Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Category:

Сделано в СССР - ГТО

«Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) – всесоюзный физкультурный комплекс, составлявший основу советской государственной системы физического воспитания, был направлен на укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие советских людей, подготовку их к трудовой деятельности и защите Родины.
Являлся основой программ по физическому воспитанию во всех учебных заведениях и спортивных секциях СССР.
Сдача нормативов подтверждалась специальными знаками – серебряными или золотыми знаками ГТО соответствующих ступеней.


Большая советская энциклопедия

Физкультурный комплекс ГТО появился в СССР в 1931 году и просуществовал до самого распада СССР в 1991 году.
Комплекс охватывал население в возрасте от 10 до 60 лет.

Вкратце расскажу об истории комплекса, проиллюстрировав её собственными фотографиями знаков ГТО, доставшихся нам в наследство от деда и отца моей жены - кадровых офицеров ВС СССР.


Знак ГТО 2 ступени образца 1946 – 1961 годов, аверс. Латунь, позолота, горячая эмаль.

24 мая 1930 года газета «Комсомольская правда» предложила установить всесоюзные испытания на право получения значка ГТО. На проект значка был объявлен открытый конкурс, в результате массового обсуждения был одобрен проект значка, предложенный 15-летним школьником В. Токтаровым. Окончательный вариант значка подготовил художник М. С. Ягужинский.
Сдача нормативов подтверждалась особыми знаками. Чтобы получить такой знак, нужно было выполнить заданный набор требований.
В зависимости от уровня достижений сдающие нормативы каждой ступени награждались золотым, серебряным или бронзовым знаками.

Знаки ГТО до 1960 года изготавливались из бронзы, томпака или латуни, и покрывались горячими эмалями (клуазон),
Знаки «Отличники ГТО СССР» изготавливались из серебра.

После 1960 года начался массовый выпуск значков из алюминия с покрытием жидкими (холодными) эмалями, однако существуют и варианты знаков ГТО образца 1961 года, изготовленные по старым технологиям - из бронзы или латуни с покрытием горячей эмалью.
Полагаю, эти образцы предназначались для ВС СССР.
Креплением для значков ГТО служил винт или безопасная булавка.



Реверс Знака 2 ст. ГТО образца 1946 – 1961 годов. Латунь, позолота, горячая эмаль.
Крепление - винтовое, изготавливался, как и ордена, на Монетных Дворах - Московском или Ленинградском.

В Вооруженных Силах СССР в 1965 году была введена специальная ступень комплекса ГТО «Военно-спортивный комплекс» (ВСК).

Знак «Воин-спортсмен» III ступени образца 1961 года (алюминий, холодная эмаль, креление булавкой)
Принятая в 1931 году программа состояла из 2 частей:
«Будь готов к труду и обороне СССР» (БГТО) для школьников 1—8-х классов (4 возрастные ступени);
ГТО для учащихся и населения старше 16 лет (3 ступени).

Нормативы и требования комплекса ГТО периодически изменялись:

Вторая степень спортивного комплекса ГТО появилась в 1932 году. За основу значка этой степени был взят дизайн предыдущего небольшими изменениями. Например, над шестерней развивался светло-красный флаг с надписью «Готов к труду и обороне!», а внизу на ободе шестерни было написано «2-й ст.» (второй степени).
В 1934 году появился комплекс БГТО («Будь готов к труду и обороне»).
Изменения вносились в 1940, 1947, 1955, 1959, 1965 годах.

Последний всесоюзный физкультурный комплекс ГТО был утверждён постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР 17 января 1972 года № 61.
Он имел 5 возрастных ступеней (для каждой были установлены свои нормы и требования):
I ступень — «Смелые и ловкие» — 10—11 и 12—13 лет,
II — «Спортивная смена» — 14—15 лет,
III — «Сила и мужество» — 16—18 лет,
IV — «Физическое совершенство» — мужчины 19—28 и 29—39 лет, женщины 19—28 и 29—34 лет,
V — «Бодрость и здоровье» — мужчины 40—60 лет, женщины 35—55 лет.

С 1931 по 1941 год количество человек, сдавших нормы комплекса ГТО I ступени, достигло 6 000 000, а II ступени — более 100 000.
В 1948 году в СССР насчитывалось 139 коллективов физкультуры и 7,7 миллиона физкультурников, а в 1977 году в стране было уже 219 тысяч коллективов физкультуры и свыше 52 300 000 физкультурников.


Знак 2 ступени ГТО  образца 1961 г, аверс. Латунь, горячая эмаль, крепление булавкой


Знак 2 ст. ГТО обр. 1961 года, реверс. Латунь, горячая эмаль. Вместо позолоты - лак по по полированной латуни.


В 1972—1975 гг. нормы и требования комплекса выполнили свыше 58 000 000 чел.

В настоящее время комплекс возрождается - в 2014 году Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал указ о возвращении системы «Готов к труду и обороне». По словам министра образования Дмитрия Ливанова, начиная с 2015 года результаты сдачи комплекса ГТО будут учитывать при поступлении в высшие учебные заведения.
Что в этом плане сделано за 2 года - я, если честно, не в курсе. разве что сайт
www.gto.ru видел, смотрел нормативы ГТО, прикидывал на себя - разве что по бегу в своей возрастной категории я не уверен, что уложусь в норматив (бегать никогда не умел и не учился), остальные нормативы - выглядят просто смешно, во всяком случае, для моего возраста и физических кондиций.

В заключение - о моих собственных отношениях с ГТО.
И в школе, и в институте я, разумеется, как и все советские учащиеся и студенты,тоже сдавал нормативы ГТО, но с физподготовкой у меня было тогда не ахти - подтягивался на перекладине один раз, бегать не умел (да и до сих пор не умею и не люблю) ;))).
Значок ГТО мне тогда не светил еще как минимум по двум причинам - прожив до 9 класса в Армянской ССР, я практически не имел навыков ходьбы на лыжах, и к тому же совершенно не умел плавать - по вполне понятным климатическим причинам. Снег в Ереване максимум неделю-две в году, толщина снежного покрова, практически никогда не прикрывавала вездесущие камни, потому лыжи для нас были экзотикой, и покататься на них удавалось разок-два, и то не каждый год Холодная вода, каменистое русло и быстрое течение горных речек к плаванию тоже не располагали.

Однако после института я осознал, раскаялся и стал работать над собой и своими физическими кондициями ;)):

  • в 25 лет научился плавать (до сих пор благодарен сослуживцу Паше Маркелову, растолковавшему мне основные приёмы и отталкивавшему меня от бортика бассейна со словами "Плыви, с..., не сачкуй!" ;)); До сих пор проплыть для меня километр в теплой воде (лучше, конечно, морской - но и речная сгодится) - не проблема ;))

  • стал с друзьями ходить на лыжах по выходным, научился проезжать на них по 25-30 километров; сейчас, конечно, навыки малость порастерял - но "десяточку", пожалуй, осилю - по 7.5 километров с собаками хожу изредка;

  • научился сносно стрелять - ходил к отцу в школьный тир, он военруком трудился после демобилизации из ВС СССР; Ну и как не научиться, если папаня, даже среди офицеров отличавшийся меткостью, давал нам с братьями по пачке патронов и по ТОЗ-8 в школьном тире - пришлось научиться попадать в 3-хкопеечную монету с 25 метров ;))

  • на велике я с 1 класса умел ездить - но после института купил себе "Турист" и приобщился к велотуризму - ездил в Крым, на Урал. 70 км в день с рюкзаком на полном автономе вполне мог проехать. Сейчас. конечно, я уже старая развалина - но "полтинник" по пересеченной местности без выезда на асфальт на велике еще могу проехать запросто, более того - изредка это делаю ;)  Мог бы и больше, наверное - но я обычно не делаю ничего такого, после чего потом неделю надо отлёживаться и все места чесать - ибо лентяй ;)

  • с братом, вернувшимся из армии накачанным (а какие еще там развлечения?), стал ходить на турник и в "качалку" - научился подтягиваться на перекладине вместо 1 раза раз тридцать, толкать двухпудовки и жать свой вес от груди ;); Сейчас, конечно, старый стал, ленивый, но, думаю, раз 10 подтянуться на перекладине осилю ;)

  • занялся водным туризмом, осилил сплав по рекам до 4 категории сложности, попутно освоив туристские навыки - палатки. рюкзаки, морские узлы, навигация-ориентирование; Могу грести на байдарке или катамаране. Могу не грести ;))

  • собирался заняться спелеологией, даже ходил на тренировки по альпинизму - но с пещерами как-то не сложилось, зато забраться на скалу, соорудить верхнюю или нижнюю страховку, спуститься по веревке научился, высоты не боюсь;

  • делал сайт парашютистам, заодно совершил 7 парашютных прыжков на Д-1-5у - так что вкупе с опытом автономного туризма вполне гожусь в парашютисты-диверсанты - по крайней мере, что такое выйти из самолёта или вертолёта на ходу, я практически представляю, и как купольным парашютом управлять - тоже ;))

  • выехав первый раз на Красное море, пришлось научиться нырять с маской и ластами на глубину 6-10 метров - а как еще иначе всякую там интересную живность рассмотреть?

  • сертификацию. конечно, не проходил, но разок в качестве "чайника" погружался разок с аквалангом - так что, во всяком случае, теперь представляю, что это такое;

  • могу ездить на собачьих упряжках. Могу не ездить ;))

  • на попадавших в руки ММГ чисто из любопытства практиковался в разборке-сборке всяко-разного вооружения, так что справлюсь как с винтовкой Мосина обр 1898/30 или пулеметом "Максим" образца 1910/30, так и с автоматом Калашникова или ПМ. Во всяком случае, пару лет назад экзамен на право владения оружием с практической стрельбой из пистолета системы Марголина сдал ;)

Конечно, все эти "достижения" - на уровне "чайника", так что готов я к "труду и обороне" или не готов - судить вам ;))


Источники:

ГТО – прошлое, настоящее и ...
Нормативы ГТО
Википедия
Фото и значки - собственные.
Tags: история, сделано в СССР
Subscribe

Posts from This Journal “сделано в СССР” Tag

  • "Юнкерсы" над Самарой

    Вы не ошиблись - речь пойдёт именно о немецких самолётах "Юнкерс", которые, как оказалось, неоднократно наведывались в Самару в 20-х годах…

  • Загадки самарской набережной

    Вопрос к коренным самарцам - вы узнаёте это место? Признаюсь, что я, проживший в Самаре более 42 лет и не раз, не два и даже не десяток раз…

  • Краеведение в Самаре середины 1920-х г.г.

    Самара 1920-х волею судеб оказалась временем расцвета краеведения - в ней одновременно трудились таки столпы самарского краеведения, как Константин…

  • Алексеевский мост

    Про историю моста через реку Самара в пос. Алексеевка я как-то писал, но тогда меня интересовал, в первую очередь, когда-то существовавший старый…

  • Южный мост

    Сегодня речь пойдёт об истории строительства второго куйбышевского моста через реку Самару - Южного. На снимке - Общий вид Южного моста перед пуском…

  • Как строили Старый мост

    Автомобильный мост через реку Самара по ул. Главной в Самаре иногда называют Старым мостом. Наиболее распространенная информация в интернете…

  • Губернский рынок

    Ровно 66 лет назад, 22 июля 1955 года, в Куйбышеве (ныне Самаре) открылся хорошо известный всем жителям города и области Губернский рынок. Об…

  • Приволжская биофабрика №6

    В начале 30-х годов в районе станции Липяги начинается строительство приволжской биофабрики №6 – одной из 10 строившихся в СССР противочумных…

  • Тени былого - транспортировка баков "Энергии" на ВМ-Т

    Осенью 1982 года на третьем курсе КуАИ мы проходили ознакомительно-производственную практику на Куйбышевском авиационном заводе. Однажды, когда я…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments