И во время работы над тем постом, и позже меня не оставляло недоумение - почему после бегства из Самары оставшиеся красные войска не попытались хотя бы приостановить дальнейшее продвижение белых путём взрыва железнодорожного моста через реку Большой Кинель, не говоря уже об организации обороны самой узловой станции Кинель, без взятия которой чехословакам никак невозможно было двигаться дальше на восток, на соединение с эшелонами Уральской группы легионеров?
Ведь все тактические преимущества окружающей станцию Кинель местности как бы сами намекали на возможность если не удержать, то по крайней мере какое-то время держать под обстрелом важнейшую узловую станцию Самаро-Златоустовской железной дороги?
Схема Самаро-Златоустовской железной дороги (кликабельно) |
Кроме того, на участке возле нынешнего пос. Советы имеется несколько небольших железнодорожных мостов для пропуска вешних вод - но и их никто не удосужился даже повредить, насколько мне известно.
Железнодорожные мосты у пос. Советы уже существовали в 1918 году, о чем свидетельствует типичная бутовая кладка |
Сама станция расположена в междуречье двух рек - Самары и Большой Кинель, то есть - окружена с трех сторон естественными водными преградами, кроме того, в непосредственной близости от станции и вдоль реки Б. Кинель и ж/д пути на Бугуруслан возвышается на высоту свыше ста метров надпойменная терраса, с отметкой высоты непосредственно вблизи станции в 142.4 м по Балтийской системе высот.
На участке Советы-Кинель аж три моста, а севернее ст. Кинель расположена высота 142,4 |
С учетом нынешнего уровня воды в р. Самара и Кинель в районе 28 м в межень это даёт перепад высот около 110 метров - неплохая позиция для артиллерии, на мой взгляд.
С высоты 142.4 открывается вид на десятки километров - вот тут пригород Алеексеевск (Алексеевка) как на ладони, а в бинокль даже и пригороды Самары проглядывают:
С высоты 142,4 открывается вид до Алексеевки и даже Смышляевки |
Если же обратить свой взор левее - открывается вид на городишко Кинель и саму железнодорожную станцию - от нее до отметки 142.4 - 6.5 километров по прямой:
Да и сама железнодолрожная станция - как на ладони, высота 142,4 |
Есть на вершине этой террасы и заросшие остатки каких-то окопов, из которых видно на десятки километров. От моста через Большой Кинель отсюда 5 километров.
Рич скачет по оплывшим и заросшим брустверам окопа на высоте 142,4 |
На боевом гребне высоты 142,4, перед лесопосадками времён СССР выделяются темные пятна растительности, растущей по брустверам старых оплывших окопов. Очевидно, что "в лоб" эту высоту не взять - все пространство отлично простреливается |
С запада высоту прикрывает овраг Каменный Дол, пологий правый берег которого также отлично простреливается с высоты
Вид с высоты 142.4 на запад |
В общем, о лучшей позиции для обороны станции Кинель сложно и мечтать - достаточно лишь артиллерийской батареи да нескольки пулеметов, что бы надолго задержать наступающих или желающих проехать по железной дороге.
76,2-мм полевая скорострельная пушка образца 1902 года, известная также как «трёхдюймовка», имеет максимальную дальность стрельбы в 8.5 километров.
Цитата:
Шрапнель начинялась 260 пулями. В качестве взрывателя использовалась 22-секундная дистанционная трубка двойного действия (снаряд взрывался при ударе или через заданное время, максимум через 22 секунды), обеспечивающая дальность стрельбы 5 км 100 м. В 1912г. на вооружение принимается 34-секундная трубка, в результате чего дальность стрельбы увеличилась до 8 км. Однако следует отметить что большинство шрапнелей по-прежнему снабжалось 22-секундными трубками
Даже при наличии только 22-секундных трубок более чем реально было держать под обстрелом мост через Большой Кинель, а передвинув орудия немного восточнее по надпойменной террасе - и саму станцию со станционными путями.
Однако ни 8 июня 1918 года, ни позднее станцию Кинель никто не пытался оборонять, несмотря на однозначный приказ наркома Н.И. Подвойского от 8 июня 1918 г.:
Источник - "Директивы Главного командования Красной Армии, 1917-1920" |
Из приказа следует, что как минимум Казанский отряд Блохина имел артиллерию, более того - т. Блохину явно указано занять "правый боевой участок", который и включает в себя уже описанную выше высоту 142.4 и всю надпойменную террасу р. Большой Кинель.
Однако артиллерия применена не была, да и обороны никакой не было, насколько мне известно!
Хотя распоряжений об удержании ст. Кинель "во что бы то ни стало" хватало:
Источник - "Директивы Главного командования Красной Армии, 1917-1920" |
В чем же причина?
На одну из причин нам указывает следующий документ:
ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА Н. И. ПОДВОЙСКОГО В НАРКОМВОЕН О ПОЛОЖЕНИИ НА ЧЕХОСЛОВАЦКОМ
ФРОНТЕ
№ 620, ст. Уфа 11 июня 1918 г.
3 час. 15 мин.
Сообщаю положение дел на чехословацких фронтах и историю падения Самары.
4 июня чехословаки, после выигранного ими дела, обрушились в сызранскую сторону для нанесения ударов по нашим войскам, беспокоившим тыл, отсюда бой 5, 6, 7 июня. После этого последовали упорные бои за Самару, в результате которых 8 июня в 6 часов утра Самара пала.
Несмотря на наличие водных преград при слиянии рек Самары и Кинель, наши части, дезорганизованные слухами самыми нелепыми, в 18 часов 8 июня оставили ст. Смышляевку…
Ввиду полной неустойчивости наших частей мысль о защите кинельского узла пришлось оставить. Отошедшие отряды немедленно приводятся в порядок; там, по линии железной дороги, приступлено к организации отрядов из местного населения.
[...]
Прибывающие пополнения невысокого качества. Так, прибывший со ст. Чишмы Казанский отряд при батарее разложился нравственно и большею своей частью ушел самовольно обратно в Симбирск.
Мною отдано распоряжение т. Мясникову и Симбирскому губвоенкомату разоружить беглецов, предав дезорганизаторов революционному суду. Мною отдано распоряжение главкому Мясникову посылать на фронт лишь те части, в коих произведена проверка лиц командного состава в соответствии с занимаемой должностью от отделенного до командира целой единицы и, кроме того, проверка всего отряда на выносливость и [выполнение] боевой задачи.
Кроме Казанского отряда пополнений не прибыло. Получил сведения, что идут из Симбирска Сызранский отряд численностью около 2 тысяч человек с артиллерией неизвестного состава, из Сызрани- Сводный отряд Каменского с артиллерией... Немедленно телеграфируйте, на какие средства и надежные силы можно рассчитывать. Фронт нуждается в опытном командном составе всех ступеней, бывших офицерах генерального штаба, артиллерии, радиостанциях, аэропланах, грузовиках, бензине автомобильном и аэропланном. Мною просилась уже высылка в мое распоряжение радиостанции и аппаратов Юза со специалистами и Морзе. Что можете и когда дадите, телеграфируйте мне в Уфу.
[...]
Наркомвоен Подвойский
Управделами Модестов
ЦГАСЛ, ф.1, оп. 2, д. 29, л.п. 133-135. Копия.
"Неустойчивость" и "дезорганизация слухами самыми нелепыми", однако, имела под собой почву.
Еще цитата:
«СВОДКА ВЫСШЕЙ ВОЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ О СИЛАХ И ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ВОЙСКАМИ, ДЕЙСТВУЮЩИМИ НА ЧЕХОСЛОВАЦКОМ ФРОНТЕ
13 июня 1918 г. к 18 час.
Уфа-кинельское направление. Наши отряды занимают ст. Кротовку. Противник держится пассивно.
Состав наших войск: арьергардный подрывной отряд-78 человек, 1 Советский полк-30 человек, Бугурусланский отряд-около 100 человек, Абдуллинский отряд-170 человек, Уфимский отряд-250 человек,
Петроградский отряд-40 человек, Казанский отряд, направлявшийся на ст. Кинель в количестве около 860 человек, по пути разбежался.
Командует нашими силами в кинельском направлении т. Блохин.
По агентурным сведениям, в Кинели находится около двух эшелонов чехословаков. В Самаре, по разным сведениям, от 5 до 12 тысяч человек.
[...]
Управляющий делами Высшей военной инспекции Модестов
ЦГАСА, ф. 1, оп. 2, д. 45, лл. 117-118. Подлинник.»
Обратите также внимание на первый цитировавшийся приказ Н.И. Подвойского - он возлагает общее руководство обороной ст. Кинель на главнокомандующего Урало-Оренбургским фронтом Яковлева.
Однако никакой обороны станции Кинель не случилось.
Почему?
Возможно, одна из причин (а, возможно - только следствие) - загадочное поведение командующего Урало-Оренбургского фронта Яковлева.
Настоящая его фамилия - Мячин, Константин Алексеевич.
В. В. Яковлев (К. А. Мячин). |
Член РСДРП с 1905 года. Один из руководителей боевиков Уфимской губернской организации, участник террористических актов и экспроприаций на Урале, в том числе в районе Челябинска, где бывал неоднократно, участник так называемого «Боевого отряда народного вооружения».
Входил в состав ВРК при Петроградском совете, активно участвовал в захвате власти большевиками. Был назначен комиссаром телеграфных и телефонных станций. 8(21) декабря 1917 года вошёл в состав ЧК. В декабре 1917 — январе 1918 — заместитель председателя ВЧК. Во ВЦИК, ВЧК и Красной армии служил под именем «Василия Васильевича Яковлева».
В апреле 1918 года по поручению Я. М. Свердлова и В. И. Ленина осуществил перевозку царя, царицы и их дочери Марии из Тобольска в Екатеринбург.
В приказе Н. Подвойского от 8 июня 1918 года Яковлев называется «главнокомандующим Урало-Оренбургским фронтом», ему поручается общее руководство обороной ст. Кинель.
22 июня на базе уфимских формирований создается 2-я армия РККА, Яковлев — командующий этой армией.
Дезертировал из Красной Армии.
21 октября 1918 года явился в Комуч и предложил свои услуги «учредиловцам».
Другой командующий 2-й армией Махин Федор Евдокимович, также как и Яковлев, перешел к комучевцам.
Но Махин, к слову. был эсэром, а не большевиком, как Мячин-Яковлев.
В общем, далеко не всё ясно со сдаче Самары и Кинеля, ведь на подступах к Самаре - в Липягах - шли ожесточенные бои, в которых погиб, кстати, соратник Мячина-Яковлева, комендант Самары Михаил Кадомцев - о его судьбе вы можете прочесть на сайте "За Самаркой".