На этом принципе базируется старинный пиратский способ заготовки черепах на провиант - экипаж бегает по пляжу и переворачивает обладательниц непробиваемого панциря, стремясь перевернуть максимальное количество рептилий - а затем уже без всякой суеты и спешки перетаскивает их по одной на судно - ведь деваться перевернутому на спину навару для черепахового супа некуда.
Однажды мне не посчастливилось чуть не разделить судьбу этого древнейшего представителя пресмыкающихся, и вот как это приключилось.
В конце июля 1988 года собрался я с товарищами сходить в водный поход - "четверочку" по реке Урик, что в Восточном Саяне.
Предполагалось две недели автономки, с пешим 95-километровым выходом на исходную точку водного маршрута - устье реки Амбарта-Гол, через три перевала - перевал Хулугайма (2540м), пер. Тумелик (2166м) и пер. Самаргинский.
Пешую часть маршрута планировалось преодолеть за 6 дней, а затем - 6-дневный сплав протяженностью 159 км по р. Урик до п. Инга в ее устье.
Разумеется, в походе планировались и 2 днёвки - баня,
Собралось нас 6 человек, на двух катамаранах - мы с Володей Головастиковым на "двойке", и экипаж "четверки".
Сами катамараны в те времена, несмотря на то, что рамы для них вязались прямо на месте из заготавливаемых в лесу сосновых жердей, вкупе с прочим общественным барахлом - двумя палатками, котлами, топорами и пилами, весили весьма немало, и раскладка на человека получилась солидная.
Не спас положение даже полуголодный рацион с неполным восстановлением калорий, подготовленный из расчета по 500 граммов сухого продукта на человека в сутки, что на две недели похода давало (с учетом однодневного НЗ) по 7.5 кг еды на рыло.
И это несмотря на то, что вместо тушёнки удалось достать "космическое" сублимированное мясо - впрочем. из положительных его качеств был разве что вес - на вид, консистенцию и вкус оно напоминало, по меткому замечанию Головастикова, "окаменевшее дерьмо доисторических животных", причем даже после замачивания в воде с вечера на всю ночь его вид и вкус не становился заметно лучше ;).
Даже ужав "личку" каждого до минимума и взяв вместо мисок алюминиевые консервные банки из-под сельди "иваси", вес каждого рюкзака удалось снизить лишь до 32 килограммов - что при тогдашнем моём "боевом весе" в 64 килограмма составляло ровно его половину ;)
Впрочем, по два пуда весили все 6 рюкзаков - невзирая на комплекцию "носильщика" (вот она, социальная справедливость в действии! ;)).
Тащить два пуда в имевшемся тогда в моём распоряжении обыкновенном советском "абалаковском" рюкзаке было неудобно, и я его малость усовершенствовал, продернувв снизу под лямками снятый с авиационного спасательного жилета широкий брезентовый пояс с быстрорасстегивающейся пряжкой, нашив к нему еще и широкую мягкую подушечку из пеноплена в чехле.
Из озера Ильчир вытекает река Иркут - та самая, на которой Иркутск стоит, но здесь его можно легко перейти вброд даже с нашими двухпудовыми мешками за спиной
Тем не менее, тащить половину собственного веса на плечах, да еще и в гору (как вы помните, высота перевала Хулугайма - два с половиной километра) - занятие не из самых простых и приятных.
Надеть рюкзак без посторонней помощи было очень даже не просто - впрочем, в этом было призвано помочь каждому персональное алюминиевое весло, вес которого в раскладке, кстати, не учитывался ;)), и предполагалось, что оно будет играть роль персонального посоха ;).
Впрочем, если наловчиться, надевая рюкзак, стоящий на земле, или, лучше, на каком-либо невысоком камушке, и затем вставать, опираясь на весло - можно было обойтись и без посторонней помощи.
Главное в этом деле - перенести проекцию центра тяжести системы рюкзак-носильщик между ступнями - ну а затем остаётся только встать - всё-таки трицепсы и квадрицепсы на ногах - это самые крупные и развитые мышцы у любого человека ;).
Снимая рюкзак после 45-минутного марша, вы сразу ощущаете себя чуть не Нилом Армстронгом на Луне - ибо при каждом шаге лишенное половины веса тело как будто подбрасывают вверх привыкшие к лишнему весу ноги ;))
"В теле такая приятная легкость образовалась" - это как раз про этот случай сказано ;)))
Разумеется, снятый со спины рюкзак все старались ставить на попа, подпирая веслом, что б не упал, и не трогать до момента обратного одевания оного на себя ;)
Вот они - 128 кг поклажи в 4 рюкзаках, и я - весь такой зелёный ;)
Но вот, вся предварительная информация для правильного понимания сути подана, и мы приближаемся к моменту развязки нашей сегодняшней байки.
На n-й день нашего пешего путешествия, спускаясь с перевала Хулугайма по длинной, усыпанной огромными камнями ледниковой морены седловине между пер. Хулугайма и пер. Тумелик, мы довольно сильно растянулись, поскольку скакать по камням с рюкзаком вполовину собственного веса я посчитал довольно рискованным, учитывая, что обут был в низкие кроссовки "Кимры".
Сцепление они давали отличное, ноги не натирали - но и поддержки голеностопа, в отличие от высоких туристических ботинок, не давали никакой - и потому я поотстал от последнего в нашей группе метров на 50.
И вот в какой-то момент один из огромных валунов, на который я поставил опорную ногу, оказался "живым" - я начал терять равновесие, чудом успел самортизировать падение рукой, принять удар от падения на рюкзак - и оказался целым и невредимым, даже без ушибов, но висящим на плечах и одном бедре в расселине между трех валунов, да к тому же ногами кверху, а сверху мне на голову свисал рюкзак.
Ни дать, ни взять - черепаха, перевернутая на спину, потому как ни одна из моих ладоней не дотягивалась до опоры, не мог зацепиться я за что-нибудь и ногами.
Вишу себе под углом градусов в тридцать к горизонту, смотрю на журчащий меж камней ручеек - и думаю, как мне быть дальше.
Кричать - бесполезно, на перевале шумит ветер и гремят ручьи, да и напарники мои ушли довольно далеко вперёд и вряд ли услышат, да если и услышат - не поймут, откуда я ору.
Ждать на месте, барахтаясь - тоже не ахти какой вариант, пока заметят, что меня нет, пока отправятся назад искать, да пока найдут (я ж в отцовской военной полевой форме к тому ж, да и рюкзак цвета хаки ;)) - тут можно и ласты склеить за это время от голода или жажды ;))
Остаётся одно - "спасение утопающих - дело рук самих утопающих", стало быть, надо крутить
Переваливаясь с плеча на плечо и подтягивая то одну, то другую коленку, удалось нащупать опору под одной из ступней - но легче не стало, поскольку ноги - выше головы, из рюкзака я вылезти не могу (помните про пояс?) - а для рук опоры по-прежнему нет, и до замка на поясе не дотянуться.
Ладно, меняю тактику, "убираю шасси", опуская ноги в расщелины, стараясь поменять тем самым положение центра тяжести - и вот удается зацепиться за шершавый камень локтем.
Уже что-то.
Еще немного барахтанья
Осталась фигня - отжаться на одной руке с 32 килограммами на шее - но чего только не сделаешь, если жить охота? ;))
Вот и вторая рука обрела опору - ну, на двух-то мы какие-то несчастные 32 килограмма махом отожмём - опа-на - и я снова на ногах ;)
Не удалось судьбине сделать из меня черепашку, мы еще побарахтаемся - но отдыхать некогда, надо группу догонять.
Вот такая вот байка - всё так и было, ей-богу, даже не сумлевайтесь.