Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Categories:

Сделано в СССР - карты Генерального Штаба ВС СССР

Говоря об использовании вещей, сделанных в СССР,  невозможно обойти вниманием предмет, известный практически любому туристу, рыбаку, охотнику или любому другому любителю активного отдыха на природе - речь пойдёт о топографических картах, выпущенных в 1950-80-е годы Топографическим Управлением Генерального Штаба Вооруженных Сил СССР (ГШ ВС СССР), более известных в широких кругах как "Генштаб",  "Карты Генштаба" или просто "ГШ".

Будучи секретными и недоступными широким кругам населения во времена СССР, эти карты масштабов  1:100 000 (1 км в 1 см) и  1:50 000 (500 м в 1 см) в 90-х годах XX века были рассекречены, а их отсканированные копии, где с сохранением полей масштабной сетки, где без, стали доступны в Интернете.

Ниже приведено несколько фрагментов различных карт разных лет и разных масштабов одной и той же местности - посмотрев на них, вы наверняка поймете, в чем до сих пор заключается ценность карт ГШ для туристов и иных любителей побродить по пересеченке.


Карта ГШ ВС СССР 1988 г, масштаб 1:100 000 (1 км в 1 см)

Карта ГШ ВС СССР 1963 г, масштаб 1:50000 (500 м в 1 см)
Карта Самарской Луки, выпущенная Средневолжским Аэрогеодезическим предприятием, состояние местности на 1988 г, масштаб 1:200 000 (2 км в 1 см)
Карта ГосГисЦентра, 2007 год, 1:100 000 (1 км в 1 см)


Самый, пожалуй, удобный картографический сервис, предлагающий в онлайне огромное число различных карт, в том числе. и карты ГШ СССР различного масштаба практически по всей территории РФ - это сайт http://www.etomesto.ru.
Огромная коллекция карт ГШ ВС СССР представлена для скачивания на сайте http://maps.vlasenko.net:

:Будучи до появления карт ГосГисЦентра РФ (ГГЦ) наиболее подробными из доступных широкой аудитории топографических карт, карты ГШ ВС СССР до сих пор используются широкими слоями населения не только России, но и стран бывшего СССР.

Более того - поскольку карты были выпущены не только на территорию бывшего Союза, но и на множество зарубежных стран - потенциальных ТВД,  то эти карты представляют определенную историческую цекнность и для жителей этих стран, а также туристов, планирующих их посещение.
Карта покрытия картами ГШ ВС СССР масштаба 1:100000  (с сайта maps.vlasenko.net )
Конечно, в настоящее время доступно множество открытых и достаточно подробных online-топокарт и космических снимков высокого разрешения - но актуальность и востребованность созданных в СССР карт ГенШтаба тем не менее остаётся достаточно высокой, если вам нужно не только доехать куда-либо по дорогам общего пользования, но и съехать с асфальта, а тем более - пройти пешком, проехать на велосипеде или проплыть на байдарке.

Не секрет также, что именно карты ГШ СССР были положены, в том числе, в основу широко известного  open-source проекта OpenStreetMap

Для интересующихся приведу краткую историю советских карт с сайта http://www.maps4u.lt

Краткий обзор советских карт (1945-1991)

После Второй Мировой войны военные триангуляции независимых государств (Эстонии, Латвии, Литвы, Польши) а так-же Германии соединили в одну систему (сеть триангуляции 2, 3, 4 класса), Точная триангуляционная сеть была необходима при создании топографической съемки масштабом 1:25000 и карт мелкого масштаба.

В СССР, начиная с 1942 г., применяется референц-эллипсоид Красовского. Эллипсоид Красовского – референц-эллипсоид, размеры которого выведены в 1940 г. в Центральном научно-исследовательский институте геодезии, аэросъёмки и картографии (ЦНИИГАиК) советским геодезистом А. А. Изотовым на основании исследований, проведённых под общим руководством Ф. Н. Красовского.

Размеры эллипсоида Красовского были выведены из градусных измерений, произведённых на территории бывшей СССР, стран Западной Европы и США. Хотя названные градусные измерения вместе с определениями силы тяжести приводили к заключению, что фигура геоида может быть более правильно представлена трёхосным эллипсоидом, всё же эллипсоид был принят в виде эллипсоида вращения.

Эллипсоид Красовского характеризуется следующими величинами: большая полуось a 6378 245 м; сжатие Земли 1:298,3.

Положение (ориентировка) эллипсоида Красовского в теле Земли определено геодезическими координатами центра круглого зала Пулковской обсерватории:
широта B0 = 59°46'18,55",
долгота L0 = 30°19'42,09",
высота x0 положена равной нулю.

Эллипсоид Красовского применяется также в геодезических и картографических работах всех стран бывшего СССР, в странах восточной Европы, Китае, Индии, КНДР, Южной Корее, Монголии и в других странах.


На территории бывшего СССР, России и ряда других стран для крупномасштабных карт используется аналогичная проекция Гаусса-Крюгера. В 1825 г. Карл Фридрих Гаусс решил общую задачу по изображению одной поверхности на другой с сохранением подобия в бесконечно малых частях. Рабочие формулы проекции были выведены А. Крюгером в 1912 г. Эта проекция является конформной, или равноугольной, т.е. сохраняет углы и направления.

В 1959-1969 г. военные окончили на территории Литвы триангуляционную сеть 2, 3, 4 классов, в котором было около 1800 пунктов. Карты, изданные в СССР начиная с 1942 г., используют систему координат 1942 г. или СК-42. Для цивильных целей была введена искаженная система координат 1963 г. или СК-63 со сдвинутой рамкой (рамками).

В конце эпохи СССР (1990-ые) к категории топографических карт относились карты масштабами 1:1000000, 1:500000, 1:200000, 1:100000, 1:50000, 1:25000 и 1:10000. Карты масштабами 1:5000, 1:2000, 1:1000 и 1:500 считались топографическими планами.

Карта масштабом 1:1000000 считалась стратегической, а карты масштабом 1:500000 и 1:200000 относились к операционным картам. Карты масштабом 1:100000, 1:50000 и 1:25000 составили групу тактических карт.

В первые десятилетия после войны масштаб топографической съемки был 1:25000, в 1990-ые всю территорию Литвы покрывали карты масштабом 1:10000 с горизонталями каждые 1,0 или 1,5 метра. Пользуясь картой 1:10000 была обновлена и карта 1:25000, ступенька рельефа на карте (h) была строго соединена с масштабом карты: на карте 1:25000 h=5 м, 1:50000 h = 10 м,1:100000 h=20 м.

Основные геодезические и картографические работы поле войны производили военные. Цивильные организации производили топографическую съемку масштабом 1:10000 (и крупнее) и нивеляционная сеть. Только в конце века карты начало обновлять не военные, а Предприятие Но.5 при главном управлении геодезии и картографии.

Номенклатура карт системы координат 1942 г.

В основу номенклатуры топографических карт положена карта масштаба 1:1000000 (10 км в 1 см).

Вся поверхность Земли делится параллелями на ряды (через 4°), а меридианами — на колонны (через 6°); стороны образовавшихся трапеций служат границами листов карты масштаба 1:1000000. Ряды обозначаются заглавными латинскими буквами от А до V, начиная от экватора к обоим полюсам, а колонны — арабскими цифрами, начиная от меридиана 180° с запада на восток. Номенклатура листа карты состоит из буквы ряда и номера колонны. Например, лист с городом Вильнюс обозначается N-35. Приполярные круглые области (с широтой свыше 88°) обозначаются буквой Z без указания номера колонны. Листы миллионных карт, расположенные между широтами 60—76°, сдваиваются по долготе; так, лист карты масштаба 1:1000000 будет иметь протяжённость по долготе не 6, а 12°. Выше 76° карты счетверяются и занимают 24° долготы. За 88° находится лист Z, занимающий все 360°.

Сдвоенные листы миллионной карты обозначаются указанием ряда (буквой) и двух соответствующих колонн (нечётным и последующим чётным числом). Счетверённые листы образуются схожим образом, четыре колонны перечисляются через запятую.
Tags: забытая история, история, карты, сделано в СССР, топографические карты
Subscribe

Posts from This Journal “сделано в СССР” Tag

  • Подвижный боевой железнодорожный ракетный комплекс «Молодец»

    Пуля — дура, штык — молодец! Александр Суворов, «Наука побеждать», 1806 Одним из самых интересных экспонатов Музея…

  • Артефакты одной высокоразвитой цивилизации прошлого

    Свой первый и единственный космический полёт советский многоразовый орбитальный самолет «Буран» (изделие 11Ф35) системы…

  • ☢ 38 лет назад...

    Утром 26 апреля 1986 года из вагона скорого поезда "Вильнюс-Москва" я вышел размяться на перрон вокзала станции Минск. Накрапывал тёплый…

  • Машина времени

    Братец подогнал бережно им сохраненное письмо, которое в конце марта 1986 года я посылал ему в Мытищи, где он тогда заканчивал служить срочную. На…

  • Сделано в СССР - АСЖ-58

    Сегодня в моей незаслуженно подзабытой рубрике " Сделано в СССР" я расскажу вам о спасательных жилетах, серийно выпускавшихся в СССР для…

  • Ледокол "Красин"

    Мои ровесники практически наверняка слышали о ледоколе "Красин", летом 1928 года спасшем часть экипажа потерпевшего аварию дирижабля…

  • Первая легковая машина в Кинельском районе

    Автомобиль из когда-то статусной и редкой вещи давно уже стал чем-то вроде образца довольно обычной бытовой техники, используемой чисто для…

  • 65 лет космической эры

    65 лет назад, 4 октября 1957 года на околоземную орбиту был запущен первый в мире искусственный спутник Земли, советский космический аппарат…

  • Автомобильные дороги Куйбышевской области в 1941 г.

    Главное дорожное управление Красной Армии и Военно-топографическое управление Генерального штаба Красной Армии в 1945 году под грифом "для…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments

Posts from This Journal “сделано в СССР” Tag

  • Подвижный боевой железнодорожный ракетный комплекс «Молодец»

    Пуля — дура, штык — молодец! Александр Суворов, «Наука побеждать», 1806 Одним из самых интересных экспонатов Музея…

  • Артефакты одной высокоразвитой цивилизации прошлого

    Свой первый и единственный космический полёт советский многоразовый орбитальный самолет «Буран» (изделие 11Ф35) системы…

  • ☢ 38 лет назад...

    Утром 26 апреля 1986 года из вагона скорого поезда "Вильнюс-Москва" я вышел размяться на перрон вокзала станции Минск. Накрапывал тёплый…

  • Машина времени

    Братец подогнал бережно им сохраненное письмо, которое в конце марта 1986 года я посылал ему в Мытищи, где он тогда заканчивал служить срочную. На…

  • Сделано в СССР - АСЖ-58

    Сегодня в моей незаслуженно подзабытой рубрике " Сделано в СССР" я расскажу вам о спасательных жилетах, серийно выпускавшихся в СССР для…

  • Ледокол "Красин"

    Мои ровесники практически наверняка слышали о ледоколе "Красин", летом 1928 года спасшем часть экипажа потерпевшего аварию дирижабля…

  • Первая легковая машина в Кинельском районе

    Автомобиль из когда-то статусной и редкой вещи давно уже стал чем-то вроде образца довольно обычной бытовой техники, используемой чисто для…

  • 65 лет космической эры

    65 лет назад, 4 октября 1957 года на околоземную орбиту был запущен первый в мире искусственный спутник Земли, советский космический аппарат…

  • Автомобильные дороги Куйбышевской области в 1941 г.

    Главное дорожное управление Красной Армии и Военно-топографическое управление Генерального штаба Красной Армии в 1945 году под грифом "для…