Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Categories:

Рождеству посвящается

Вот что пишет про события Рождества Христова Википедия:

Эль Греко. «Рождество»

Канонические тексты

Подробный рассказ о рождении Иисуса Христа приводится только у евангелистов Луки и Матфея (Евангелие от Матфея, 1-я глава):

< Пошёл также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обручённою ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.
>

Мария и Иосиф пошли в Вифлеем из-за переписи населения Римской империи, проходившей при императореАвгусте[5]. В это время Сирией управлял Квириний (Лк. 2:1-2). Согласно указу императора, для облегчения ведения переписи каждый житель империи должен был явиться «в свой город». Так как Иосиф с Марией были потомками Давида, они направились в Вифлеем.

После рождения Иисуса первыми из людей ему пришли поклониться пастухи, извещённые об этом событии явлением ангела. Согласно евангелисту Матфею, на небе была явлена чудесная звезда, которая привела к младенцу Иисусу волхвов. Они преподнесли дары — золото, ладан и смирну; не как младенцу, а как Царю (Мф. 2:1-3). К тому времени Святое Семейство уже нашло приют «в доме». (Мф. 2:1-11)

Узнав о рождении Мессии и желая Его уничтожить, царь Иудеи Ирод приказал убить всех младенцев в возрасте до 2 лет. Однако Христос был чудесно спасён от смерти, потому что ангел повелел Иосифу бежать в Египет вместе с семьёй, где они и жили до смерти Ирода. (Мф. 2:16).

Апокрифические источники



Фреска «Купание Христа Саломеей»
(
Каппадокия, XII век)

Рассказ о подробностях рождения Иисуса Христа присутствует в двух апокрифических источниках: «Протоевангелии Иакова» и «Евангелии Псевдо-Матфея». Согласно этим источникам, из-за отсутствия места в гостинице Иосиф и Мария вынуждены были переночевать в пещере (см. Пещера Рождества), которая использовалась в качестве хлева для укрытия скота от непогоды.

Когда Мария почувствовала наступление родов, Иосиф пошёл искать повитуху, но когда возвратился с ней к пещере, то роды уже произошли, а в пещере засиял такой свет, что они не могли вынести его, а немного времени спустя свет исчез и явился младенец, вышел и взял грудь матери своей Марии. По утверждению Киприана Карфагенского, Мария «не нуждалась ни в каких услугах со стороны бабки, но Сама была и родительницей, и рождению служительницей, и поэтому воздаёт Младенцу Своему благоговейное попечение». Он пишет, что рождение Христа произошло до того, как Иосиф привёл повитуху. При этом Саломея называется старицей и сродницей Марии, то есть происходящей из рода царя Давида.


Собственно, это всё, что известно о событии, якобы произошедшем примерно 2015 лет назад в Палестине, в месте, в те далекие времена принадлежащем Римской империи, а в настоящее время находящемся на территории Палестинской автономии государства Израиль - в Вифлееме.

Спустя примерно 330 лет после описываемых событий пещера, именуемая Пещерой Рождества, была обнаружена императрицей Еленой, матерью императора Константина Великого, во время ее экспедиции в Святую Землю. Тогда же над предполагаемым местом рождения Христа была воздвигнута базилика:

Базилика Рождества Христова христианская церковь в Вифлееме, построенная, согласно преданию, над местом рождения Иисуса Христа. Наряду с Храмом Гроба Господня является одним из двух главных христианских храмов Святой земли.

Одна из старейших непрерывно действующих церквей в мире. Первый храм над пещерой Рождества был построен в 330-х годах по указанию императора Константина Великого. Его освящение состоялось 31 мая 339 года и с тех пор богослужения здесь практически не прерывались. Современная базилика VI—VII вв. — это единственный христианский храм в Палестине, сохранившийся в целости с домусульманского периода.


Фотографии, иллюстрирующие текст, сделаны мной в Палестине в октябре прошлого года.


Место, которое выбрала Елена, напрямую не указано в Евангелиях, о некой пещере рассказывает лишь апокрифическое Протоевангелие Иакова. Впервые о пещере в Вифлиеме написал Ориген около 247 года, он утверждает что Христос родился в самом городе (другие авторы, например Иустин, помещали пещеру в окрестностях Вифлеема или на полпути из Иерусалима) и местом Рождества называет пещеру, которую жители показывают паломникам.


Базилика Рождества с Иерусалмским крестом над ней - символом Готфрида Бульонского, первого христианского правителя Иерусалима временя Первого Крестового похода 1099 года.

Базилика Константина была уничтожена пожаром в 529 году в ходе восстания Самарии, о чём свидетельствуют результаты археологических раскопок 1934—1936 годов. В целом Вифлеемская базилика Константина повторяла общие черты храма Гроба Господня.
В современном здании от неё лучше всего сохранились полы:


В период правления императора Юстиниана Савва Освященный направил ему прошение о восстановлении базилики. Построенный Юстинианом храм сохранился во время персидского нашествия (612—629 годы), о чём сохранилась легенда, известная с IX века:




Святая Елена распорядилась украсить церковь с западной стороны мозаикой, изображающей Богоматерь с Младенцем на груди и поклонение волхвов. …Персы, по их прибытию в Вифлеем, были поражены картиной персидских волхвов-астрологов, их соотечественников. Из-за благоговения перед предками они сохранили церковь.




При завоевания города халифом Аль-Хакимом в 1009 году базилика также не пострадала так как мусульмане почитали место рождения Христа (южный трансепт храма был ими отделён и использовался как мечеть).

В византийский период базилика представляла собой церковь-мартирий и не имела епископской кафедры. В период Иерусалимского королевства базилика стала кафедрой латинского епископа Вифлеема и Аскалона (с 1100 года). В 1100 году в праздник Рождества в ней был коронован Балдуин I, а в 1118 году — Балдуин II. В этот период базилика Рождества была описана многочисленными паломниками XII—XIII веков. В XII веке базилика была окружена зданиями монастырей, а также оборонительной стеной с прямоугольными выступающими башнями.

После завоевания Вифлеема армией Салах-ад-Дина (1187 год) латинский епископ и клир были изгнаны из базилики. Через пять лет разрешение вернуться в храм получили 2 католических священника и диакон, но сам был отдан мусульманскими властями представителям Сирийской православной церкви.

В 1229 году Вифлеем вновь перешёл под контроль франков. Из-за постоянных войн в 1244 году базилику осквернили тюрки-хорезмийцы, а в 1263 году был уничтожен один из монастырей примыкавших к храму.
С тех пор вход в базилику («Врата смирения») был перестроен таким образом, что бы в него нельзя было въехать на осле, как это сделали хорезмийцы - до сих пор в базилику можно войти, только сильно пригнувшись:




В 1266 году мамлюкский султан Бейбарс I вывез в Каир мрамор и колонны. С 1271 года Вифлеем опять стали посещать католические паломники, с 1277 года им позволили совершать богослужения. С 1347 года католическая церковь в базилике была представлена орденом францисканцев, которые по настоящее время владеют престолом в приделе Яслей пещеры Рождества. Греческая церковь с 1244 года владеет главным алтарём базилики и мужским монастырём у её южной стены.

В  настоящее время в базилике Рождества проводится масштабная реставрация, на которую потребуется 4-5 лет и около 20 млн. долларов:

Пресс-служба иерусалимского отделения Императорского православного палестинского общества (ИППО) сообщила во вторник, что продолжительность работ по реставрации крыши и витражей базилики Рождества в Вифлееме, расположенной над пещерой, где родился младенец Иисус, может составить от четырех до пяти лет. Общая стоимость реставрации, которую проводит итальянская компания Piacenti, оценивается в 20 млн долларов. Комитет по реставрации храма возглавил советник лидера Палестины Махмуда Аббаса по делам христиан Зияд аль-Бандак.

"Наша задача - сохранить все, что можно спасти, например, главные опоры центрального нефа. Мы полагаем, что реставрировать удастся 80-90% конструкции крыши", - заявил руководитель реставраторов Марчелло Пьяченти, слова которого приводит портал "Интерфакс-Религия".




Церковь находится в совместном управлении Иерусалимской православной церкви, Армянской апостольской церкви и Римско-католической церкви. Все три христианские церкви имеют при базилике свои монашеские общины, здание православного монастыря примыкает к юго-восточной части базилики, армянский монастырь находится на юго-западной стороне, католический (орден францисканцев) — на северо-западной.

После завоевания Палестины Османской империей права христиан на базилику Рождества ограничены не были. С разрешения властей храм неоднократно ремонтировали: в 1479 году была положена свинцовая кровля, выполненная на деньги английского короля Эдуарда IV, в 1670—1671 годах кровлю ремонтировали греки, также установившие в базилике новый иконостас (заменён на новый в 1764 году).


Землетрясение 1834 года и пожар 1869 года привели к повреждениям интерьера пещеры Рождества и вызвали необходимость ремонтных работ. От российских императоров Александра III и Николая II в храм неоднократно направлялись пожертвования (колокола, паникадила).

Чтимая православная Вифлеемская икона Божией Матери, находится около южного входа в пещеру Рождества.




