961 года мост ввели в эксплуатацию уже как автодорожный. До этого переправа через реку осуществлялась двумя способами: весной по большой воде ходил паром, на лето ежегодно возводили деревянный мост.


Поскольку один мост (железнодорожный) был восстановлен 30 марта 1919 года, а второй - лишь в 1961 году (старый, в то время уже без путей), никакого противоречия тут нет - было два моста, и оба были взорваны (что логично, при отступлении, не так ли?).

Стало быть, и на первой фотографии с купающимися легионерами - всё же не старый мост в Студенцах (тут я ошибся в своих первоначальных предположениях), а тот самый, железнодорожный, который те же легионеры, отступая, взорвут в октябре, а красные восстановят только в марте 1919 г.
Впрочем, внимательно посмотрев на скриншоты с видеозаписи пролетов этого моста, я пришел к выводу. что и пролеты его - аутентичные концу XIX - началу XX века, ибо не сварные, а клёпаные:




И все же красные взорвали как минимум один мост - только даже не через Б.Кинель:
Цитируется по изданию: Попов Ф.Г. 1918 год в Самарской губернии. Хроника событий. Куйбышев, 1972. 328 с.

21 ИЮНЯ
Ст. Абдулино. Чтобы задержать продвижение белочехов и белогвардейцев, в ночь на 21 июня машинисты Т. М. и Г. П. Чариковы по поручению абдулинского ревкома взорвали железнодорожный мост на р. Бактак в 3 км западнее ст. Абдулино. Бугурусланский и абдулинский красногвардейские отряды, которые участвовали в сдерживании наступавших белочехов по железнодорожной линии от ст. Кинель, отступили к ст. Чишмы.
Днем белочехи и белогвардейцы заняли станцию и село Абдулино. Недалеко от Абдулино в руки врага попал разведчик абдулинского отряда бывший матрос крейсера «Варяг» А. Ф. Еремеев. Он был расстрелян. Схвачены и погибли в белогвардейских застенках участник борьбы с самодержавием с 1905 года Е. Г. Зубов, его брат А. Г. Зубов и другие рабочие (ГАОО, ф. 3996, оп. 1, д. 5, л. 11; ВС, № 120; ЗИВ, № 61; СВ, № 11; Сообщение абдулинского музея краеведения).


Есть у меня и версия, какой мост ремонтировали чехословаки на фотографии с надписью "чехословацкие добровольцы ремонтируют мост через реку Кинель"
(
Českoslovenští dobrovolci při opravě mostu přes řeku Kiněl, 1918.) - это может быть мост через реку Малый Кинель возле Кинель-Черкасс.



Tags: 1918, Кинель, Самара, Самаро-Златоустовская железная дорога, гражданская война, забытая история, загадки истории, изследования, как это было
Subscribe

Posts from This Journal “1918” Tag

  • КОМУЧ

    В своём блоге я довольно много писал о событиях лета 1918 года, когда власть в Самаре на штуках чехословацкого легиона перешла к КОМУЧ - Комитету…

  • Кемер, лейтенант Мустафа Эртугрул и потопленный "Paris II"

    Про затопленный в Первую Мировую войну близ гавани Кемера французский корабль я слышал еще во время нашего первого посещения Турции в 2003 году - к…

  • Военно-авиационная школа КОМУЧ в Самаре

    Появление в Самаре авиационных подразделений весной 1918 года было связано с наступлением Германии вглубь Советской России. В связи с угрозой…

  • Партизаны-домашкинцы

    Около двух лет назад я довольно подробно писал о Домашкинском партизанском отряде, и, в частности, о том, что в ноябре 1918 г. отряд влился в состав…

  • Гидро-авиационная команда в Самаре в 1918 году

    История отряда гидроавиации, перебазированного в Самару в марте 1918 года и размещавшегося там до занятия Самары чехословаками 8 июня 1918 года,…

  • На велосипеде по следам 4-го Николаевского полка

    Около месяца назад я уже писал об одной интересной фотографии из экспозиции Государственного Исторического Музея (ГИМ), на которой изображена…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments