Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Categories:

1-й Подвижной авиационный поезд-мастерская на станции Кинель

"Первым делом мы испортим самолёты..."
фольклор студентов КуАИ, исполняется
на мотив известной песни Соловьёва-Седого


Во время поисков материалов по истории чехословацкого мятежа в Самаре наткнулся я на знакомый топоним - оказывается, на станции Кинель в августе 1918 года базировалось интересное подразделение, входившее в состав Народной Армии КОМУЧ.

Впервые встретилось упоминание о нем на одном англоязычном сайте:

1st Motor Transport – Ensign Kulev (St. Kinel')


Поначалу даже подумал, что "Энсин" - имя, а Kulev - чешская фамилия.

Однако дальнейшие поиски сначала вывели на воинской звание "энсин":
Энсин (англ. ensign) — младшее офицерское звание в сухопутных и военно-морских силах некоторых западных стран.
В сухопутных силах энсин командовал небольшим отрядом, отвечавшим за полковое знамя, и является эквивалентом прапорщика в русской армии.

Неясно мне было даже, назван ли прапорщик "энсином" при переводе с русского на английский, или он в самом деле был "энсин".

Хотя, если предположить, что Кулев - фамилия русская, то звание его точно должно было звучать как прапорщик, а если - чешская, и служил, стало быть, Кулев до пленения и попадания в Чехословацкий легион в австро-венгерской армии, то его воинское звание правильно называлось бы "фенрих" (Fähnrich) - сиречь, прапорщик.
В этом направлении и надо копать, подумал я.
Поиск по русскоязычным сайтам вывел на прапорщика Кулева в статье про "Знаки различия автомобилистов в армиях Белого Движения":
В составе Народной Армии на 15 августа 1918 г. имелись следующие автомобильные части:
*автомобильная команда подпоручика Шлушко (г. Уфа);
*1-я автомобильная рота подпоручика Коробова (г. Самара);
*1-я Подвижная автобаза прапорщика Кулева (ст. Кинель);
Однако никаких иных материалов по 1-й подвижной автобазе Народной Армии (или 1st Motor Transport) найти не удавалось.
А вот прапорщик Кулев Василий Александрович нашелся довольно быстро, но оказался он летчиком - и тот ли самый это кинельский прапорщик, или какой другой - поначалу мне было не ясно:

Кулев Василий Александрович

4 класса Симбирской мужской гимназии. Доброволец 1-й авиароты с 18.11.1914. Прапорщик (25.10.1917), 31-й корпусной авиаотряд. Севастопольская авиашкола с 15.09.1915. Летчик в 7-м и 31-м авиаотрядах. Награжден Георгиевским крестом 4 и 3 ст. в авиаотрядах, 2 и 1 ст. в корпусном авиаотряде. Поломка и ранение руки (23.01.1917). Холост.

На сентябрь 1919 г. - 1-й подвижной авиационный поезд-мастерская, пом. начальника.
РГВА. Ф.40025, оп.1, д.22, л.86.

Родился в 1891 г., г. Сызрани; летчик. Проживал: г. Ново-Николаевск.
Арестован 16 января 1920 г.
Приговорен: Томской губЧК 24 февраля 1920 г., обв.: по обвинению в "связи с колчаковской разведкой".
Приговор: к расстрелу Реабилитирован 11 октября 2001 г.

Книга памяти Новосибирской обл.

Маловероятно, конечно, что окончивший Севастопольскую авиашколу лётчик стал бы командовать автобазой, тем более что есть материалы, свидетельствующие о том, что в Самаре на аэродроме чехословацкие легионеры захватили несколько трофейных аэропланов (Первоисточник: Марат Хайрулин, Вячеслав Кондратьев "Военлеты погибшей Империи. Авиация в Гражданской войне"):
На самарском аэродроме чехи обнаружили несколько аэропланов из числа эвакуированных в начале года с русско-германского фронта. Два из них, «Фарман-30» и «Вуазен», они решили забрать себе. Из этих машин сформировали разведывательный авиаотряд Чехословацкого корпуса под командованием подпоручика Мелча. Но, поскольку чешских авиаторов в России было мало, на службу в отряд пригласили русских добровольцев – пилота прапорщика Дедюлина и летнаба подпоручика Арбузова. Отряд был придан 1-й чешской стрелковой дивизии, воевавшей под Симбирском. До 20 августа, когда из-за полного износа матчасти его отправили в тыл, «чешско-русский» разведотряд совершил более 40 боевых вылетов.
Между тем новое самарское правительство уже в июне приступило к организации собственных военно-воздушных сил.
При Главном инженерном управлении Народной армии был сформирован Отдел воздушного флота (ОВФ), который возглавил подполковник Компанейцев. Вскоре ОВФ преобразовали в Управление воздушного флота (УВФ) при штабе Народной армии.
С помощью чехов в Самаре сформировали 1-й народно-армейский авиадивизион под командованием поручика Пестова.

Вот такие самолеты достались чехословакам и их союзникам из Народной Армии в Самаре:


Русский боевой самолет Вуазен (voisin)



Порфирий Вяткин с самолетом Вуазен (благодарю за поправку aviator_bob)
Пилот подпоручик Л.Мельч у Вуазена, Боевой взвод 1-го Самарского авиаотряда Народной Армии. Уфа, июль 1918 года


Аэроплан "Фарман-30" с лейтенантом Мелчем, в Уфе.

Летать прапорщик после ранения руки мог бы вряд ли - так что вполне логично списание из военлёта в техники.
При таком раскладе наверняка нашлось бы и применение прапорщику Кулеву именно в авиации, окажись он тем самым Василием Александровичем - так что совершенно логичным кажется вывод о том, что в Кинеле в августе 1918 года находилась не автомобильная часть, а авиаремонтная - тот самый 1-й подвижной авиационный поезд-мастерская.

Хотя не исключен и вариант, что 1-я подвижная автобаза была позднее преобразована в 1-ю подвижный авиационный поезд-мастерскую.

Интересен второй вопрос - что именно обеспечивало подвижность этой 1-й ремонтной мастерской?

С одной стороны, раз базировалась она на станции - логично предположить, что железнодорожное шасси - тем более что война шла преимущественно вдоль железных дорог.
Тем более что в сентябре 1919 года упоминается 1-й подвижной авиационный поезд-мастерская.

С другой - упоминание про автомобильные войска наводит на мысль, что мастерские могли быть на автомобильном ходу, во всяком случае, в августе 1918 года - что, в принципе, было принято в Русской Армии в Первую Мировую - вот тому подтверждение:



И из русскоязычного источника:



Основные боевые действия авиации Народной армии в августе 1918 года разворачивались в районе Казани.

Небезынтересен будет один из эпизодов этой воздушной войны - Газета «Наш день», г. Самара. № 51 от 22 августа 1918 г.:
«19 августа. Аэропланы противника сбросили над Казанью несколько бомб. Нашими аэропланами на поезд Троцкого сброшено 3 бомбы».
Налет на поезд Троцкого, описан в его мемуарах «Моя жизнь» так:
«Едва я вернулся к себе в вагон, как со всех сторон раздалась ружейная трескотня. Я выскочил на площадку. Над нами кружился белый самолет. Он явно охотился на поезд. Три бомбы упали одна за другой по широкой дуге, не причинив никому вреда. С крыш вагонов стреляли по врагу из винтовок и пулеметов. Самолет стал недосягаем, но стрельба не прекращалась. Все были точно в опьянении. С большим трудом я прекратил стрельбу».
В любом случае - работы для авиаремонтного поезда прапорщика Василия Александровича Кулева хватало, вот данные о составе и исправности 2-й авиагруппы Народной армии:
23 августа 1918 г. Приказ № 6 по 2-ой Авиационной Группе Народной Армии, г. Казань
§ 1. 2-ую Авиационную Группу Народной Армии объявляю сформированной.

Командир, Военный лётчик, Штабс-капитан РЫБАКОВ[57]

Сведения о самолетах 2-й авиагруппы, 29 августа 1918 г.[58]

Командир 2-й Боевой Авиационной Группы, Военный летчик, Штабс-Капитан РЫБАКОВ.

Видно, что 47% авиапарка - неисправно, в сборке или в ремонте.




Отряд 



Наименование самолета



Состояние самолета
5-й авиаотряд Вуазен исправный
Марчет исправный
Марчет нет одной рулевой тяги
Парасоль сломан винт
Альбатрос неисправный
6-й авиаотряд Ньюпор-17 исправные
Ньюпор-23
Ньюпор-24
7-й авиаотряд Вуазен исправный
Фарман-40 разбит
Вуазен фр. в сборке
Ньюпор-17 в ремонте
Альбатрос исправный
8-й авиаотряд Сопвич в ремонте
Лебедь-12 исправный
Парасоль неисправный
Вуазен фр. собирается
Tags: 1918, КОМУЧ, Кинель, Народная Армия, забытая история, история
Subscribe

Posts from This Journal “КОМУЧ” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments