Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Categories:

Много ли пили в Самаре?

Посчитаем, ученые кроты? (с)

Сейчас модно идеализировать дореволюционное прошлое России, взывать к "скрепам", патриархальности, посконности да не лыком шитости исконно русского человека - но так ли безоблачно было это прошлое, как нам пытаются об этом рассказать наши современные СМИ?

Не буду утомлять вас пересказами и перепостами современников, а обращусь непосредственно к первоисточникам.

Почитаем вместе "Военно-статистическое обозрение Российской Империи" (ВСОРИ) 1855 года  издания, том V, часть 3 - про Самарскую губернию.

Обращает внимание следующая фраза - "Вина, спирта и водки выпито в г. Самаре в 1850 году 25 269 ведер".



Много это или мало?
Статья о системе мер и весов в Российской Империи рассказывает нам:

Единицей мер объёма жидкости являлось ведро, вмещающее 30 фунтов перегнаной и совершенно очищенной воды при температуре 16 и 2/3 градуса по 100 градусному международному водородному термометру. Подразделения ведра: штоф, равный 1/10 ведра,винная бутылка = 1/16 ведра,полуштоф или водочная( пивная) бутылка ,равная 1/20 ведра, чарка = 1/100 ведра и шкалик, равный 1/200 ведра.

В переводе на метрическую систему:

Ведро = 10 штофам= 12,29 л

Следовательно, вина, спирта и водки самарцами было в 1850 году выпито 310 556,01 литра.

Согласно "Ведомости о состоянии народонаселения..." из того же ВСОРИ численность жителей мужского полу в городе Самаре составляло 9 686 душ, женского - 10 206 душ.



То есть, среднедушевое потребление за 1850 год - 1,27 ведра, или 15,61 л на душу в год, включая младенцев, старцев, монахов и иноверцев.

Не без основания полагая, что основными потребителями алкоголя в то время были мужчины, попробуем прикинуть среднедушевое потребление на одного жителя Самары мужского полу.

Попробуем учесть тех, кто по убеждениям явно должен был придерживаться трезвого образа жизни.



Полагаю логичным вычесть из числа употребляющих мусульман - в их среде вроде бы с именно этим пороком тогда проблем не было, насколько я в курсе.
Итого получаем примерно 8106 самарцев мужского пола.

В принципе, можно вычесть из числа приверженцев "зеленого змия" еще и молокан с духоборами - ибо крепка была вера и ненависть к табаку и алкоголю у приверженцев дониконианского обряда, да и сейчас крепка.



Тогда для ровного счета останется, положим, 8000 самарцев мужескаго полу всех возрастов.

Все это мужское население проживало в 2604 частных домах и 2 казенных - то есть, примерно по 3 мужика в доме:



В это время в Российской Империи не действовала государственная алкогольная монополия, так что винокурение было свободным, но на на всю эту толпу мужиков в городе Самаре имелся всего 1 (один) винный магазин.
Стало быть, основное потребление происходило в кабаках.

И тем не менее, за 1850 год этими 8000 мужиков было выпито 310 556,01 литра вина, спирта и водки, то есть, по 38,82 л на рыло человека, или по 3.2 л в месяц, что составляет примерно по 100 граммов в день.

По этой причине не так уж удивительно, что ремесленников в городе считалось 257 человек



Стало быть, оставшееся население - крестьянского, мещанского и духовного сословий.

При этом всегда считалось, что крестьяне не пьют водку постоянно и в умеренном количестве, но изредка напиваются ею в кабаках

до полного опьянения.

Бывалочи, штоф выставлялся и во время празднеств дома, или, как на этой фотографии - во дворе:




В качестве иллюстрации питейных традиций того времени приведу дореволюционные антиалкогольные листовки:


.






Не лучше обстояли дела и с фабричными и заводскими после получки жалованья:



Еще одна иллюстрация - из дореволюционной антиалкогольной брошюры:





Напомню, среднедушевое потребление в 1850 году в городе Самаре было на уровне 1.27 ведра на душу - что, конечно, несколько более, чем среднедушевое потребление водки по всей Империи:


Впрочем, это неудивительно, поскольку в селах и деревнях с кабаками было гораздо проблематичней, чем в хотя и захолустном, но тем не менее губернском городе Самара.

Выводов никаких делать не стану - всё, что хотел - сказал.
Tags: Самара, забытая история, изследования, история
Subscribe

Posts from This Journal “изследования” Tag

  • Самоубийство Густава Богдановича Ротмана

    Эту заметку из газеты "Волжский край" за 18 июня 1914 г. о самоубийстве самарского промышленника, первого в Самаре производителя…

  • "Юнкерсы" над Самарой

    Вы не ошиблись - речь пойдёт именно о немецких самолётах "Юнкерс", которые, как оказалось, неоднократно наведывались в Самару в 20-х годах…

  • Озеро Паршино и хутор Паршенский

    Посвящается памяти моего родного дяди Владимира Михайловича, недавно безвременно преставившегося (на снимке - с собакой Альмой) Пару лет назад я…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments