Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Categories:

Сделано в СССР - солдатская фляжка

Современные туристы, альпинисты, велосипедисты и прочие любителей активного отдыха для переноски носимого запаса жидкости обычно используют пластиковые "спортивные фляги", или спортивные (вело) бутылки.
Некоторые предпочитают использовать так называемые "питьевые системы", состоящие из мягкой фляги, устройства для их переноски в рюкзаке или вместо рюкзака ("Camelbak"), и гибкого шланга со специальным штуцером, позволяющего пить на ходу, не доставая фляги.

Некоторые вообще предпочитают не заморачиваться и пользуются товарной пластиковой тарой, в которой и продаётся бутилированная вода или иные жидкости - благо эта тара прочна, гигиенична, практически невесома и может быть довольно несложно утилизирована или даже использована повторно.

Пользуюсь всем этим ассортиментом и я - в зависимости от конкретных целей и задач иногда добавляя к уже перечисленному еще и изотермическую флягу или металлический термос подходящего к случаю объема, благо имею их в некотором ассортименте.

Однако, помимо этого современного хайтека, есть в моём арсенале и старая добрая советская солдатская фляга (верней, даже три ;)), ибо есть у неё и несколько преимуществ перед хайтеком - аутентичность, химическая стойкость к алкоголю и другим техническим жидкостям, прочность, удобство крепления на поясном ремне, способность к некоторому охлаждению жидкости благодаря матерчатому чехлу, который можно намочить.






Армейская фляга (солдатская) образца 1935 года выполнена из пищевого алюминия и имеет овальную форму.
Объем фляги 0,8 литра, покрыта она краской защитного цвета, но также встречаются и не окрашенные.
Переносится фляжка в брезентовом чехле, окраска и материал которого бывает достаточно разнообразными.

При ношении в чехле на поясе она может быть не очень удобна во время бега, ибо ощутимо бьет по телу.

Чтобы жидкость не нагревалась, чехол можно намочить - фляга будет охлаждаться за счет испарения жидкости из ткани.

Произведена самая старая из моих фляжек в 1980 году на Ленинградском заводе "Красный выборжец", о чем свидетельствует штамп на её дне:



Солдатские фляги - всего лишь одна капля в море номенклатуры "Красного выборжца", насчитывающем более 12 тысяч наименований
Вот что пишет об истории завода Википедия:

Выходец из прибалтийских земель механик Фёдор Гош в 1857 году приобрёл в Петербурге участок на Выборгской стороне на правом берегу Невы и 2 сентября того же года получил разрешение на постройку завода «для приготовления железных и медных непаяных труб»
В 1863 году предприятие приобретает купец второй гильдии К. Ф. Розенкранц. Он расширяет завод, закупает новейшее оборудование и осваивает самые современные технологии того времени. Под его руководством предприятие получает известность в России и за рубежом. В 1872 году завод переходит к брату Карла Эдуарду Розенкранцу.
Во время Русско-турецкой войны 1877—1878 годов резко растёт спрос на продукцию завода. Устанавливается большая паровая машина и новое прокатное оборудование. Завод производит латунную ленту для изготовления артиллерийских и ружейных гильз
Во время экономического кризиса 1880—1881 годов завод акционируется. «Санкт-Петербургское общество меднопрокатного и трубного завода бывш. Розенкранц» возглавляет бельгийский консул в Санкт-Петербурге И. Шарлье.
Судостроение и машиностроение требуют непрерывного увеличения выпуска продукции, и акционерное общество быстро расширяется и оснащается новым оборудованием. Устанавливаются две 10-тонные печи для плавки меди, большие и малые вальцы, печи отжига и другое оборудование.
В 1903 году вступает в строй первый в России участок электролитического рафинирования меди с суточной производительностью 24 тонны и содержанием меди 99,99 %. После этого ввоз рафинированной меди из-за границы был прекращён.
До начала Первой мировой войны продолжается оснащение производства новым оборудованием, расширяется ассортимент выпускаемой продукции. С началом войны резко возрастают военные заказы: в 1916 году завод выпустил продукции в два раза больше, чем в 1914 году — 23 612 против 10 460 т.
В декабре 1917 года производство было остановлено. Декретом ВСНХ от 30 сентября 1918 года завод был национализирован. В годы Гражданской войны некоторое время завод бездействовал, а с января 1920 года началось восстановление оборудования и производства завода.
К концу 1921 года завод начал выпускать листовую латунь, медные трубы, топочные паровозные части из меди и мельхиора. С 1 июля 1922 года завод вошел в состав треста «Госпромцветмет». Началось плановое поступление заказов от восстанавливающихся отраслей промышленности страны.
С 7 ноября 1922 года завод стал именоваться "Петроградский (с 1924 года Ленинградский) государственный медеперерабатывающий завод «Красный выборжец».
В 1924 году был создан художественно-монументальный бронзо-литейный цех.
За три года его существования отлито 43 монументальные скульптуры, в том числе памятники Ленину у Финляндского вокзала.
В 1929 году на заводе «Красный выборжец» зародилось широко распространённое в советский период социалистическое соревнование.
Во время Великой Отечественной войны основное оборудование завода и часть специалистов, рабочих и ИТР вывезены на Урал, где был организован выпуск цветного проката для предприятий оборонной промышленности. Посудное производство работало для нужд Ленинградского фронта — изготавливало котелки и фляги. Оставшаяся незначительная часть оборудования использовалась для изготовления заготовок стволов миномётов.
К 1954 году завод был полностью восстановлен и по объёму производства достиг уровня довоенного 1940 года.
В 1960-1970-е годы завод полностью реконструирован, оснащён новейшими по тому времени прокатными станами и другим оборудованием, установлено новое трубопрокатное и волочильное оборудование. Введены в строй первые в стране плавильные электропечи большой ёмкости и производительности с полунепрерывной отливкой слитков. Впервые в стране введен участок вакуумных плавильных печей для производства жаропрочных сплавов. Завод стал монополистом в производстве проката из медных жаропрочных сплавов для ракетостроения и электродов сварочных машин для многих отраслей машиностроения. До сегодняшнего дня установленный на заводе единственный в России прокатный стан «Дуо 1100х4000» обеспечивает крупногабаритным прокатом из медных сплавов чёрную металлургию, энергетику, судостроение, самолётостроение.

Хотя к основным недостаткам солдатской фляги следует отнести её склонность к образованию вмятин в процессе эксплуатации, это нельзя считать большим недостатком, поскольку их не так уж и сложно выправить путём замораживания залитой водой фляги в морозильнике.



Вторая фляжка - поновее, 1986 года



Tags: история, как это было, сделано в СССР
Subscribe

Posts from This Journal “сделано в СССР” Tag

  • Губернский рынок

    Ровно 66 лет назад, 22 июля 1955 года, в Куйбышеве (ныне Самаре) открылся хорошо известный всем жителям города и области Губернский рынок. Об…

  • Приволжская биофабрика №6

    В начале 30-х годов в районе станции Липяги начинается строительство приволжской биофабрики №6 – одной из 10 строившихся в СССР противочумных…

  • Тени былого - транспортировка баков "Энергии" на ВМ-Т

    Осенью 1982 года на третьем курсе КуАИ мы проходили ознакомительно-производственную практику на Куйбышевском авиационном заводе. Однажды, когда я…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments