"Первым делом мы испортим самолёты..."
фольклор студентов КуАИ, исполняется
на мотив известной песни Соловьёва-Седого
фольклор студентов КуАИ, исполняется
на мотив известной песни Соловьёва-Седого
Во время поисков материалов по истории чехословацкого мятежа в Самаре наткнулся я на знакомый топоним - оказывается, на станции Кинель в августе 1918 года базировалось интересное подразделение, входившее в состав Народной Армии КОМУЧ.
Впервые встретилось упоминание о нем на одном англоязычном сайте:
1st Motor Transport – Ensign Kulev (St. Kinel')
Поначалу даже подумал, что "Энсин" - имя, а Kulev - чешская фамилия.
Однако дальнейшие поиски сначала вывели на воинской звание "энсин":
Энсин (англ. ensign) — младшее офицерское звание в сухопутных и военно-морских силах некоторых западных стран.
В сухопутных силах энсин командовал небольшим отрядом, отвечавшим за полковое знамя, и является эквивалентом прапорщика в русской армии.
Неясно мне было даже, назван ли прапорщик "энсином" при переводе с русского на английский, или он в самом деле был "энсин".
Хотя, если предположить, что Кулев - фамилия русская, то звание его точно должно было звучать как прапорщик, а если - чешская, и служил, стало быть, Кулев до пленения и попадания в Чехословацкий легион в австро-венгерской армии, то его воинское звание правильно называлось бы "фенрих" (Fähnrich) - сиречь, прапорщик.
В этом направлении и надо копать, подумал я.
Поиск по русскоязычным сайтам вывел на прапорщика Кулева в статье про "Знаки различия автомобилистов в армиях Белого Движения":
В составе Народной Армии на 15 августа 1918 г. имелись следующие автомобильные части:Однако никаких иных материалов по 1-й подвижной автобазе Народной Армии (или 1st Motor Transport) найти не удавалось.
*автомобильная команда подпоручика Шлушко (г. Уфа);
*1-я автомобильная рота подпоручика Коробова (г. Самара);
*1-я Подвижная автобаза прапорщика Кулева (ст. Кинель);
А вот прапорщик Кулев Василий Александрович нашелся довольно быстро, но оказался он летчиком - и тот ли самый это кинельский прапорщик, или какой другой - поначалу мне было не ясно:
Кулев Василий Александрович
4 класса Симбирской мужской гимназии. Доброволец 1-й авиароты с 18.11.1914. Прапорщик (25.10.1917), 31-й корпусной авиаотряд. Севастопольская авиашкола с 15.09.1915. Летчик в 7-м и 31-м авиаотрядах. Награжден Георгиевским крестом 4 и 3 ст. в авиаотрядах, 2 и 1 ст. в корпусном авиаотряде. Поломка и ранение руки (23.01.1917). Холост.
На сентябрь 1919 г. - 1-й подвижной авиационный поезд-мастерская, пом. начальника.
РГВА. Ф.40025, оп.1, д.22, л.86.
Родился в 1891 г., г. Сызрани; летчик. Проживал: г. Ново-Николаевск.
Арестован 16 января 1920 г.
Приговорен: Томской губЧК 24 февраля 1920 г., обв.: по обвинению в "связи с колчаковской разведкой".
Приговор: к расстрелу Реабилитирован 11 октября 2001 г.
Книга памяти Новосибирской обл.
Маловероятно, конечно, что окончивший Севастопольскую авиашколу лётчик стал бы командовать автобазой, тем более что есть материалы, свидетельствующие о том, что в Самаре на аэродроме чехословацкие легионеры захватили несколько трофейных аэропланов (Первоисточник: Марат Хайрулин, Вячеслав Кондратьев "Военлеты погибшей Империи. Авиация в Гражданской войне"):
На самарском аэродроме чехи обнаружили несколько аэропланов из числа эвакуированных в начале года с русско-германского фронта. Два из них, «Фарман-30» и «Вуазен», они решили забрать себе. Из этих машин сформировали разведывательный авиаотряд Чехословацкого корпуса под командованием подпоручика Мелча. Но, поскольку чешских авиаторов в России было мало, на службу в отряд пригласили русских добровольцев – пилота прапорщика Дедюлина и летнаба подпоручика Арбузова. Отряд был придан 1-й чешской стрелковой дивизии, воевавшей под Симбирском. До 20 августа, когда из-за полного износа матчасти его отправили в тыл, «чешско-русский» разведотряд совершил более 40 боевых вылетов.
Между тем новое самарское правительство уже в июне приступило к организации собственных военно-воздушных сил.
При Главном инженерном управлении Народной армии был сформирован Отдел воздушного флота (ОВФ), который возглавил подполковник Компанейцев. Вскоре ОВФ преобразовали в Управление воздушного флота (УВФ) при штабе Народной армии.
С помощью чехов в Самаре сформировали 1-й народно-армейский авиадивизион под командованием поручика Пестова.
Вот такие самолеты достались чехословакам и их союзникам из Народной Армии в Самаре:

Русский боевой самолет Вуазен (voisin)

Порфирий Вяткин с самолетом Вуазен (благодарю за поправку


Аэроплан "Фарман-30" с лейтенантом Мелчем, в Уфе.
Летать прапорщик после ранения руки мог бы вряд ли - так что вполне логично списание из военлёта в техники.
При таком раскладе наверняка нашлось бы и применение прапорщику Кулеву именно в авиации, окажись он тем самым Василием Александровичем - так что совершенно логичным кажется вывод о том, что в Кинеле в августе 1918 года находилась не автомобильная часть, а авиаремонтная - тот самый 1-й подвижной авиационный поезд-мастерская.
Хотя не исключен и вариант, что 1-я подвижная автобаза была позднее преобразована в 1-ю подвижный авиационный поезд-мастерскую.
Интересен второй вопрос - что именно обеспечивало подвижность этой 1-й ремонтной мастерской?
С одной стороны, раз базировалась она на станции - логично предположить, что железнодорожное шасси - тем более что война шла преимущественно вдоль железных дорог.
Тем более что в сентябре 1919 года упоминается 1-й подвижной авиационный поезд-мастерская.
С другой - упоминание про автомобильные войска наводит на мысль, что мастерские могли быть на автомобильном ходу, во всяком случае, в августе 1918 года - что, в принципе, было принято в Русской Армии в Первую Мировую - вот тому подтверждение:

И из русскоязычного источника:

Основные боевые действия авиации Народной армии в августе 1918 года разворачивались в районе Казани.
Небезынтересен будет один из эпизодов этой воздушной войны - Газета «Наш день», г. Самара. № 51 от 22 августа 1918 г.:
«19 августа. Аэропланы противника сбросили над Казанью несколько бомб. Нашими аэропланами на поезд Троцкого сброшено 3 бомбы».Налет на поезд Троцкого, описан в его мемуарах «Моя жизнь» так:
«Едва я вернулся к себе в вагон, как со всех сторон раздалась ружейная трескотня. Я выскочил на площадку. Над нами кружился белый самолет. Он явно охотился на поезд. Три бомбы упали одна за другой по широкой дуге, не причинив никому вреда. С крыш вагонов стреляли по врагу из винтовок и пулеметов. Самолет стал недосягаем, но стрельба не прекращалась. Все были точно в опьянении. С большим трудом я прекратил стрельбу».В любом случае - работы для авиаремонтного поезда прапорщика Василия Александровича Кулева хватало, вот данные о составе и исправности 2-й авиагруппы Народной армии:
23 августа 1918 г. Приказ № 6 по 2-ой Авиационной Группе Народной Армии, г. Казань
§ 1. 2-ую Авиационную Группу Народной Армии объявляю сформированной.
Командир, Военный лётчик, Штабс-капитан РЫБАКОВ[57]
Сведения о самолетах 2-й авиагруппы, 29 августа 1918 г.[58]
Командир 2-й Боевой Авиационной Группы, Военный летчик, Штабс-Капитан РЫБАКОВ.
Видно, что 47% авиапарка - неисправно, в сборке или в ремонте.
Отряд
Наименование самолета
Состояние самолета5-й авиаотряд Вуазен исправный Марчет исправный Марчет нет одной рулевой тяги Парасоль сломан винт Альбатрос неисправный 6-й авиаотряд Ньюпор-17 исправные Ньюпор-23 Ньюпор-24 7-й авиаотряд Вуазен исправный Фарман-40 разбит Вуазен фр. в сборке Ньюпор-17 в ремонте Альбатрос исправный 8-й авиаотряд Сопвич в ремонте Лебедь-12 исправный Парасоль неисправный Вуазен фр. собирается