Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Categories:

Куйбышев на немецких картах и аэрофотоснимках

Несколько лет назад я писал на Велосамаре про немецкие карты и аэрофотосъёмку Куйбышева, сделанные по заказу немецкой внешней разведки - VI отдела РСХА.

Сегодня я хочу еще раз показать вам эти уникальные карты и снимки:


План Куйбышева, датирован 30 мая 1944 года (все карты и снимки кликабельны):




Угловой штамп плана:


Список обозначенных на плане дешифрованных немецкой разведкой советских военных и стратегических объектов:



[Перевод на русский списка объектов]
Список объектов
1. Завод «Карбюратор»
2. Завод №42 «Маслеников»
3. Казарма
4. Клиника
5. Часовая фабрика №59 (часть завода №42)
6. Лесопильный завод
7. Дом сельского хозяйства
8. Городская больница
9. Медицинская академия Красной армии
10. Трамвайное депо
11. Аэродром
12. Электростанция
13. Пивоваренный завод
14. Котельная (или котлостроительный завод)
15. Медицинский институт
16. Строительный институт
17. Опера
18. Районное управление
19. Дом Красной армии
20. ?-машинная фабрика (Ц.К. Машиностроения)
21. Дом промышленности
22. Макаронная фабрика
23. Стадион Локомотив
24. Средняя школа
25. Национальный банк
26. Дом радио
27. Железнодорожное управление «Куйбышев»
28. Больница
29. Казарма
30. Хлебозавод
31. Кабельный завод (бывший железнодорожный заклёпочный завод)
32. Вокзал
33. Ликёрный завод
34. Дом железнодорожного общества
35. Бетонный мост через железнодорожные пути
36. Главное телеграфное управление
37. Муниципалитет (мэрия, городское управление)
38. Швейная фабрика «Красная звезда»
39. Оптическая мастерская
40. Электро-механическая мастерская «Красный октябрь»
41. Суд
42. Военный суд
43. Здание НКВД
44. Управление, магазин, прачечная, помещения и другие строения НКВД
45. Управление милиции
46. Клуб НКВД
47. Мельница
48. Новый элеватор
49. Зернохранилище (силосная башня)
50. Комбикормовый завод
51. Мельница
52. Завод «Тракторные детали»
53. Мельница
54. Склад горючего
55. Склад взрывчатки
56. Железнодорожный мост
57. Склад судостроительной верфи
58. Кораблестроительный и ремонтный завод «Карл Маркс»
59. Скотобойня
60. Кислородный завод
61. Сарай (склад)
62. Железнодорожное депо
63. Механический хлебозавод
64. Железнодорожное строение и склад
65. Деревянный мост, длина 100м, ширина 7м
66. Группа котельных (заводов)
67. Коммунистическое высшее учебное заведение (КОМВУЗ)
68. Дом пионеров
69. Баня
70. Порт
71. Городской театр (оперетта)
72. Типография Лазарет
73. Лазарет
74. Швейная фабрика «Красная звезда»
75. Швейная фабрика
76. Банк
77. Колбасная фабрика
78. Дом общиства НКВД
79. Казарма
80. Кухня завода №42
81. Хлебозавод
82. Радиопередатчик
83. Пожарная часть
84. Склад снабжения
85. Казарма
86. Автомобильный ремонтный завод
87. Кровельная фабрика
88. Кирпичный завод
89. Завод №525
90. Машинная фабрика
91. Очистная установка
92. Авиационный завод №24
93. Литейный цех
94. авиационный завод (?) №1 и аэродром
95. Трансформаторная станция
96. Каучуковый завод (строится)
97. Теплоэлектростанция
98. Водонасосная станция
99. Материальный склад
100. Локомотив-депо
101. Материальный склад
102. Радио (передающая установка)
103. Трансфрматорная станция


Еще один немецкий план Куйбышева 1942 года с расшифровкой всех известных немецкой разведке объектов оборонного значения, размещавшихся в Самаре (тогда Куйбышеве) в годы войны.



Видно, что за период с 1942 по 1944 число известных фашистской разведке объектов увеличилось примерно на 25%.

А вот немецкая аэрофотосъёмка куйбышевских авиазаводов  (источник)



Аэрофотосъемка датирована 10.04.1943, произведена самолетами-разведчиками Luftflotte 6 («6 воздушный флот»).


Каталог дешифрованных немцами целей (перевод с немецкого):

101223 – Flugplatz Kuibyschew 2 – аэродром Куйбышев
104438 – Flugplatz Smyschljajewka – аэродром Смышляевка
21483 – Treibstofflager 6 - топливные склады
2243 – Sprengstofflager 1 – склады взрывчатых веществ
49108 – Rundfunksender 2 – радиотраслятор
50146 – Dampfkraftwerk - паровая электростанция
53110 - Kläranlage - очистные сооружения
7014 - Gießerei - литейный цех
7311 - Flugmotorenwerk Nr. 24 - завод авиационных двигателей № 24 (им. Фрунзе)
7452 - Flugzeugzellenwerk Nr. 1 und 18 – авиационные (планерные) заводы №1 и №18
С = Wasserpumpwerk – водонапорная станция

Еще один снимок - завода №24 и станции Безымянка:




Теперь немного о том, каким образом немецкая разведка смогла получить эти фотоснимки.
Цитирую книгу "Люфтваффе против сталинской ПВО":

К апрелю [1942г] ближе всех от линии фронта были Ярославль и Рыбинск – 350 км, Сталинград отделяли от войны 420 км, Горький и Саратов – 650 км, а Астрахань и Куйбышев – свыше 700 км. Все они находились в радиусе действия бомбардировочной авиации Люфтваффе, чьи передовые аэродромы находились в Сещинской, Брянске, Курске, Харькове и Сталино (Донецке). Лишь Казань и Ульяновск оставались глубоким поволжским тылом. Между тем начавшаяся весна создавала большие проблемы в организации ПВО. Полевые аэродромы утопали в грязи, а иногда и вовсе оказывались отрезанными от остального мира.

...

Самолеты дальней разведки Люфтваффе стали все глубже проникать на территорию Советского Союза. Одиночные Ju-88D на большой высоте появлялись над Ульяновском, Куйбышевом и даже над Оренбургской областью, производя фотографирование военных объектов и мостов, следя за железнодорожными перевозками. Истребители 141-й ИАД ПВО много раз поднимались на перехват, но всякий раз безуспешно. Причины были те же, что и в соседней Горьковской области: плохая система оповещения, отсутствие наведения с земли, тактические ошибки.

Утром 4 октября над Сызраньским мостом в очередной раз показался немецкий разведчик. Это был Ju-88D-1 WNr.1635 «T5+EL» из 3-й эскадрильи Aufkl.Gr.Ob.d.L., которая находилась в оперативном подчинении авиационного командования «Ост», отвечавшего за центральный сектор Восточного фронта. Вероятно, задачей экипажа была аэрофотосъемка передвижения эшелонов через Сызраньский мост и прилегающий железнодорожный узел.

В 09.20 с аэродрома в Сызрани стартовали три истребителя из 802-го ИАП ПВО. Через 23 минуты они вступили в бой с противником. Однако бортстрелок «Юнкерса» открыл меткий ответный огонь, и два советских самолета вскоре были сбиты. Тогда третий истребитель, которым управлял сержант Николай Шутов, пошел на таран, нанося сзади удар по фюзеляжу у кабины стрелка. В результате оба самолета упали в районе деревни Баклуши Куйбышевской области[119]. Сержант Н. Ф. Шутов погиб[120], а немецкие пилот и бортстрелок противника были взяты в плен. Судьба остальных членов экипажа осталась неизвестной[121] . Впоследствии в пропагандистских целях и этот самолет-разведчик был объявлен «бомбардировщиком,летевшим бомбить Сызраньский мост или даже Куйбышев».

Всего с июля по декабрь 1942 г. посты ВНОС 54 раза фиксировали появление самолетов-разведчиков противника над Куйбышевским диврайоном ПВО, но лишь однажды советским летчикам удалось перехватить цель.

...

Поздним летним вечером 28 июня жители Куйбышева были внезапно разбужены непривычным для них шумом – на улицах протяжно завыли гудки, и голос из репродукторов тревожно объявил: «Граждане! Воздушная тревога! Воздушная тревога!» Многие тут же в панике бросились к укрытиям. «Вот и наш черед пришел, вот и до нас добрались» – такие мысли в тот момент витали в головах многих куйбышевцев, спешащих со своими семьями в подвалы и щели. Вскоре на подступах к Куйбышеву послышался грохот зенитных орудий, и где-то в темном небе вспыхнули разрывы снарядов. Однако бомбежки так и не последовало.

Фактически немцы в эту ночь и не собирались бомбить город, небольшая группа самолетов нанесла удар по Сызраньскому железнодорожному мосту через Волгу, находящемуся в 70 км к западу от Куйбышева. Сам мост получил повреждения, но ни один пролет не обрушился. В то же время посты воздушного наблюдения сообщили, что в непосредственной близости от него в Волгу были сброшены мины. Это заставило командование Волжской военной флотилии срочно создать 9-й участок 2-го боевого района, удлинить операционную зону более чем на 300 км (до Батраков) и объявить опасным для плавания участок Саратов – Батраки. Тральщики начали прочесывание фарватера.


Самолеты, применявшиеся немцами для воздушной разведки:
Самолеты-разведчики
Эскадрильи дальней разведки имели на вооружении разные типы самолетов с большим радиусом действия, в т.ч. He-1ll, Do-17, Do-215. В 1941 г. им на смену стали во все возрастающем количестве приходить более современные «Юнкерсы» Ju-88Ah D.

Ju-88D с двигателями Jumo-211 J-1 отличался от одноименного бомбардировщика отсутствием воздушных тормозов для пикирования и дополнительным бензобаком, размещенным в переднем бомбоотсеке. Для увеличения радиуса действия была возможна подвеска сбрасываемых топливных баков на бомбодержателях. Самолет мог развивать скорость до 480—500 км/ч и производить разведку на глубину до 1500 км.

Для фотографирования наземных объектов использовались одна высотная фотокамера Rb-50/ЗО, позволявшая работать на высоте до 8500 м, и одна Rb-20/ЗО, которой можно было снимать с высот ниже 2000 м.

В эскадрильях ближней разведки использовались различные типы самолетов: «Фокке-Вульф» FW-189, «Хеншель» Hs-129, Fi-156 «Шторьх», «Мессершмитт» Bf-110 и др. Обладая невысокой скоростью, но отличной маневренностью, эти машины являлись трудной целью для истребителей ПВО.


Широкоформатная автоматическая аэрофотокамера Rb 50/30 на раме

Изображение

Ну и дешифровщик снимков, сделанных этой камерой - виден размер негативов:



Немецкая система обозначений автоматических фотокамер состояла из двух цифр, разделенных дробью. Первая цифра обозначала фокусное расстояние объектива камеры, а вторая цифра — формат получаемого кадра. Все камеры можно условно разделить на четыре группы в зависимости от формата кадра. В первую группу входили Rb 12,5/9x9 и Rb 32/9x7, во вторую — RblO/12, Rb 20/12 и Rb 40/12, в третью — Rb 10/18, Rb 21/18, Rb 30/18, Rb 50/18 и Rb 75/18, в четвертую — Rb 20/30, Rb 50/30, Rb 75/30, Rb 100/30 и Rb 150/30. Позднее уже в ходе войны появилась еще одна группа автоматических камер — NRB 30/18, NRB 35/25 и NRB 40/25. Буква «N» впереди обозначала, что эти камеры предназначались для ночной съемки. Ручные фотокамеры имели обозначение НК (Handkammer), и в Люфтваффе использовались всего три таких модели — НК 13, HK19hHKS.

Ручные камеры и автоматические камеры с небольшим фокусным расстоянием и форматом кадра предназначались для самолетов ближней разведки, а длиннофокусные и широкоформатные камеры — для дальних разведчиков. Поскольку последние производили аэрофотосъемку главным образом со средних высот, то наибольшее распространение получили камеры Rb 20/30 и Rb 50/30.

Что интересно - Ju-88D прилетали к Куйбышеву аж из-под Харькова или Смоленска, и все 4 сбитых над Поволжьем уничтожены тараном:

Цитата:
Осенью 1942 г. 3-я эскадрилья, чьей основной базой тогда был аэродром Харьков, действовала над Южным Поволжьем. 4 октября из очередного дальнего рейда не вернулся Ju-88D-1 W.Nr.1635 «T5+EL», который был зачислен в разряд «пропавших без вести в неизвестном районе». Как потом оказалось, в районе Сызранского моста через Волгу его перехватили три Як-1 из 802-го ИАП ПВО. Экипаж отбивал атаки перехватчиков и даже сбил два из них. Но затем последний оставшийся истребитель сержанта Николая Шутова протаранил «Юнкере», и оба самолета упали в районе деревни Баклуши Куйбышевской области.[72] Сам Шутов во время тарана погиб, а немецкие летчики выпрыгнули на парашютах, и впоследствии русские смогли поймать лишь двоих из них.

Характерно, что все четыре Ju-88D, сбитых в 1942 г. над Поволжьем, стали жертвами таранов. Это подтверждает, что экипажи оберст-лейтенанта Ровеля состояли из настоящих профессионалов своего дела, и сбить их было весьма трудной задачей для истребителей ПВО.

______


Источники:
Михаил Зефиров, Дмитрий Дёгтев, Николай Баженов - "Самолеты-призраки Третьего Рейха Секретные операции Люфтваффе"

Михаил Зефиров, Дмитрий Дёгтев, Николай Баженов - "Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО"

Сайт www.wwii-photos-maps.com
Tags: Куйбышев, забытая история, загадки истории, изследования, история, карты
Subscribe

Posts from This Journal “история” Tag

  • Розенбом, ты узнаёшь этот корабль?

    Розенбом, ты узнаёшь этот корабль? Посмотри! Даже сейчас видно, что это был королевский фрегат! (с) м/ф "Заколдованный мальчик", 1955…

  • Троцкий в Самаре

    В первый раз Лейба Бронштейн появился в Самаре осенью 1902 года - нелегально, под именем Льва Троцкого, после побега из сибирской ссылки. Троцкий в…

  • Началу велосезона посвящается ;)

    Как объединить пятницу и начало велосезона? Легко, ибо новое - это хорошо забытое старое! Вспомним пост, который был опубликован 5 лет назад ;)

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

Posts from This Journal “история” Tag

  • Розенбом, ты узнаёшь этот корабль?

    Розенбом, ты узнаёшь этот корабль? Посмотри! Даже сейчас видно, что это был королевский фрегат! (с) м/ф "Заколдованный мальчик", 1955…

  • Троцкий в Самаре

    В первый раз Лейба Бронштейн появился в Самаре осенью 1902 года - нелегально, под именем Льва Троцкого, после побега из сибирской ссылки. Троцкий в…

  • Началу велосезона посвящается ;)

    Как объединить пятницу и начало велосезона? Легко, ибо новое - это хорошо забытое старое! Вспомним пост, который был опубликован 5 лет назад ;)