И вот вчера в комментариях к этому посту Павел Ермолаев высказал предположение, что оборона станции таки была - более того, что красные при отступлении всё же взорвали железнодорожный мост через реку Кинель.
Приведу этот комментарий полностью:
На самом деле оборона ст. Кинель была. Докладная записка Подвойского приведена у Вас не в полном объеме. Вот как обстояло дело. Этот эпизод упоминается мной в моей (надеюсь) будущей книге.
"В это время на узловой станции Кинель, к востоку от Самары скопилось большое количество военных грузов и имущества. Туда же переместился штаб Самарской группы войск Яковлева (3 июня).
Требовалось задержать чехословацкие войска хотя бы на несколько дней. Решать эту задачу выпало отряду Первый боевой поезд Ревякина, который был направлен из Оренбурга на ст.Кинель в распоряжение Яковлева.
Вечером 8 июня бронепоезд Ревякина проследовал через Кинель в сторону Самары и вступил в бой с противником на ст.Смышляевка ( восточная окраина Самары), после чего вернулся на ст.Кинель.
Бойцам отряда удалось в последний момент взорвать железнодорожный мост, разрушить пути и тем самым приостановить наступление белочехов.
Об этом эпизоде упоминает Ревякин в своих воспоминаниях. Однако в докладной записке Н.И.Подвойского в Наркомвоен о положении на чехословацком фронте от 11 июня не упоминается о подрыве Кинельского моста, а говориться только, что были разрушены стрелка, крестовина и водокачка.
Существует, однако, фотография, датированная июнем 1918 года, на которой чехословацкие легионеры занимаются ремонтом моста на ст.Кинель. Остается предположить, что мост все же был разрушен. В течение трех дней отряд Ревякина обороняет Кинель со стороны Самары. Большую часть грузов удается вывезти по направлению на Уфу и Оренбург. Станция Кинель была захвачена противником только 13 июня".
Уважаемый оппонент ссылается на фотографию, "датированную июнем 1918 года, на которой чехословацкие легионеры занимаются ремонтом моста на ст.Кинель".
Если я не ошибаюсь, речь идёт вот об этой фотографии (я её уже публиковал в своём посте "Оставление Самары и Кинеля Народной армией Комуча и чехословацкими легионерами в октябре 1918 года", но в ином контексте).
Надпись под фотографией - чехословацкие добровольцы ремонтируют мост через реку Кинель
(Českoslovenští dobrovolci při opravě mostu přes řeku Kiněl, 1918.) - фото из чехословацкого архива было взято отсюда.
Была в том архиве и еще одна фотография моста через Кинель - подписанная "Чехословацкие легионеры купаются у моста через реку Большой Кинель (Koupání našich v řece Velký Kiněl)" - фото также отсюда.
Судя по наличию на берегу строений - это мост в то время уже заброшенной первоначальной железнодорожной ветки на ст. Чарыковская, который находился на территории нынешнего городского округа Кинель, у с. Студенцы, вот тут.
Он в то время уже использовался как шоссейный, поскольку железнодорожная ветка уже была разобрана в 1915 году, после пуска новой ветки.
Действующий же на тот момент железнодорожный мост через Большой Кинель был тут, он и сейчас там же находится.
Итак, красные могли взорвать только один железнодорожный мост через Большой Кинель на путях, ведущих к станции Кинель - тот, что располагался в 1918 году вот на этом месте:
Однако продемонстрированная выше фотография из чехословацкого архива, названная "чехословацкие добровольцы ремонтируют мост через реку Кинель ( Českoslovenští dobrovolci při opravě mostu přes řeku Kiněl, 1918.)", не имеет к этому мосту никакого отношения - и я это вам легко докажу.
Посмотрите вот на эти вот фотографии (источник):
Исполнительный чертеж моста через р. Б. Кинель.
Мост было решено возвести на 148 версте, в 60 сажень длиной, подразделив его на 2 пролёта по 30 саженей (140 метров) каждый.
Пролёт в 30 саженей (60 с лишним метров) просто обязан был иметь ферменную конструкцию - на фото же мы не видим никаких ферм, да и пролет всего метров 12 - его никак не спутать с 30-тисаженным.
Да и ширина реки Кинель в районе ст. Кинель, как это видно на схемах моста и на второй чехословацкой фотографии, не позволяет обойтись небольшим пролётом, как на фото с ремонтирующими пути легионерами.
Уже дописал этот пост - да вспомнил, что под мостом через Кинель в этом сезоне не раз проезжал на собачьей упряжке известный ананасовед и собаколюб Алексей Калистратов - и вот с его любезного разрешения скриншоты видеозаписи проезда под железнодорожным мостом через Кинель:
Фермы, как видим, не "родные" (всё ж 100 с лишним лет мосту) - но опоры - все те же, да и профиль реки практически не изменился по сравнению с схемой моста:
Как видим, бык и средняя опора - дореволюционной постройки, из бутового камня:
Как вы понимаете, ширина пролета - вовсе не как на фотографии с ремонтирующими мостик легионерами.
Не похож мост на фотографии и на мостик возле нынешнего пос. Советы - совершенно очевидна бОльшая. чем на чехословацком фото, высота береговых опор:
Какой же из всего сказанного следует вывод?
Как минимум, тот, что на чехословацкой фотографии - ремонт моста какого угодно, только не через Б. Кинель перед станцией Кинель, поскольку река там даже в 1918 году была значительно шире.
Выходит, подпись под фотографией - ошибка?
Не факт - ведь реку Б. Кинель Самаро-Златоустовская дорога пересекает дважды - второй раз ветка на Уфу идёт по мосту на перегоне между станциями Похвистнево и Абдулино:
Вот этот мост, видимо, и взорвали отступавшие красные, и именно его вынуждены были восстанавливать легионеры, что бы попасть в Уфу.
Было б интересно как-нибудь сгонять туда и посмотреть на тот мостик...
Упомянутый же эпизод с "Первым боевым поездом Ревякина" вполне укладывается в упоминавшейся мной в прошлом посту "докладной записке Подвойского":
ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА Н. И. ПОДВОЙСКОГО В НАРКОМВОЕН О ПОЛОЖЕНИИ НА ЧЕХОСЛОВАЦКОМ
ФРОНТЕ
№ 620, ст. Уфа 11 июня 1918 г.
Несмотря на наличие водных преград при слиянии рек Самары и Кинель, наши части, дезорганизованные слухами самыми нелепыми, в 18 часов 8 июня оставили ст. Смышляевку…
Ввиду полной неустойчивости наших частей мысль о защите кинельского узла пришлось оставить.
За сим пока всё, что имею сказать по данному вопросу, пока что остаюсь при своём мнении.
Про "Первый боевой поезд Ревякина" буду копать на досуге - может, что еще нового прояснится...