Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Categories:

Сделано в СССР

Сегодняшним постом хочу открыть новую серию постов, которую задумал начать уже давно, но всё никак не получалось по целому ряду причин.
Так, знакомьтесь - новый тэг "Сделано в СССР".

В рамках этой серии я расскажу вам о некоторых советских вещах самого различного назначения, которые или по уровню качества соответствовали лучшим мировым образцам своего времени, или о тех, которые, несмотря на прошедшие с момента производства десятилетия, до сих пор можно использовать по прямому назначению.

Замечу, что история их появления и налаживания производства в СССР обычно не так широко известна, как сами эти вещи, что порождало и порождает разные слухи и домыслы.

Итак, знакомьтесь, наш сегодняшний герой, советский дальномерный фотоаппарат Киев-4, который был изготовлен в СССР в 1961 году, приобретен моим отцом еще до моего рождения, активно им использовался как в быту, так и на работе (отец мой одно время работал корреспондентом, а затем редактором дивизионной газеты), затем перешел мне по наследству, объехал со мной половину бывшего СССР, но до сих пор в рабочем состоянии.



Вот о причинах столь высокого качества и долговечности этого аппарата я вам сегодня и расскажу.



Возможно, далеко не все, кто видел этот советский дальномерный фотоаппарат или даже пользовался им, в курсе, что у этого фотоаппарата довольно длинная и даже несколько запутанная история.

Наиболее полно и авторитетно историю появления в СССР линейки дальномерных фотоаппаратов Киев описал Питер Хенниг (Peter Hennig) в своей статье о дальномерных камерах Киев, цитаты из русского адаптированного перевода которой я сегодня привожу:

После окончания Второй мировой войны в 1945 году, Германия должна была выплачивать военные репарации в соответствии с мирным соглашением. Среди многих известных немецких продуктов, Россия потребовала знаменитые камеры Zeiss Contax II и Contax III в качестве военных репараций. До того как завод был разрушен в результате бомбардировок, камеры Contax выпускались на Zeiss Ikon AG в Дрездене, столице немецкой фото-промышленности. К 45-му году, это была уже российская зона оккупированной Германии.
Репарации, это конечно не добровольный, но совершенно законный акт. Русские потребовали все, кроме бренда - и они получили все, кроме бренда.
После массовых бомбардировок Дрездена в феврале 1945, компания Zeiss Ikon не имела почти никакой возможности продолжать производство камер. А после того, как территория Дрездена была оккупирована Советским Союзом, они сразу же лишили компанию всего производственного оборудования и запчастей для изготовления камер Contax. Все это было вывезено в Советский Союз.
В то же время, в конце 1945 года руководство компании Zeiss в Йене (Jena) активно занималось восстановлением мощностей в сфере гражданской продукции. Руководство компании было перевезено американскими вооруженными силами в западную часть Германии незадолго до прибытия Советской Армии. В Йене доктор Уго Шрейд (Hugo Schrade) был занят организацией новой деятельности компании.
Советская оккупационная сила, Советская Военная Администрация в Германии (СВАГ), предложила компании Zeiss несколько хороших высокооплачиваемых проектов, а также много заказов, которые не могли быть отклонены. Среди них была задача организовать производство 5000 камер Contax в месяц в подходящем месте в Советском Союзе. Рабочим названием этой камеры должно было стать «Волга».


По прямому назначению доктора Уго Шрейда (Hugo Schrade), г-н Вольфганг Хан (Wolfgang Hahn), инженер завода, который пережил войну, должен был взять на себя административную функцию по восстановлению производства Contax. Задача была сложная и практически невыполнимая. Камера Contax III состоит из 22000 измерений в 600 чертежах, описывающих 730 составных частей и деталей. В распоряжении Хана и его коллег из Zeiss Ikon были некоторые рисунки существующих моделей, но не хватало многих данных и измерений. Несмотря на все это, группе Contax удалось создать новое производство камер в течение одного 46-го года - это было настоящее чудо.
В октябре 1947 компания Zeiss передала 3 заново выстроенных производственных линии Советскому Союзу в качестве репарации.
Государственный завод "Арсенал" был основан в 1764 году в Киеве с целью производства артиллерийских орудий. После 1917 года там выпускались сельскохозяйственные машины, инструменты и предметы бытового пользования.
Во время войны "Арсенал" был эвакуирован в Сибирь, где рабочие частично продолжали производство, но в примитивных условиях. В открытом поле были построены временные лачуги, к ним подведено электричество. В связи с особыми обстоятельствами, большинство рабочих не вернулось в Киев к концу войны. Завод "Арсенал" должен был быть полностью восстановлен, и новые сотрудники должны были быть обучены.
По приезду на завод, Вольвганг и его коллеги обнаружили огромные коробки с оборудованием и запчастями с Zeiss Ikon AG. Оборудование было в хорошем состоянии, что позволило бы сразу начать программу обучения. Но Вольфганг и его коллеги выполняли административные и управленческие функции на заводе в Германии, поэтому для начала им было необходимо самим понять, как работает оборудование, научиться использовать инструменты и понять, как собрать вместе все детали.
Производство должно было быть открыто в самой старой части "Арсенала", построенной еще в 1764 году, в помещении с маленькими окнами и стенами толщиной 1,3м. Акцент на количество был заметен сразу. Немцы обратили внимание, что на столах у рабочих из других частей завода стояли красные флажки за достижение плана выпуска продукции. Один флаг означал перевыполнение плана на год, два - на два года и так далее. Хан сказал русским, что эта система погони за количеством совсем не похожа на стандарты качества завода Zeiss. К сожалению, руководство не услышало его. Именно эта гонка за количеством, а не за качеством в итоге привела к тому, что к середине 80-х многие камеры собирались плохо и вообще не работали на выходе с завода, что в свою очередь привело к окончательному закрытию производства камеры "Киев".
Но вернемся в 40-е года, когда все только начиналось. Рабочие должны были быть обучены для запуска производства камеры. Это были сельские жители из близлежащих окрестностей города Киева. Никто не имел никакого технического образования, но были послушными и трудолюбивыми людьми, которые относились к немецким мастерам с большим уважением. При помощи жесткой дисциплины и каждодневной рутины, шаг за шагом продвигаясь в работе, в конце концов оказалось возможным собрать этот сложный аппарат. Несколько сотен камер были собраны в ходе этого учебного проекта в конце 1946 года и в течение 1947 года. Большинство этих камер на 100% были собраны из запчастей, изготовленных в Дрездене, но впоследствии некоторые компоненты были доставлены с завода в Йене.
После прихода трех производственных линий из Йены в октябре 1947 года, началась подготовка к полномасштабному производству. Тем не менее, в 1948 году только ограниченное количество камер покинуло завод, а реальное серийное производство камер началось лишь в 1949-м.
Аналогично Contax II и Contax III, первые модели "Киева" были названы "Киев II" и "Киев III", которые позже стали называться Киев-2 и Киев-3. Эти камеры являются абсолютными аналогами камеры Contax. Очевидно, что уровень амбиций на ранней стадии производства на заводе "Арсенал" был очень высок. Выбор материалов, инженерия деталей, механика конструкций, и даже внешний вид камеры практически идентичны Contax. Если вы поместите рядом механизм шторок и транспортный механизм этих двух камер, то даже специалист с трудом идентифицирует и отличит их один от другого. Таким образом, запчасти и механизмы из ранних  фотокамер Киев и Contax, совершенно взаимозаменяемы в большинстве случаев.

КамераContax-IIIа (фото из Вики)
Тем не менее, есть очень важная и ключевая разница между Zeiss Contax и копиями Киев. Завод Арсенал решил не придерживаться исключительной точности рабочего отрезка объектива камеры, расстояния между торцом объектива и плоскостью фото-пленки. В фотоаппаратах Киев объектив практически всегда фокусируется чуть дальше (back focus, бекфокус), чем в спецификации Contax.
Это сделано для того, чтобы уменьшить точность рабочего отрезка объектива, т.е. увеличены технические допуски для совмещения объектива и камеры. Эти мелочи привели к базовой проблеме производства фотоаппаратов Киев.
В первой половине 1950-х в киевском заводе Арсенал производилось примерно столько же фотоаппаратов Киев, сколько в довоенном заводе Zeiss Ikon AG. Камера, которая поступала на рынок, была продуктом высокого качества, которую можно было получить только с помощью специальных лиц в Советском Союзе, и чаще использовалась в качестве статусной вещи. Сегодня этот факт подтверждается коллекционерами: фотоаппараты Киев II и III достигают примерно той же цены, что и оригинальный Contax.
В 1954 году, завод Арсенал представил небольшую серию камер Киев-2 с синхроконтактом вспышки. А в середине 1956 года синхроконтакт ввели официально, а серии получили индекс "А", т.е. появились новые камеры Киев-2A и Киев-3А.
В этот период начинают проявляться последствия увеличения производства. Это проявляется пока в мелких деталях: стрелка на ручке перемотки теряет свои перья, и окружность вокруг спусковой кнопки больше не полируется перед хромированием. В конце 1950-х все еще очень высокое качество имеют примерно 90% продукции. Завод Арсенал досигает производства примерно 3.5 тыс фотокамер в месяц.
В 50-х годах Contax IIa и Contax IIIa, которые производились на заводе Zeiss Ikon AG приобрели самую высокую репутацию на рынке фотокамер. Завод "Арсенал" следил за рыночными тенденциями западных коллег и в 1957-58 годах создал прототип новой камеры.
Новая камера имела экспонометр, выделяющийся над корпусом, так как это было реализовано в Contax-IIIa.Внешний вид, и задняя крышка тоже была реализована как Contax IIa и IIIa Contax. Это было сделано для того, чтобы использовать старые запасы задних крышек от Contax IIa / IIIa. Это вызвало проблемы с равномерностью плоскости пленки. Чтобы исправить это, конструкторы решили отказаться от дополнительной вертикальной пружинки на прижимном столике пленки, что еще больше усугубило проблему.
Официально новую камеру стали производить в 1960 году под названием Киев-4 (с экспонометром) и Киев-4А (без экспонометра).


С тех пор, индекс "А" стали ставить на камерах без экспонометра.


Отцовская камера была выпущена в 1961 году, о чем однозначно свидетельствует её серийный номер:


Как видим, камера Киев-4 была практически полным аналогом Цейссовской Contax IIIa, выпускавшейся с 1930-х в Германии.




Наша камера комплектовалась объективом Юпитер - 8М с индексом "П" (просветленная оптика), также производившемся на заводе "Арсенал" и являвшимся модернизированным вариантом цейссовского объектива «CZJ Sonnar» 2,0/50.

Перерасчёт оригинального «CZJ Sonnar» 2,0/50 выполнен примерно в 1948 году на КМЗ М. Д. Мальцевым.
Производился на КМЗ с 1948 года.



Относительное отверстие объектива диафрагмируется в диапазоне 1:2,0 — 1:22




У фотоаппарата, как и у его прототипа Contax IIIa, был встроенный в корпус над объективом экспонометр, закрывавшийся металлической крышкой, с гальванометром сверху корпуса:



Для установки чувствительности гальванометра используется специальное кольцо калькулятора, на котором необходимо выставить чувствительность фотопленки в единицах ГОСТ, и затем вращением внешнего кольца нужно добиться попадания стрелки гальванометра на специальную ромбовидную метку - как только это удавалось, на шкале калькулятора можно выбрать соответствующую целям съёмки пару выдержка-диафрагма:



Особенностью этих моделей фотокамер был параллактический дальномер - на передней панели камеры расположены разнесенные на 90 мм два окошка дальномера, а на задней - окуляр совмещенного с дальномером видоискателя:




Наведя фотоаппарат на цель, нужно было вращать указательным пальцем правой руки зубчатое колесико, расположенное рядом со спусковой кнопкой камеры:





Вращение через систему червячныз передач передавалось на объектив и зеркало дальномера, а в видоискателе при этом двоящееся изображение в центральном прямоугольнике дальномера нужно было совместить в одно - как только это удавалось, камера была сфокусирована - можно снимать!





Интересна конструкция рулонного щелевого затвора-жалюзи этой камеры:



Выдержка отрабатывается как за счет различной скорости движения шторок затвора, так и за счет варьирования расстояния между шторками жалюзи - так называемой "затворной щели".

В общем, что б снять что-либо этой камерой, необходимо было произвести в определенной последовательности несколько обязательных к исполнению магических ритуалов, что в сочетании с ручным взводом затвора и емкостью плёнки в 36 кадров, не говоря уже о второй и третьей частях "Марлезонского балета" - проявке и фотопечати,  так и не привело к появлению многих более поздних жанров фотографии, таких как селфи, фудшотинг и прочий инстаграмм ;)))



Впрочем, это, может, и к лучшему...

Это сейчас стать говнофотографом легко - за один выезд на пленэр человек с цифровым фотоаппаратом способен пройти путь фотографа с камерой "Киев" длиной в несколько лет...
Если, конечно, он не дурак, книжки полистал и на экранчик камеры смотрит, пытаясь понять, что получилось не так и почему.

Вы всё еще хотите назад в СССР? ;)))


В заключение отмечу, что история камер "Киев" закончилась печально - произведение тевтонского технического гения 1930-х к середине 1980-х устарело морально, а все попытки модернизации и сокращения издержек производства привело к появлениею мертворожденных моделей и экземпляров, неспособных к работе чуть ли не в момент продажи магазином - но об этом вы и без мепня можете прочесть "в этих энторнетах"...

Инструкция по эксплуатации фотоаппарата Киев-4.

Tags: забытая история, история, как это было, сделано в СССР
Subscribe

Posts from This Journal “как это было” Tag

  • "Юнкерсы" над Самарой

    Вы не ошиблись - речь пойдёт именно о немецких самолётах "Юнкерс", которые, как оказалось, неоднократно наведывались в Самару в 20-х годах…

  • Озеро Паршино и хутор Паршенский

    Посвящается памяти моего родного дяди Владимира Михайловича, недавно безвременно преставившегося (на снимке - с собакой Альмой) Пару лет назад я…

  • Николай II в Самаре

    Это здание - единственное сохранившееся в Самаре до наших дней из тех, что император Николай II изволил посетить во время своего визита в Самару 1…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments