Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Categories:

Акведук на заброшенной железной дороге

Прошлым летом я писал, как мы прокатились на велосипедах по заброшенной ныне ветке Самаро-Златоустовской железной дороги.
Поскольку в разгар лета насыпь очень сильно зарастает, то в эти выходные решил прокатиться в те же края - в то место, где в прошлом году нам показалось, что выемка под дорогу раздваивается и, возможно, там был разъезд.

В этот раз выезд был более успешным - травы пока почти нет, да и кусты, закрывавшие в прошлом году практически весь овражек, кто-то по осени спалил, и нашему взору предстал неплохо сохранившийся акведук, сооруженный под насыпью дороги для пропуска под ней ручья.




Идущая поверху насыпь тоже неплохо сохранилась - справа тут вход, слева - выход акведука:




В нижнем конце акведука обвалились подпорные стены по сторонам насыпи, но сам выходной портал  акведука практически целиком сохранился:




Эта заброшенная ветка Самара-Кинель Самаро-Златоустовской дороги была построена в 1870-1876 годах и использовалась до конца XIX века, а затем был построен новый мост через р. Кинель, и ветка была перенесена южнее, к пойме р. Самара.
Получается, что и акведук должен был быть построен в 1870-х годах, то есть - около 140 лет тому назад.
Но так ли это на самом деле?

Внешний осмотр с того места, до которого удалось безопасно добраться по оврагу, показал, что стены и пол акведука сложены, по всей видимости, из бутового камня, а его свод - из кирпича, но рассмотреть подробно материалы оказалось довольно проблематичным.



Удалось подобраться только метра на 3-4 к сооружению - дальше не давали мокрые и скользкие обломки подпорной стены.



Для проверки гипотезы о времени постройки в 1870-х и поиска доказательств было решено обследовать сам акведук изнутри, для чего требовались резиновые сапоги и повторная экспедиция.

На следующий день, вооружившись сапогами, мы с верными псами снова были у акведука, только с входной его стороны.



Псам сапоги не понадобились - у них и так глаз пристрелямши :))

Подпорная стена на этой стороне, несмотря на сильную источенность водой, оказалась практически целой, хотя и сильно обросшей




Внутри акведук оказался "собранным" из трех независимых частей, разделенных деформационными швами и расположенных на разных уровнях:



Стала понятна и технология кладки купола - судя по отпечаткам на растворе, будущий купол изначально укреплялся досками, по которым, как по шаблону, выкладывался свод из подрезанного на клин красного кирпича на известково-цементном растворе.

Независимость частей меж собой и позволила сооружению простоять почти 150 лет. Хотя ширина деформационного шва кое-где и составляет несколько сантиметров, само сооружение не имеет ни одной внеплановой трещины:




Поиск клейм на видимых поверхностях кирпича ничего не дал.





Осмотр бутовых камней показал, что бут не пилился, а высекался чем-то вроде зубил или долот, следы от которых явно читаются на его гранях:



Камень, насколько я могу судить, доломит.
Кладка довольно аккуратная, ровная, никаких надписей строители в память о себе не оставили.



Ступеньки на полу соответствуют уступам на потолке - как мы уже выяснили, это деформационные швы.



Камень, судя по следам, равнялся до укладки.



Всё в совокупности, на мой взгляд, подтверждает тот факт, что это сооружение было построено одновременно со всей железнодорожной веткой и было завершено не позднее 1876 года - времени сдачи этой ветки в эксплуатацию.



Обратите внимание на тщательность подгонки кирпича в своде и качество самого кирпича:



Свод перекрыт сверху несколькими рядами бутового камня, также тщательно подогнанного





Кстати, то, что мы приняли в прошлом году за разъезд, оказалось вовсе не разъездом - в советское время параллельно сохранившейся насыпи железной дороги был уложен под землю какой-то трубопровод - обнаружилось несколько его смотровых колодцев - вот один из них:



Что перекачивается по этим трубам и что перекрывают эти вентили - загадка:



Но кирпич здесь явно другой и по цвету, и по фактуре, и однозначно свидетельствует о советском времени происхождения трубопровода.



Несмотря на наличие прекрасно сохранившегося трапа в колодец я, разумеется, не полез, хоть и было ужасно интересно - без газоанализатора туда нормальный человек не сунется ;)
Может, это и дачный водопровод, конечно - но в таком случае его б вряд ли стали зарывать на пару метров под поверхность.

В общем, теперь совершенно понятно, что местами насыпь и выемки старинной ветки могли быть повреждены не только идущими поперек трассами газопроводов, но и при строительстве идущего параллельно подземного трубопровода.
То разветвление, что мы приняли за разъезд, по всей видимости, следы укладки трубопровода уже в советское время.

И тем не менее - и выемки, и насыпи именно железной дороги местами прекрасно сохранились и отлично читаются на местности именно на тех местах, на которых они указаны на карте РККА 1918 года:



Фрагмент карты РККА 1919 года.
Изображение




Кое-где, как мне показалось, сохранился даже балласт железнодорожной насыпи:



Tags: Алексеевка, Кинель, Самара, Самаро-Златоустовская железная дорога, заброшенные объекты, забытая история, загадки истории, изследования, история
Subscribe

Posts from This Journal “Самаро-Златоустовская железная дорога” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments