Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Category:

Перевозка Александровской колонны

Александровскую колонну, один из символов Санкт-Петербурга,  старается увидеть собственными глазами любой, кому посчастливиться попасть во "вторую столицу".



Как и всякое другое грандиозное сооружение прошлого, не избежал этот самый крупный в мире вертикальный монолит и внимания разного рода альтернативщиков, из года в год таскающих по различным площадкам свои "откровения", построенные на тонком знании психологии толпы и применении всего арсенала демагогии.

При ближайшем же рассмотрении и непредвзятом анализе первоисточников, которые якобы "скрывают" от широких масс, вырисовывается совсем иная картина, чем та, которую рисуют нам альтернативщики и "срыватели покровов", ловко тасующие исторические свидетельства и собственные домыслы.



Одним из адептов теории "историки всё врут" не так давно в очередной раз вытащил на обозрение свой опус о невозможности доставки монолитной Александровской колонны из каменоломен.
Поскольку меня вопросы, касающиеся сооружения колонны, интересовали давно, то в рамках дискуссии с неким господином gorojanin_iz_b, утверждавшим, что "К западу от острова Tuuholmi максимальная глубина указана 4,6 м, но пролив упирается в отмель. К востоку от острова - 2,6 м. Не проходит баржа, увы. С неизбежностью садится на мель и, учитывая нагрузку, без шансов", я даже  нашел и показал ему навигационную карту XVIII века, которую "срыватель покровов" искать даже не пытался, как и лоции интересующего его залива.

Карта напрочь развенчивала утверждение о непроходимости баржей c осадкой 2.75 метра фарватера у острова Туухолми, но ведь альтернативщик не был бы альтернативщиком и срывателем покровов, если б не начал извиваться как уж и выдавать желаемое за действительное, начиная от перепутывания размерностей глубин и заканчивая смещением местоположения каменоломни в более выгодное для его теории место ;).

Впрочем, таковых теоретиков вообще ничем не пробьёшь, они умудряются в упор не видеть фактов и, даже будучи пойманными за руку в подтасовке, с маниакальным упорством продолжат вместо фактов и аргументов постить одни и те же свои картинки, как уже было пару лет назад, когда коллега artimage_su камня на камне не оставил от утверждения о невозможности съёмки пирамиды Хеопса с того же ракурса, с какого была сделана одна известная гравюра - но оппонент так и не признал очевидного.

Но, впрочем, оставим альтернативщину "немогликам" и "невозможникам", и попробуем на фактическом материале, с указанием конкретных источников информации, доказать неверность их утверждения о невозможности вывозки монолита Александровской колонны с каменоломни Пютерлахти морем из залива Виролахти.

Для начала обратимся к характеристикам судна, которое, согласно историческим свидетельствам, использовалось для вывоза заготовки колонны.

Чертеж бота "Святой Николай" для перевозки колонны. Pl.15. Лист из альбома Plans et détails du monument consacré a la mémoire de l'empereur Alexandre...par A.Ricard de Montferrand...:Paris 1836. Benitz A., О. Монферран. 1836г.:



Характеристики бота указаны справа внизу гравюры (увеличено):



Перевод с французского:


Длина между перпендикулярами - 147 футов
Ширина без покрытий - 40 футов
Глубина до киля - 13 футов 3 дюйма
Полностью снаряженного - 7 футов 3 дюйма

Единицы измерения - футы (pieds, ) и дюймы (pouces), что даёт в метрической системе следующие размеры судна:
Длина 44.8 м
Ширина - 12,19 м
Высота - 4,04 м
Осадка полностью загруженного - 2,21 м

Однако в описании перевозки колонны говорится, что максимальная осадка судна составляла 9 футов (2.74 м или 1.5 фатома, морской сажени):
По счастливом нагружении колонны на судно, Его Сиятельство Гр. Ю.П. Литта отправился 22-го Июня с Пютерлаксской каменоломни обратно в С.Петербург и судно в тот же день под вечер выведено из гавани посредством завозней на глубокий фарватер с версту от ломки, влево, противу Корпсари (Горелого острова), где начали устраивать окончательно боковые на палубе укрепления, для удержания колонны неподвижно во время ея путешествия, и обтесывать неоконченные места колонны. Судно находилось в воде: в средине 9, в корме 8,5 , а в носу 7,5 футов, на глубине морской около 25 футов.

Из этого и будем исходить, оценивая возможность безопасного вывода судна с осадкой в 2.75м из залива Виролахти, в котором находится Пютерлакская каменоломня.
Карта морская окуратная части Карелии, содержащая в себе часть Балтийского моря, составленная капитаном Нагаевым и изданная в 1803 году, показывает нам глубины и фарватер залива Виролахти:



Глубины указаны — в саженях (Fathoms, морская сажень), за исключением тех опасностей, на которых явно указана глубина над ними в футах:
Морская сажень — это единица длины в имперской и американской системах, равная 72 дюймам, используемая специально для измерения глубины воды.
Что бы не было разночтений, сошлюсь на условные знаки, испокон веков принятые для обозначения на морских картах:


Если для обозначения глубин используются цифры без указания единиц измерения (они обычно указаны в заголовке карты), то для показания глубин над опасностями (мели, подводные камни, отмели) на морских картах принято указывать единицы измерения:



Как видим, "Карта морская окуратная" капитана Нагаева полностью удовлетворяет принятым и сегодня условным обозначениям - размерность глубины (футы) указана только для опасностей, обозначение которых до сих пор такое же, как и в XVIII и XIX веках, что подтверждается Морским атласом всего Балтийскаго моря с Финским заливом и Категатом; заключающий в себе Генеральную меркаторскую и 12 частных карт с видами берегов, изданном в 1812 году на основе исправленных карт капитана Нагаева:



В предисловии сего атласа указывается, что эти карты изданы на основе исправления карт капитана Нагаева, первоначально изданных в 1789 году в Атласе под названием "Морския частные карты Корельских и Финландских берегов от СанктПетербурга до Стокгольма, изъявляющие входы в порты и форватеры между шхер и мелей":



На этих исправленных картах прямым текстом указано, что глубины на картах указываются в саженях, кроме мелей, отбитых сплошными точками, где показана глубина в футах:





Именно такую же картину мы наблюдаем и на карте капитана Нагаева (Карта морская окуратная части Карелии, содержащая в себе часть Балтийского моря), фрагмент которой с изображением залива Виролахти приведен выше. Еще один фрагмент той же карты подтверждает, что размерность в футах указана только для камней и мелей, отмеченных сплошными точками:



Следовательно, указанная на карте глубина в 2 фута в заливе Виролахти относится исключительно к глубине над песчаной отмелью, возле которой и стоит указание на футы.
В наше время эта часть залива, являющаяся устьем реки, впадающей в залив, заболотилась и постепенно стала сушей:



Более того — само слово "Пютерлахти" имеет интересное значение по-фински:

«Пютеря» — это слово на диалекте виролахти. Это значит непрозрачный и загроможденный. Одно из толкований утверждает, что название села означало залив, в котором была захламлена вода.

Вот именно в этом заливчике и было 2 фута, отмеченных на карте Нагаева.

Теперь перейдём непосредственно к местоположению каменоломни и определению точного места погрузки колонны на судно для перевозки.

План каменоломни и пирса, построенного для погрузки колонны, есть в альбоме Монферрана (Plans et détails du monument consacré a la mémoire de l'Empereur Alexandre), он снят достаточно точно и отлично привязывается к современному спутниковому снимку:



Тот же план каменоломни, сделанный полупрозрачным, будучи наложенным на современный спутниковый снимок, показывает отличное совпадение и точное место погрузки колонны на судно:



В этом месте на карте XVIII века глубина указана в 3 сажени, в 1948 году — 5.5 метров, грунт глинистый (речные наносы), а потому данные о глубинах за прошедшие почти две сотни лет изменились под воздействием природных факторов (Панченко, Ю.П. Адмиралтейская коллекция карт и книг : учебн. пособие / Ю.П. Панченко. – Владивосток : Мор. гос. ун-т. – 66 с. ).

Многие элементы местности, изображённые на морских навигационных картах и описанные в руководствах для плавания, не
остаются неизменными. Под воздействием природных факторов береговая линия и рельеф морского дна подвержены изменениям. Некоторые берега
часто размываются и разрушаются, изменяются глубины, заносятся устьевые участки рек и перемещаются дельты.

Таким образом, даже если в наше время глубина у берега составляет менее 3-х метров, это не доказывает невозможности прохода судна с осадкой в 2.75м 190 лет назад, поскольку глубина могла измениться за счет речных наносов, выносимых впадающей в залив рекой у пос. Сантаниеми (карты Генштаба ВС СССР):



Для карт ГШ ВС СССР масштаба 1:100000 (километровка) принято проводить изобаты через 2 и 5 м:
41. Рельеф дна морей, крупных озер, водохранилищ, а также важнейших судоходных рек (последнее только на картах масштабов 1:10000 - 1:100000) изображается изобатами и отметками глубин.
Изобаты проводятся:
- на картах масштабов 1:10000 - 1:100000 по шкале: 2, 5, 10, 20, 50 и 100 м;
...
- на карте масштаба 1:500000 по шкале: 10, 20, 50, 100, 150, 200, 300, 400, 500, 700, 1000 и далее через 1000 м;

Отметки глубин даются на 1 дм2 площади карт в следующем количестве:
- на картах масштабов 1:10000 - 1:100000 - 5 - 15 отметок, при глубине до 5 м подписываются с точностью, данной на морских картах, при большей глубине - до 1 м;
...
- на карте масштаба 1:500000 - в прибрежной полосе - 10 - 15 и на остальной площади акватории - 5 - 8 отметок;
Видно, что минимальное расстояние от места погрузки до современной изобаты 2м составляет около 125м, далее в наше время глубина.составляет 3м.

На месте, указанном на карте Монферрана, находятся и остатки каменоломен со следами вырубки монолитов для Исаакиевского собора и Александровской колонны:



Остатки насыпей погрузочных пирсов и каменоломен со следами отделения монолитов отлично различимы на космоснимках:



То же самое место, привязанное к "окуратной карте" Нагаева 1803 года:



Видно, что в XVIII веке на месте впадения речки в залив была песчаная бухта в устье безымянной речушки у Сантаниеми, занесенная песком - именно она обозначена на карте Нагаева как мель с глубиной 2 фута, а на финской карте начала XX века - как заболоченный участок суши.

Совмещение карты 1803 года и современной адмиралтейской лоции Gulf of Finland eastern part (Marine Chart : FI_FI29GOFE), глубины для простоты сравнения старой и новой карт настроены на показ в морских саженях - фатомах.
Видим некоторое изменение глубин на фарватере за прошедшие две сотни лет за счет речных наносов рек Виройоки и безымянной реки возле Сантаниеми (с 2 до 1 фатома, с 3 - до 2.2), но в общем и целом характер местности изменился незначительно, а до современного фарватера с глубиной не менее 3 метров до точки погрузки колонны - всего около 400 метров:

Навигационная морская карта Финского залива 1948 года (на финском) даёт возможность оценить проходимость бухты и оценить параметры фарватера, глубины показаны в метрах:



На финской карте обозначена проходимость фарватера — цифра в кружке на линии фарватера означает максимальную допустимую осадку судов для данного фарватера ("Условные знаки морских карт и карт внутренних водных путей", ГУНО при Минобороны СССР, 1985):



То есть — по фарватеру до самого Пютерлахти без проблем проходят суда с максимальной осадкой в 3 метра, что для "Св. Николая" с его расчетной осадкой в 7'3" и максимальной фактической осадкой в 9' (9 футов, 2.74 м) вообще не составило никаких проблем.

В обозначенную непроходимой часть бухты Пютерлахти с глубиной 2 фута "Св. Николаю" заходить не было никакой нужды, ибо пирс для погрузки колонны находился значительно восточнее:



Бухта Пютерлахти на картах разного времени



И фарватер в привязке к пирсу для погрузки колонны:



Лоция русского берега Балтийского моря, 1905 г. утверждает, что все глубины на российских морских картах показаны в морских саженях (6-футовой меры), а фарватером до Пютерлакса могут пользоваться суда с осадкой до 15 футов:









В описании Пютерлакской ломки на мысу Гевониэми (финское название мыса), изданном в 1833 году ("Монумент Александру благословенному, или Подробное описание колонны, воздвигнутой в память незабвенного монарха, 30 августа 1832 года."), читаем:







В общем - все потуги альтернативщиков обосновать "невозможность" доставки Александровской колонны из каменоломен Пютерлахти в Санкт-Петербург - чистой воды демагогия, основанная на сокрытии части доступных широкой аудитории фактов, замалчивании размерностей глубин на морских картах и выпячивании частного (глубина мели), распространяя его на общее (глубина фарватера и бухты).

Update от 13.05.2022:

Финская топографическая карта масштаба 1:50 000 (пятисотметровка) - отлично виден не только фарватер и глубины, но и даже карьеры отмечены. в том числе и самый большой, из которого вырубили заготовку для Александровской колонны (и как раз там, где отмечено у Монферрана):



Источники:


Tags: Санкт-Петербург, давайте разберемся, заброшенные объекты, забытая история, загадки истории, изследования, исторические памятники вчера и сегодня, история, как это было, карты
Subscribe

Posts from This Journal “изследования” Tag

  • Остров напротив бывшего элеватора

    Здание Куйбышевского (Самарского) элеватора, располагавшееся на берегу Волги ниже Речного вокзала и имевшее адрес по ул. Максима Горького, 58, было…

  • Легенды и были мацестинской дачи Сталина

    Дача в Сочи была построена по проекту архитектора Мирона Мержанова в 1931 году специально для Сталина на территории бывшего имения Михайловское, до…

  • С чего начинался Сочи?

    Сочи широко известен со времен СССР как "всесоюзная здравница", множество народу на бывшем постсоветском пространстве хоть раз в жизни, но…

  • Хостинская крепость

    В северо-восточной части Хостинской «Тисо-самшитовой рощи», на полукруглом известняковом плато, образованном изгибом реки Хоста,…

  • Золото Самарки

    Листая сборник "Богат минералами край самарский (очерки по геологии Самарской области и воспоминания о Небритове Н.Л.)", изданный в Самаре…

  • 1300 километров на собаках летом

    Многие давние читатели моего блога в курсе, что меня, как владельца сибирского хаски, давно занимает тема собачьих упряжек и ездового спорта, также…

  • Бахиловский гудронный завод

    На территории Жигулёвского заповедника им. И.И. Спрыгина находится урочище Гудронный, названное так по когда-то находившемся тут посёлке при…

  • "Трон волхва" и "Храм Перуна"

    О "Троне верховного Волхва", обнаруженном где-то в дебрях самарских лесов широко известным в узких кругах "самарским писателем,…

  • Лотар фон Вакано

    Сегодняшний пост - о некоторых интересных фактах из жизни третьего сына Альфреда фон Вакано - Лотара Леопольда (Лотара) и о дальнейшей судьбе…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 297 comments

Posts from This Journal “изследования” Tag

  • Остров напротив бывшего элеватора

    Здание Куйбышевского (Самарского) элеватора, располагавшееся на берегу Волги ниже Речного вокзала и имевшее адрес по ул. Максима Горького, 58, было…

  • Легенды и были мацестинской дачи Сталина

    Дача в Сочи была построена по проекту архитектора Мирона Мержанова в 1931 году специально для Сталина на территории бывшего имения Михайловское, до…

  • С чего начинался Сочи?

    Сочи широко известен со времен СССР как "всесоюзная здравница", множество народу на бывшем постсоветском пространстве хоть раз в жизни, но…

  • Хостинская крепость

    В северо-восточной части Хостинской «Тисо-самшитовой рощи», на полукруглом известняковом плато, образованном изгибом реки Хоста,…

  • Золото Самарки

    Листая сборник "Богат минералами край самарский (очерки по геологии Самарской области и воспоминания о Небритове Н.Л.)", изданный в Самаре…

  • 1300 километров на собаках летом

    Многие давние читатели моего блога в курсе, что меня, как владельца сибирского хаски, давно занимает тема собачьих упряжек и ездового спорта, также…

  • Бахиловский гудронный завод

    На территории Жигулёвского заповедника им. И.И. Спрыгина находится урочище Гудронный, названное так по когда-то находившемся тут посёлке при…

  • "Трон волхва" и "Храм Перуна"

    О "Троне верховного Волхва", обнаруженном где-то в дебрях самарских лесов широко известным в узких кругах "самарским писателем,…

  • Лотар фон Вакано

    Сегодняшний пост - о некоторых интересных фактах из жизни третьего сына Альфреда фон Вакано - Лотара Леопольда (Лотара) и о дальнейшей судьбе…