Поскольку, как известно, вождь мирового пролетариата жил одно время не только в Самаре, но и в Самарской губернии - на хуторе близ деревни Алакаевка (с 1889 по 1893 г.г), то с исторической точки зрения я посчитал небезынтересным провести собственное расследование и выяснить, каким именно путём добирался Ильич из Самары в Алакаевку.
Мне стало интересно восстановить маршрут братьев Ульяновых, и, возможно, в наступающем велосезоне повторить его на велосипеде - проехать путём Ленина, а не абы как ;)
Единственный документальный материал, описывающий дорогу из Самары в Алакаевку, который мне сходу удалось отыскать - воспоминания брата вождя мирового пролетариата, Дмитрия Ильича Ульянова, или "Мити", как звал его сам Ильич:
Алакаевка расположена верстах в пятидесяти на восток от Самары.
Общий характер местности — степной, но под самой Алакаевкой тогда были леса: крестьянский — под названием «Муравельный» и бывший Удельного ведомства — «Гремячий».
Из города в деревню мы часть пути ехали по железной дороге до станции Смышляевка Самаро-Златоустовской железной дороги, другую часть, верст тридцать, — на лошади, на своей Буланке.
...
Вся дорога шла степью и полями, и только под Алакаевкой начинался лес. И какой же чудный воздух был там, особенно после пыльной Самары!
Д. УЛЬЯНОВ (Воспоминания о В. И. Ленине, 1, стр. 59).
Первое, что мне сразу бросилось в глаза - Ульяновы отчего-то ехали поездом до станции Смышляевка, хотя кинельская ветка Самаро-Златоустовской железной дороги была введена в эксплуатацию еще в 1876 году, и до 1915 года шла по старому маршруту - через Алексеевскую гору, станцию Падовка на месте нынешнего пивоваренного завода "Балтика" и далее на Кинель - об этом вы можете прочесть у меня в серии постов про эту заброшенную железнодорожную ветку..
Странное решение - ведь от станции Чарыковская (Кинель) или даже от станции Падовка до Алакаевки будет ближе.
Впрочем, возможно, выбор пути был обусловлен какими-либо иными, помимо расстояния, причинами.
Конечно, за прошедшие 128 лет многое изменилось - но. как однажды сказала мне профессиональный историк, директор университетского музея краеведения В.Н.Зудина. "люди тысячелетиями ездят по одним и тем же путям, потому как они удобны и диктуются рельефом местности".
Кроме того, я глубоко убежден, что ничто не исчезает бесследно, тем более - за такой относительно короткий с исторической точки зрения период - какие-то 125-130 лет, и на местности должны остаться следы, которые могут быть обнаружены даже на спутниковых снимках высокого разрешения..
Для начала - краткая справка о конечном пункте искомого маршрута.
Вокруг деревни, крестьяне которой имели только приусадебные клочки земли, без надельной земли, были расположены два хутора: Алакаевский 1 с 83,5 десятины земли (61,3 - удобной для сельского хозяйства и 22,2 - под оврагами, водой и дорогами) и так называемый Шарнелевский хутор со 100 десятинами.
Окрестности Алакаевки
4 минувшего мая прибыла состоящая под гласным надзором полиции дочь действительного статского советника Анна Ульянова на хутор при дер. Алакаево, Богдановской волости, Самарского уезда, купленный ее матерью у Константина Сибирякова. Вместе с ней прибыли ее мать, сестры Ольга и Марья, брат Владимир, состоящий под негласным надзором полиции, и бывший студент, сын крестьянина Марк Тимофеевич Елизаров, человек сомнительной политической благонадежности. У Ульяновых Елизаров состоит в качестве доверенного по делам и управляющего их хозяйством.
По наблюдению за всеми поименованными лицами чего-либо предосудительного замечено не было.
Из донесения начальника самарского губернского жандармского управления в департамент полиции, от 23 июня 1889 г., № 445. «Красная летопись», 1925, № 2, стр. 150.
Дом Ульяновых в Алакаевке
Ну а теперь нам нужны карты, Билли! (с)
Карта, максимально близкая к рассматриваемому периоду - карта Стрельбицкого:
Полагаю логичным предположить, что братья Ульяновы старались минимизировать путь от Смышляевки, и ехали либо через Алексеевку по почтовому тракту, или по правому берегу Падовки через Сырейку - но на карте Стрельбичкого таковых вариантов нет, но и масштаб у нее - 10-тиверстка, на ней мелкие дороги и не положено отображать..
Одной из гораздо более поздних компиляций дореволюционных карт является американская карта 40-х годов - на ней уже есть и некрупные грунтовки:
Отрисовываю несколько возможных вариантов маршрута - сначала на старинной карте. а затем уже корректирую его по спутниковому снимку.
Получается примерно следующее:
Те же варианты на карте Стрельбицкого:
И вот - наиболее вероятные. на мой взгляд, варианты:
По почтовому тракту (в основе - тракт на карта Стрельбицкого) через Алексеевку, протяженностью 43 км:
и второй вариант - через Сырейку по более мелким дорогам, протяженностью в 37.5 км.:
Минусы первого варианта, через Алексеевку:
нелогично ехать в Алексеевку на лошади, тогда как ближе было б поездом до ст. падовка, и уже оттуда - на лошади
кусок тракта от пересечения его с Ново-Закамской линией (Историческим валом) до оврага Бабий Дол на местности не сохранился, и никаких его следов на спутниковом снимке не просматривается - что может говорить как о том, что тракт на карте Стрельбицкого нарисован с большой погрешностью, так и о том, что все его следы были распаханы и засажены лесопосадками - впрочем, в это верится слабо, ибо в других местах он отлично читается на местности по спутниковому снимку.
Таким образом, наиболее вероятным маршрутом, повторяющим Ленинский путь с учетом современного состояния местности и наличия грунтовок я полагаю следующий вариант, идущий от ст. Смышляевка через Сырейку:
По нему и поеду на велике, как только погоды и дела позволят.