Алтарь Рождества в Пещере Рождества.



Серебряная звезда в Пещере Рождества - как все понимают, расфокусирована неспроста (ибо темно) ;-).

Под амвоном базилики Рождества в Вифлееме находится пещера Рождества Христова. В пещере устроен придел Яслей (сегодня он находится в ведении католиков). Справа от входа в этот придел находятся Ясли, где был положен Христос после рождения. Они представляют собой обложенное белым мрамором углубление в полу (ок. 1 х 1,3 м), устроенное в виде колыбели. Над Яслями горит пять неугасимых лампад, а за ними, у стены, поставлен небольшой образ изображающий поклонение вифлеемских пастухов Младенцу.

В древности, по свидетельству Иеронима Стридонского, ясли были сделаны из глины, а затем их выполнили из золота исеребра. Средневековые паломники прикладывались к яслям через три круглых отверстия, имевшихся в их мраморном обрамлении. В XIX веке Михаил Скабалланович описывает ясли Христовы как сделанные из мрамора, причём «дно из белого мрамора, а боковые стенки из коричневого мрамора; в яслях лежит сделанное из воска изображение младенца Христа»
С другой стороны расположен алтарь Волхвов, которые принесли золото, миро и ладан в дар Сыну Божьему (те самые "дары Волхвов", которые с большой помпой привозились не так давно в Россию):



Гобелен с гербами Иерусалимского королевства )слева) и ордена францисканцев (справа):



В 2008 г. церковь Рождества была включена Всемирным Фондом Памятников (World Monuments Fund) в список объектов мирового значения, самое существование которых подвергается серьезной угрозе. В резолюции об этом, в частности, говорится:

«
Настоящее состояние церкви вызывает тревогу. Многие деревянные балки кровли подвержены гниению, они не заменялись с XIX века. Просачивание дождевой воды внутрь церкви не только ускоряет гниение древесины, нанося ущерб структурной целостности здания, но и пагубно сказывается на стенных мозаиках и росписи XII века. Проникновение воды также сопряжено с опасностью возгорания вследствие короткого замыкания. В случае землетрясения, сравнимого по силе с землетрясением 1834 г., последствия, скорее всего, будут катастрофическими. ... Хотелось бы надеяться, что вышесказанное подвигнет … Иерусалимскую православную церковь, Армянскую Апостольскую Церковь и орден францисканцев (Custodia Terrae Sanctae) к сотрудничеству между собой в деле консервации и сохранения здания церкви, чего не происходило в течение многих сотен лет. Властям Израиля и Палестинской администрации также необходимо объединить усилия, чтобы уберечь здание церкви от разрушения».



При строительстве зодчие Юстиниана вторично использовали колонны, разделявшие нефы Константиновой базилики. При этом в каждом из четырех рядов было добавлено по две новые колонны (по одной с запада и востока), так что их число в колоннаде дошло до одиннадцати (четыре самые восточные колонны ныне встроены в возведенную в 1840 г. стену, отделяющую трансепт от базилики).
Колонны были расписаны в особой технике воскописи, при которой краска смешивалась с расплавленным воском. Образы, изображенные на колоннах, изображают различных восточных и западных святых без всякой видимой системы. Имя святого часто написано на нимбе. Язык имен также бессистемно чередуется: латынь и греческий. Всё это свидетельствует о том, что роспись колонн следует относить ко времени крестоносцев. На второй южной колонне сохранилась точная дата – 1130 (или 1139) г. Можно предположить, что остальные колонны были расписаны примерно в это же время. Сохранность росписи оставляет желать лучшего, по большей части они совершенно выцвели, а во многих местах стерлись, лики многих образов уничтожены, по-видимому, преднамеренно, вероятно, мусульманами, молившимися в церкви бок о бок с христианами в первые века после завоевания Палестины Саладином.





Колокольня базилики Рождества с Вифлеемской звездой на куполе:



И, напоследок, план базилики:

Tags: Базилика Рождества, Вифлеем, Иерусалим, Рождество, реликвии
Subscribe

  • Язёвский родник

    Среди самых значимых и часто посещаемых жителями родников муниципального района Кинельский числится и источник «Угорье» в сельском…

  • Памяти Друга

    Сегодня исполнилось 14 лет со дня, когда в этот мир пришёл самый лучший в мире пёс и мой лучший друг - сибирский хаски Рич. Увы, неумолимое время…

  • Тени былого - причал завода "Прогресс" на р. Самара

    Это всё, что осталось от грузового причала самарского завода "Прогресс", построенного на рубеже 1970-х-80-х для речной транспортировки…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments