Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Categories:

Николай II в Самарской губернии

В продолжение к вчерашнему посту.

Последний российский император Николай II за свою жизнь в Самаре побывал дважды.

Первый раз это произошло в 1891 году, когда он был лишь наследником престола, возвращаясь из своего дальневосточного вояжа через Сибирь по Самаро-Златоустовской железной дороге. Тогда об этом мало кто из самарцев знал, поскольку наследник даже не выходил из вагона. Разумеется, вагон наследника не мог миновать узловую станцию Кинель - таким образом, можно считать, что в Кинеле Николай также побывал.

Схема Самаро-Златоустовской железной дороги 1900 года


А вот в июле 1904 года он ступил на самарскую землю, уже будучи Императором Всероссийским.


В середине июля 1891 года Николай добрался до Южного Урала, где в то время заканчивались железнодорожные пути, проложенные из столицы на восток страны.


Специальный поезд уже ждал наследника престола в Оренбурге, куда Николай приехал в своем конном экипаже вечером в среду 26 июля по старому стилю. В этом городе цесаревич пробыл до конца следующего дня, после чего на поезде отправился дальше в западном направлении. Утром 28 июля 1891 года (по новому стилю – 9 августа) цесаревича встречали в Бузулуке, уездном городе Самарской губернии. Поскольку к тому моменту уже стало известно, что длительной остановки в Самаре царский поезд делать не будет, на станции Бузулук Николая Александровича ожидала представительная делегация от самарского дворянства и купечества. В ее состав входили известные в нашем городе предприниматели и общественные деятели - Николай Неклютин, Антон Шихобалов, Георгий Курлин, Яков Соколов и другие, которые преподнесли наследнику хлеб-соль и свои подарки.

В Бузулуке Николай принял атаманов уральского казачества, после беседы с которыми, вняв их настоятельным просьбам, цесаревич решил совершить внеплановую поездку в Уральск, куда он отправился в тот же день, 28 июля.

Царский поезд остался дожидаться своего высокопоставленного пассажира на запасных путях. А наследник престола по пути в Уральск остановился в селе Гаршино Бузулукского уезда, где в честь высочайшего визита решено было открыть мужскую и женскую земско-общественные школы.

В Уральске царская делегация пробыла вплоть до 1 (13) августа, после чего она вернулась в Бузулук, и литерный поезд вновь двинулся в западном направлении.

Через Самару он проследовал ночью 2 августа (14), совершив здесь лишь короткую техническую остановку для дозаправки паровоза водой и углем. При этом Николай даже не выходил из вагона на железнодорожный вокзал, так что его визит особого внимания ни у кого не вызвал. А вот в Пензе цесаревич пробыл несколько часов, причем приветствовать его собрался чуть ли не весь город во главе с губернатором Алексеем Горяйновым.


В следующий раз через Среднее Поволжье Николай Александрович проезжал во время своего путешествия на Южный Урал летом 1904 года, уже будучи Всероссийским самодержцем. При этом его сопровождали Великий князь Михаил Александрович и ряд министров. Перед визитом в Самару император 28 июня (11 июля) посетил город Сызрань, где принял парад 26-й и 28-й артиллерийских бригад

Запись из дневников Николая II::

28-го июня. Понедельник.
В 5¼ приехали в Сызрань (Симб. губ.). Пылище от толпы здоровое! Великолепно представились 26-я и 28-я арт. бригады, пришедшие из Виленского округа. Осмотрев склад вещей для войск на станции, отправились дальше. Перешли пешком через Волгу по мосту. Вечер был очень теплый.






А в Самару царский поезд прибыл 1 (по новому стилю 14) июля 1904 года. На привокзальной площади государя встречали самарский губернатор Александр Брянчанинов, вице-губернатор Владимир Кондоиди, архиепископ Константин, главы земских управ, предводители дворянства, многочисленные представители общественности. Император обошел все депутации, собравшиеся на площади, осчастливив их принятием хлеба-соли. Затем Брянчанинов представил августейшему гостю самарского рыбопромышленника Мясникова, который преподнес государю живую рыбу, за что Николай II удостоил его беседой и вручил промышленнику на память золотые часы с цепочкой.

Далее император провел смотр войск, отправлявшихся в Маньчжурию на Русско-Японскую войн



На вороном коне он объехал весь строй, а затем проследовал в специально для этого торжества построенную императорскую палатку, в которой он и принимал военный парад. В торжественном марше перед государем прошли части 215-го пехотного Бузулукского и 283-го Бугульминского полков, 3-й запасной артиллерийской бригады, а также личный состав 3-й, 4-й, 5-й, 6-й, 7-й и 8-й Восточно-Сибирских горных батарей. По окончании парада император благословил войска иконой святителя Николая Чудотворца.

После этого официального действа Николай II на открытой пролетке проехал в кафедральный собор на Ново-Соборной площади (ныне на этом месте находится площадь Куйбышева). В соборе государя встречали представители духовенства во главе с Самарским архиепископом Константином, который в память о посещении Самары преподнес императору несколько икон.



Таким образом, Николай II оказался вторым российским самодержцем, удостоивший Самарский кафедральный собор своим посещением. Как известно, в период строительства храма в 1871 году здесь же побывал его дед Александр II.

После молебна в соборе высокий гость проследовал на казенную пристань Самары, где осмотрел военно-санитарный пароход «Новик», специально оборудованный для перевозки и отдыха больных и раненых, участвовавших в военной кампании против Японии. Император прошел по всему судну, постоял на капитанском мостике, а затем спустился в машинное отделение, и даже зашел в трюм, где располагались места для лежачих пациентов санитарного парохода. Кроме того, император в тот день также посетил Ольгинскую общину сестер милосердия Красного Креста и женское епархиальное училище, всем ученицам которого он подарил по иконке с изображением святого Николая. Некоторые ученицы хранили этот царский подарок в течение всего ХХ века, а их потомки передавали иконки по наследству.

Перед отъездом из Самары Николай II передал губернатору Александру Брянчанинову 3000 рублей для раздачи беднякам. А после отъезда из нашего города, уже сидя в своем вагоне, государь сделал ряд записей об этом визите в своем дневнике.

Запись из дневников Николая II:
1-го июля. Четверг.

В 10 час. приехали в Самару. После встречи отправился верхом со станции. На параде участвовало: 215-й пех. Бузулукский и 283-й Бугульминский полки, 3-я Запасная арт. бригада, 3-я, 4-я, 5-я, 6-я, 7-я и 8-я Восточно-Сибирские горные батареи. Все представились отлично. После собора посетили пар. «Новик», приспособленный для перевозки больных и раненых, и местную общину Крас. Кр. Порядок был образцовый. Уехали в час завтрака. На двух станциях видел эшелоны Оровайского полка из Пензы. Приятно было их снова увидеть. Погода стояла солнечная и ветреная. Снова перешли пешком по мосту через Волгу. Вечером на промежуточных станциях видел две батареи 10-й артил. бригады, идущие в Сызрань для мобилизации.




Источники:
Tags: Российская Империя, Самара, забытая история, история
Subscribe

Posts from This Journal “забытая история” Tag

  • Г.И. Успенский в Сколково

    Самарская земля за многие годы видела множество известных писателей и общественных деятелей, кто-то бывал у нас, как А.С. Пушкин, проездом,…

  • Несостоявшаяся железнодорожная ветка Симбирск - Кинель

    Два с половиной года назад с подачи френда leonovvaleri я уже писал о планах строительства железнодорожной магистрали С.-Петербург -…

  • Счастливая корова и начальник ст. Кинель

    Помните эпизод из фильма "Особенности национальной охоты", в котором егерь Кузьмич отправляет свою корову с одной делянки на другую в…

  • Губернский рынок

    Ровно 66 лет назад, 22 июля 1955 года, в Куйбышеве (ныне Самаре) открылся хорошо известный всем жителям города и области Губернский рынок. Об…

  • Приволжская биофабрика №6

    В начале 30-х годов в районе станции Липяги начинается строительство приволжской биофабрики №6 – одной из 10 строившихся в СССР противочумных…

  • Пропавшая Падовка

    Среди малых рек бассейна реки Самара река Падовка интересна тем, что совершенно точно известно, где расположен её исток, а вот где находится её устье…

  • Тени былого - транспортировка баков "Энергии" на ВМ-Т

    Осенью 1982 года на третьем курсе КуАИ мы проходили ознакомительно-производственную практику на Куйбышевском авиационном заводе. Однажды, когда я…

  • Тени былого - причал завода "Прогресс" на р. Самара

    Это всё, что осталось от грузового причала самарского завода "Прогресс", построенного на рубеже 1970-х-80-х для речной транспортировки…

  • Mark V из Харькова

    Танки периода Первой Мировой войны, которые затем использовались у нас во время Гражданской, интересовали меня с детства - не знаю почему, но мне…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments