Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Categories:

Храм Гроба Господня

Сегодня, в начале отмечаемой православными Страстной недели, я расскажу вам про храм Воскресения в Иерусалиме, более широко известный как храм Гроба Господня, который мне довелось посетить в октябре 2014 года.



Как обычно - фотографии частично мои,  частично - почерпнутые из Интернета, схемы и карты - из Интернета, перевод на русский - мой.

Пост первоначально был мной опубликован полтора года назад - но не грех и повторить.


Если исходить из предположения, что история жизни и смерти Христа, описанная в Евангелиях, принадлежит реальному человеку, то небезинтересно будет узнать, с какими именно до сего дня сохранившимися артефактами она могла быть связана, где они находились во времена Христа и в каком виде дошли до нашего времени.

Итак, что нам известно о Иерусалиме I века нашей эры?

В то время это был небольшой (даже по тогдашним меркам) заштатный городишко в римской провинции, знаменитый разве что тем, что в нем находился иудейский Второй Храм да правил иудейский же царь Ирод Великий.
О масштабах городишка Иерусалим в I веке можно судить по карте:


31_Num_20_map-43-02



Тем, кто не в ладах с английским, поясню основные обозначения на карте:


  • Temple - Второй Храм на Храмовой горе

  • Palace of Herod the Great - дворец Ирода Великого

  • Walls as they existed during Jesus' time - городские стены, существовавшие во времена Иисуса

  • Walls begun after Jesus' time - городские стены, построенные позже Иисуса

  • Antonia Fortress - крепость Антония - место, где состоялся суд под председательством Понтия Пилата, римского наместника

  • Golgotha (traditional location) - Голгофа (традиционное расположение) - собственно, та Голгофа, которую обнаружила царица Елена, мать Константина Великого, и на месте которой ныне стоит храм Гроба Господня

  • Gordon's Calvary - альтернативное (по мнению некоторых исследователей) расположение Голгофы

  • Wall begun by Herod Agrippa I c. A.D. 42 - городская стена, начатая Иродом Агриппой в I веке (42 год н.э.)

  • Garden of Gefsimane - Гефсиманские сады

  • Mount of Olives - Масличная гора


Евангельская история так описывает последнее прибытие Иисуса в Иерусалим:

Началось оно с входа в Иерусалим, продолжилось Тайной вечерей (Haus mit Obersaal), предательством Иуды, арестом в Гефсиманском саду, приводом во дворец первосвященников (Hohehpriesters), затем осуждением в Башне Антония (4), с возложением тернового венца и бичеванием, и закончилось, как известно, распятием на Голгофе (6) и погребением в пещере (7) - см. карту :

Der_Letzte_Weg_Des_Herrn_Jesus_Durch_Jerusalem

Место казни (Голгофа) в те времена находилось за городской чертой, в саду неподалеку оказалась и погребальная пещера (гробница), принадлежавшая одному из иудейских старейшин, Иосифу Аримафейскому.

Как упоминается во всех четырех Евангелиях, именно этот тайный поклонник Иисуса предоставил свою неиспользованную гробницу для погребения тела Иисуса после распятия.

Голгофа и гробница на момент казни Иисуса около 30 г. н.э. выглядели примерно так:


holy-sepulcher-30ad-450

Гроб Господень изначально представлял собой типичную высеченную в природной скале еврейскую гробницу периода Второго Храма.

Тело Христа, согласно преданию, было положено на каменное погребальное Ложе (200 x 80 см, высота от пола 60 см) ногами на восток (то есть ко входу), головой на запад, по еврейскому обычаю.

Затем на долгое время пещера-гробница теряется из вида - по одной из версий, за это время на месте, где существовала пещера, римляне строят языческий храм.

По прошествии почти трех столетий христианство становится в Риме государственной религией, и интерес к гробнице вновь разгорается.

Поиски пещеры, в которой было погребено тело Иисуса, были предприняты в IV веке по указанию императора Константина.
В 326 году его мать императрица Елена прибыла в Иерусалим с целью паломничества и поиска христианских реликвий: «…божественный Константин отправил с сокровищами блаженную Елену для отыскания животворящего креста Господня».


Первым из церковных историков об открытии Гроба Господня сообщает Евсевий Кесарийский в своём труде «Жизнь Константина».
От него мы и узнаём, что на месте пещеры, где был погребён Иисус, римлянами был построен языческий храм:


Сию спасительную пещеру некоторые безбожники и нечестивцы умыслили скрыть от взора людей, с безумным намерением скрыть через это истину.
Употребив много трудов, они навезли откуда-то земли и завалили ею всё то место.
Потом, подняв насыпь до некоторой высоты, замостили её камнем, и под этой высокой насыпью сокрыли божественную пещеру.
Окончив такую работу, им оставалось только на поверхности земли приготовить странную, по истине гробницу душ, и они построили мрачное жилище для мёртвых идолов, тайник демона сладострастия Афродиты, где на нечистых и мерзких жертвенниках приносили ненавистные жертвы.

— Евсевий Кесарийский, «Жизнь Константина». III, 36


По приказу Константина насыпь храма была срыта и «вдруг во глубине земли, сверх всякого чаяния, показалось пустое пространство, а потом Честное и Всесвятое Знамение спасительного Воскресения. Тогда священнейшая пещера сделалась для нас образом возвратившегося к жизни Спасителя».

drwg-333


К 335 году над пещерой императором Константином (Сократ Схоластик сообщает, что инициатором строительства была его мать святая Елена - «мать царя предложила создать на месте гробницы многоценный молитвенный дом») был построен храм Гроба Господня.

Предположительно, при строительстве храма была срыта значительная часть возвышенности, в недрах которой первоначально располагалась гробница, а также часть изначального холма Голгофы.


drwg-222


При Константине в состав храмового комплекса входило несколько зданий - над бывшей пещерой была выстроена ротонда, а над местом распятия - не соединявшаяся с ротондой базилика.

holy-sepulcher-325-450

Holy-Sep-drawing-222


Изначально вокруг Ложа еще существовала погребальная пещера, но она была разрушена вместе с храмом в 1009 году по приказу фатимидского халифа Аль-Хакима. Сохранились лишь само Ложе, часть стен пещеры (до 60-90 см высотой) и часть входа.
Сейчас пещеру заменяет устроенное внутри Кувуклии небольшое помещение (1,93 x 2,07 м), почти половину которого, справа от входа, у северной стены, занимает Ложе.


Храмовый комплекс существовал без изменений до захвата в 614 году Иерусалима персидским царем Хосровом II. Сооружения храма были сильно повреждены, но затем восстановлено в 616—626 годах.

В 1009 году халиф Аль-Хаким би-Амруллах санкционировал разрушение христианских храмов в городе и окрестностях. В результате этого разрушения была безвозвратно утрачена базилика. Император Константин VIII выторговал у сына Эль-Хакима право на восстановление храма.
Было сооружено несколько отдельно стоящих сооружений, напоминающих часовни. Роль главной церкви была отведена ротонде Воскресения, сохранившейся лучше других.

В середине XII века крестоносцы с размахом отстроили храм в величественном романском стиле.
После взятия Иерусалима мусульманами Саладин разрешил христианским паломникам свободно посещать Иерусалим и Храм Гроба Господня, а в XIII веке Иерусалимом и самим Храмом некоторое время владел отлучённый от церкви император Фридрих II.


ma_kd_jersul_HS_plan_Conan

Построенный в 1130-47 храм Воскресения вновь объединил под одной кровлей все святые места, связанные со смертью и Воскресением Иисуса Христа.

При пожаре в 1808 году сгорел деревянный шатер над Анастасисом и была повреждена Кувуклия. В 1808-10 годов ротонда была восстановлена с участием архитекторов из разных стран:

Предшествующее нынешнему здание храма, построенное в XVI веке, было почти полностью уничтожено во время пожара в 1808 году.
Рухнувший при этом купол повредил верхнюю часть Кувуклии и ее стены, были очень сильно разрушены и стены самого храма.
В 1810 году под руководством греческого архитектора Комнина Митилиниоса храм был с некоторыми изменениями восстановлен на средства православных общин нескольких государств, принимала в этом участие и Русская Православная Церковь.
В таком виде храм существует и в настоящее время, за исключением его куполов.
Малый купол простоял до 1927 года, когда он был разрушен землетрясением (восстановлен в 1931-1933 г.г.).
Деревянные конструкции ... большого купола пострадали от двух землетрясений – 1834 и 1836 г.г.


В 1860-х годах был сооружён полусферический купол над ротондой. В таком виде здание существует и сейчас.


548px-Golgotha_cross-section-222

Собственно, со времен распятия Иисуса в течение тысячи девятисот лет Иерусалим оставался маленьким городишкой-крепостью, хотя временами ему и доводилось быть столицей Иерусалиского королевства.

Аэрофотография Иерусалима, сделанная в 1917 году, подтверждает, что еще 100 лет назад весь город умещался в пределах городской стены (существующие крепостные стены Иерусалима были построены в 1538 г).

Виден серый свинцовый купол Храма гроба Господня (левая нижняя четверть снимка).

Jerusalem_1917
Источник - An aerial view of Jerusalem, ca. 1917. (James Francis Hurley/State Library of New South Wales)


Но вернемся к нашему Храму.

Вход в Храм Гроба Господня в 1929 году.
Обратите внимание на "недвижимую лестницу" под правым окном на 2 этаже (фото из Интернета):

jerusalem_1929_bildergalerie15

Тот же вход, снятый мной в 2014 году - тот случай, когда отсутствие видимых изменений не огорчает:



Кувуклия:



Кувуклия пострадала при землетрясении 1927 года, после чего ее укрепили снаружи металлическими стяжками и балками.

Купол Ротонды (сооружен в 1860-х):



Колонны, подпирающие купол, сохранились со времен Константина Великого:



Вход в Кувуклию в 1929 году, виден камень - алтарь в Приделе ангела (фото из Интернета):

jerusalem_1929_bildergalerie16


... и на моём снимке 2014 года:



Входим в Кувуклию - сначала в Придел ангела, а затем и в сам Гроб.

С давних пор Ложе  было сильно повреждено неразумной ревностью паломников, которые любой ценой стремились отколоть и унести с собой частицу реликвии. Чтобы предотвратить эти попытки, Ложе было закрыто плитой белого мрамора, которая сейчас уже пожелтела от времени (нынешняя плита положена в 1555 году).
Несколько столетий назад плита треснула поперек.


Мраморная плита Ложа (Tomb) во гробе (фото из Интернета):


Jerusalem tomb of Jesus


Здесь могут поместиться три, самое большее четыре человека одновременно. Нынешнее помещение, как и прежнюю пещеру, также называют Святым Гробом. С востока из придела Ангела в него ведет низкий арочный вход (всего 112 х 72 см, и примерно 90 см глубины), очевидно первоначального характера, по мнению большинства археологов.

А теперь - на Голгофу.

Католическая часть Голгофы


Мозаика времен крестоносцев на куполе одного из приделов Голгофы (католического):


То, что осталось от первоначальной скалы Голгофы, представлено под стеклом в греческой часовне Голгофы:



Крест установлен на легендарном месте распятия Иисуса:



Камень миропомазания (собственно, сам камень находится под поздней мраморной плитой)


В настоящее время храм представляет собой огромный архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия, Кувуклию — часовню в центре храма, скрывающая непосредственно пещеру Гроба, Камень помазания, Кафоликон, подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм святой равноапостольной Елены и несколько приделов.
Здесь старина переплетается с древностью...



В настоящее время храм делят меж собой шесть конфессий - греко-православная, католическая, коптская, армянская, сирийская и эфиопская.
Для каждой из них отведены определенные часы для совершения своей службы. Во избежание конфликтов, по многовековой традиции, ключи от храма хранятся у арабской семьи мусульманского вероисповедания, а правом открывать и закрывать его пользуется другая арабская семья.


holy-sepulcher-floorplan-750

Как видим, на протяжении последних пяти столетий практически ничего оригинального, сохранившегося в неизменности с евангельских времен, к обозрению в храме не представлено - все скрыто более поздними реконструкциями.
Частицы креста, гвозди, титло, плащаница - также находятся в различных храмах по всему миру (в частности, гвозди, титло и частицы древа креста - в базилике Санта-Кроче-ин-Джерусалемме в Риме, но об этом в другой раз).

Вот, собственно, и всё на сегодня.

Tags: Иерусалим, Израиль, забытая история, изследования, история, реликвии
Subscribe

Posts from This Journal “изследования” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments