Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Categories:

Сделано в СССР - часы "Командирские"

Среди выпускаемой в СССР высокотехнологической продукции достаточным спросом всегда пользовались механические часы, поскольку они были сравнительно недороги, достаточно точны, надёжны и, что немаловажно, ремонтопригодны и долговечны.

Среди определенной части советской молодежи заслуженным уважением пользовались часы "Командирские", официальным поставщиком Министерства Обороны СССР которых с 1965 года являлся Чистопольский часовой завод "Восток".

Существовало несколько разновидностей "Командирских", как в обычных пылезащищенных корпусах, так и в высокопрочном водозащищенном исполнении "амфибия", выдерживавшем погружение в воду на глубину нескольких десятков метров - корпус таких часов отличался наличием завинчивающейся герметичной заводной головки.

От деда жены, ветерана Великой Отечественной, у нас сохранились позолоченные "Командирские" юбилейного выпуска, приуроченного к 40-летию Победы.
Часы из этой серии, выпущенные также, как и любые другие "Командирские", по заказу Министерства Обороны СССР в 1985 году, предназначались для вручения ветеранам Великой Отечественной.



Часы отличались от обычных "Командирских" рисунком на циферблате и юбилейной штамповкой на задней крышке:





Дед проносил эти часы около 18 лет - собственно, это хорошо заметно по следам коррозии позолоченного корпуса.
Наряду с этим недостатком - тонким слоем антикоррозийного покрытия - виден и другой недостаток, увы, присущий "Командирским" - непрочное выпуклое пластиковое стекло циферблата, склонное к образованию трещин. Впрочем, в те времена стёкла меняла любая часовая мастерская.

Стандартный механизм этих механических часов с секундной стрелкой и календарем мгновенного действия был построен на 17 рубиновых камнях и обеспечивал достаточно высокую точность и стабильность хода.

Пользуясь случаем, немного расскажу об истории Чистопольского часового завода:

Свою историю Чистопольское часовое производство ведет с осени 1941 года. Эвакуированный завод прибывал по Казанской железной дороге, водным и воздушным транспортом. Оборудование второго Московского часового завода, размещенное в 170 вагонах, доставлялось в Казань и отправлялось в Чистополь на баржах. Первая баржа прибыла в город 10 ноября 1941 года, после прекращения навигации станки доставляли вплоть до февраля 1942 года, в сорокаградусные морозы, на лошадях по ледовой дороге через Каму. Вместе с оборудованием Московского часового завода прибыли в Чистополь из Москвы 488 специалистов во главе с директором. Тем не менее, рабочих рук не хватало, приходилось набирать сотрудников из местных и эвакуированных жителей. На работу принимались 14 и 15-летние подростки, которые вместе с москвичами занимались монтажом оборудования, заодно обучаясь новым профессиям. Коллектив эвакуированного в Чистополь второго Московского часового завода в годы войны занимался изготовлением танковых часов, запалов для противотанковых гранат. По специальным ведомственным заказам на предприятии были разработаны и внедрены в серийное производство конструкция 60-суточной мины замедленного действия, приборы расхода горючего на самолетах, технические узлы для торпед, самописцы для гидрометеорологической службы.
С 1965 году Чистопольский часовой завод "Восток" стал официальным поставщиком часов для Министерства обороны. Часы "Командирские", как стали называться эти хронометры, сразу же завоевали признание у кадровых офицеров из-за своей надежности и практичности.
 В 1967 году специально по заказу ВМФ СССР на Чистопольском часовом заводе «Восток» были изготовлены первые часы «Амфибия», ставшие знаковым предметом того времени. Часы «Амфибия» безотказно работают на глубине до 200 метров в условиях значительных перепадов температур и давления.

Сам я в 1990-е тоже носил "Командирские" - "амфибию" в корпусе более мелкого, чем обычный, калибра, из партии выпущенной, как говорили, для американцев в честь операции "Буря в пустыне" - на циферблате была надпись латиницей "Komandirskie", американский флаг и надписи "Desert storm - desert shield".
Как пишут в этих энторнетах,
"...В 1991 году завод «Восток» изготовил по специальному заказу Пентагона 40 тысяч часов с особой символикой на циферблате. В качестве подарка их вручили военнослужащим, принимавшим участие в операции «Буря в пустыне» в Ираке...".

Противоударный и водозащищенный механизм амфибии, вполне приличная точность хода, более толстое пластиковое стекло и светящиеся в темноте циферблат со стрелками делали эти часы незаменимым спутником в походах - что и послужило причиной их утраты.
К сожалению, часы я потерял во время купания на одном из волжских островов, на которые мы с братом выбирались на байдарке регулярно - соскочили с металлического браслета.
Несмотря на то, что это произошло на мелководье - часы найти так и не удалось, так что покажу только чужое фото этих часов из Интернета:





В 2010 году Чистопольский завод пережил процедуру банкротства, но завод всё же выжил.
Сегодня ЗАО ЧЧЗ «Восток» — единственный в России часовой завод,  имеющий полный (замкнутый) цикл производства часовых механизмов и  механических наручных часов.

Впрочем, МО РФ уже не заказывает и не закупает "Командирских".

Так что если вы питаете слабость к механическим часам или готовитесь к зомби-апокалипсису - то вам никак не обойтись без продукции Чистопольского часового завода - механическим часам не страшны ни зомби, ни время, ни электромагнитный импульс ядерного взрыва ;)))
Tags: забытая история, история, сделано в СССР
Subscribe

Posts from This Journal “сделано в СССР” Tag

  • "Юнкерсы" над Самарой

    Вы не ошиблись - речь пойдёт именно о немецких самолётах "Юнкерс", которые, как оказалось, неоднократно наведывались в Самару в 20-х годах…

  • Загадки самарской набережной

    Вопрос к коренным самарцам - вы узнаёте это место? Признаюсь, что я, проживший в Самаре более 42 лет и не раз, не два и даже не десяток раз…

  • Краеведение в Самаре середины 1920-х г.г.

    Самара 1920-х волею судеб оказалась временем расцвета краеведения - в ней одновременно трудились таки столпы самарского краеведения, как Константин…

  • Алексеевский мост

    Про историю моста через реку Самара в пос. Алексеевка я как-то писал, но тогда меня интересовал, в первую очередь, когда-то существовавший старый…

  • Южный мост

    Сегодня речь пойдёт об истории строительства второго куйбышевского моста через реку Самару - Южного. На снимке - Общий вид Южного моста перед пуском…

  • Как строили Старый мост

    Автомобильный мост через реку Самара по ул. Главной в Самаре иногда называют Старым мостом. Наиболее распространенная информация в интернете…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments