Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Крымъ Альбомъ Солнца Россіи. 1914

Наше сегодняшнее фотосравнение состояния исторических памятников основано на фотографиях из альбома "Крымъ. Альбомъ Солнца Россіи." , изданном в С.-Петербурге в 1914 году как Безплатное приложеніе ко 2-му изданію журнала «Солнце Россіи».



Сравнивать будем с моими фотографиями, сделанными в Крыму в разное время, в 2001-2002 годах.


Для начала - немного об этом альбоме, авторе представленных в нём фотографиях и представленных сюжетах из описания альбома на Сайте магазина "Русский библиофил":
Крым: Альбом Солнца России. Бесплатное приложение к II-му изданию жур. «Солнце России». [Пг., типография Акционерн. Об-ва Издательск. Дела «Копейка», 1914]. [14] с.; с илл. в тексте и 6 илл. на отдельных листах. 38,3 х 29,5 см. Издание выходило без титульного листа, распространялось по подписке, в продажу не поступало. Иллюстрации со снимков фотографа В.Сокорнова (Алупка). В современном полукожаном переплете. ... Экземпляры в комплектном виде довольно редки.


Альбом интересен своим изящным макетом. «Солнце России» использовало новейшие технологии полиграфии, в частности, импортные ротационные машины. Это позволяло создавать макет любой сложности, устраивая самые причудливые комбинации текста и иллюстраций, воспроизводившихся в высоком качестве. На репродукциях представлены 32 вида знаменитых мест Крыма начала XX века. Один из известнейших крымских фотографов Василий Сокорнов показал в альбоме Алупку, Ялту, Бахчисарай и их окрестности, Симеиз, Форос, курорт Суук-Су, Гурзуф, Ореанду и некоторые другие замечательные виды.

Альбом имеет ряд интересных особенностей. Одно из центральных мест в нем занял мыс Ай-Тодор с только что, в 1913 г., построенным С.К.Рахмановым по проекту архитектора Н.С.Шервуда замком Ласточкино Гнездо. Эта публикация вида замка появилась в числе первых. Оригинальный дворец на отвесной скале в неоготическом стиле в настоящее время стал визитной карточкой Южного берега Крыма.



У меня тоже есть фотография мыса Ай-Тодор и Ласточкина Гнезда на нём, причем сделанная, вероятно, примерно с той же точки, что и Сокорновым за 87 лет до этого:



Другим фактом, который бросается в глаза, является то, что многие снимки сделаны в сумерках или в пасмурную погоду, что достаточно редко встречалось в то время. Это требовало от фотографа особых навыков и новейших технических средств. Зато снимки создавали необычное настроение, передавали эмоции надвигающейся грозы или морской бури, как на пейзажах К.Айвазовского; близящейся летней ночи в горах и прохладного морского бриза. Таковы, например, снимки: Вечер в горах близ Ялты; Буря на море; Гора Ай-Петри; Ялта - Сумерки на море. В этом же духе - ночной пейзаж при луне на обложке.

Еще одной замечательной особенностью являются довольно многочисленные снимки пещерных городов и «мертвого города» Чуфут-Кале. Среди этих снимков немало фотографий, сделанных в темных пещерах, гротах или помещениях, высеченных из камня, где приходилось применять искусственное освещение для съемки. Тут грот пещерного города Качи-Кальон, виды Черкез-Кермена или Эски-Кермена, подземных пещер Чуфут-Кале. Показан и вид Успенского скита, построенного в скале близ Бахчисарая, с его живописно расположенными на отвесной скале кельями.



"Мёртвый город" Чуфут-Кале я посещал дважды - во второй половине 1980-х во время велопутешествия по Южному берегу Крыма и во время нашей поездки в Крым на автомобиле летом 2002 года. Надо сказать, что по сравнению с фотографиями начала XX века созранность пещер города в начале века XXI стала заметно хуже.
Время...



В отличие от пещер, развалины зданий в Чуфут-Кале, как оказалось, "помолодели" ;)

Вот как они выглядели в 1914 году (нижнее фото):



... а вот так - в 2002 -м:




Чудеса! :)

Впрочем, реставрация вполне научная - новодельная восстановленная часть отличается по цвету.

В гроте пещерного города Качи-Кален мы тоже побывали в 1987 году, но, увы, фотографий его не сохранилось.



А вот и Бахчисарайский ханский дворец:



Впервые у ворот Бахчисарайского дворца я оказался верхом на велосипеде далёким летом 1987 года (если помните, о том путешествии к воспетому Пушкиным "Фонтану слёз" была у меня в блоге байка):



Думается, дворец сохранился практически в том же виде, что и в начале XX века.





И напоследок - церковь Воскресения Христова у перевала Байдарские ворота, возле которой нам в 1988 году довелось переночевать на территории бывшего кладбища - эту байку я тоже как-то рассказывал.



Тоннеля на этой дороге я не помню, хотя ездил по ней не раз - а вот виды на скалу с церковью все те же:



Вид на церковь и море с перевала Байдарские ворота - слева от церкви вы видите дорогу, по которой мы с братцем ходили в Форос, а еще левее, между белой сторожкой и дорогой, и есть то самое кладбище, на котором мы когда-то заночевали...:



Фотографии с видами с перевала у меня не сохранилось, но зато есть фото снизу, с Южнобережного шоссе:



На ряд снимков попали красивейшие замки и дворцы Южного берега Крыма. Среди них: Дюльбер - дворец Его Императорского Высочества великого князя Петра Николаевича; дворец кн. Воронцова в Алупке с видом на Львиную террасу; окрестности Царской резиденции в Ореанде - беседка, развалины и Крестовая гора; дворцы Ялты (вид на город с западной стороны). Запечатлен большой вид Бахчисарая с ханским дворцом в центре и др. Отражены и природные достопримечательности: скалы «Дива» и «Монах» близ Симеиза, мыс Фиолент у Георгиевского монастыря и др. Черноморский колорит снимкам придают бухты, пристани, гавани и живописные горы причудливых форм, покрытые туманами или облаками.

И под самый занавес - об авторе этих замечательных старых снимков:

Василий Никандрович Сокорнов (1867-1946) - один из самых ярких фотохудожников Крыма, работал до Октябрьской революции и в первые десятилетия советской власти. Сделанные им выразительные и поэтичные виды Крыма стали классическими и легко узнаваемыми. В.Н. Сокорнов поселился в Алупке в начале 1890-х г.г. и начал снимать город, его окрестности, а затем и ездить по всему полуострову. В 1900 г. на Всемирной универсальной выставке в Париже его виды Крыма были удостоены бронзовой медали. Он получал награды и ряда других престижных международных конкурсов. С 1908 г. - член Русского фотографического общества.

Еженедельный иллюстрированный журнал «Солнце России» выходил в С.-Петербурге в 1910-1916 г.г. в издательстве «Копейка». Его редактором-издателем, а после эмиграции - владельцем берлинского издательства «Русское искусство» был Александр Эдуардович Коган (1878-1949). Журнал имел цветные иллюстрированные обложки и вклейки; печатал обзоры художественных выставок, биографии молодых и маститых художников, выпускал специальные номера, посвященные, например, 20-летию оперной карьеры Ф.И. Шаляпина (1913 г.), «Памяти А.П. Чехова» (1914 г.) или творчеству В.Ф. Комиссаржевской (1915 г.).




Источники:

Изображения из альбома:
Крымъ Альбомъ Солнца Россіи. — Безплатное приложеніе ко 2-му изданію журнала «Солнце Россіи». — [С.-Петербургъ] [б. и.], [1914]
Текст:
Сайт магазина "Русский библиофил"

Фотографии - мои
Tags: география живьём, исторические памятники вчера и сегодня
Subscribe

Posts from This Journal “исторические памятники вчера и сегодня” Tag

  • Самый старый дом Санкт-Петербурга

    На Петровской набережной Петроградской стороны, немного в глубине, за чугунным забором с позолоченным императорским орлом, находится небольшой…

  • Отец или дедушка Русского флота?

    Вы наверняка слышали про ботик Петра I, называемый обычно "дедушкой русского флота". Ботик Петра I - "Дедушка русского…

  • Костёл Пресвятого Сердца Иисуса

    Безусловно, одним из признанных архитектурных достопримечательностей Самары следует считать здание католического храма на ул. Фрунзе, 157, вот уже…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments