Ложный Париж
В пособии доцента Саратовского мединститута М. М. Иткина "Краткий курсе санитарно-химической защиты", выпущенном в 1942 году, в главе о методах и средствах местной противовоздушной обороны (МПВО) мне попалась чрезвычайно любопытная информация:
В целях маскировки применялись уже в империалистическую войну 1914—18 гг. постройки ложных сооружений.
Известно, что строился ложный Париж на излучине реки Сены. Эта излучина находилась в 15 км северо-западнее Парижа. При помощи постройки временных бараков имитировали Париж, устроили полное подобие версальских каналов, создали фальшивые жел. дор. вокзалы, освещенные ночью, имитировали жел.-дор. пути и движение поездов.
При сигнале ВТ в настоящем Париже тушились огни и подымалась дымовая завеса, а в ложном зажигался свет. Грандиозные работы по постройке ложного Парижа не были закончены в связи с заключением перемирия 11 ноября 1918 года.
Этот пример ночной маскировки очень поучителен; необходимо при устройстве ложных световых об'ектов добиваться максимального сходства ложного об'екта с существующим. Все источники света на ложном об'екте должны снабжаться маскирующими приспособлениями. На крышах ангаров устраивались строения, представлявшиеся как бы продолжением соседних строений. Вокруг аэродромов устраивались ложные зенитные точки.
При ночной бомбардировке устраиваются пожары на ложных аэродромах с целью введения противника в заблуждение и т. п.
Разумеется, ложный Париж меня заинтересовал, и вот какие подробности этой грандиозной военной мистификации удалось выяснить.
Карта ложного Парижа (1917 г.):

Первая Мировая война принесла на театр военных действий множество новых, неизвестных ранее, военных технологий, от массового применения пулеметов и газовых атак, до танков и самолётов.
В начале войны. до появления тяжелых бомбардировщиков, для массовой бомбардировки городов стали использоваться дирижабли, производившиеся в Германии графом Цеппелином.
Особенно активно немецкие бомбардировщики и дирижабли атаковали крупные города, среди которых особенно отличались Антверпен, Лондон, Льеж и, особенно, Париж.
На немецкой открытке времен Великой войны - Цеппелины и аэропланы над Парижем:

Со временем противовоздушная оборона, организованная на базе самолётов-истребителей и зенитной артиллерии, стала достаточно эффективной, чтобы противостоять налетам противника, к тому же тогдашние бомбардировщики несли небольшой запас бомб, а огромные и тихоходные дирижабли были днём весьма уязвимы, поэтому дневные бомбардировки перестали представлять собой большую опасность.
Воронка от бомбы, сброшенной на Париж с Цеппелина, 1917 | © Willy John Abbot / WikiCommons

Ночные же атаки на Город огней, как называли переливающийся яркими цветами Париж, наносили мегаполису серьёзный урон, что заставило французских военных стратегов разработать уникальный проект строительства фальшивого города-близнеца в девятнадцати километрах от оригинала.
За несколько месяцев до конца Первой мировой войны у Парижа в лесистой местности на окраине сонного городка под названием Maisons Laffitte, удобно расположенного в излучине реки Сены, удивительно похожей по размеру и форме на другую излучину, расположенную всего в нескольких милях к северу от столицы, почти родился город-близнец.
Французские военные стратеги посчитали, что немецких пилотов можно обмануть, заставив атаковать воображаемый Париж, а не настоящий, и поэтому они приступили к созданию точной копии Парижа в натуральную величину.
Этот фиктивный город запланировали построить на северной окраине Парижа, чтобы удалить цель для бомбардировки как можно дальше от мирных жилых кварталов и настоящей городской инфраструктуры.

Конструкторы стремились сделать город-макет как можно более реальным при взгляде сверху, поэтому они наняли инженера-электрика по имени Фернан Якопоцци, чтобы он осветил каждую фиктивную улицу электрическим светом.
Идея заключалась в том, чтобы заставить немцев думать, что эти электрические фонари обозначают настоящие жилые парижские кварталы, и что они должны сбросить свои бомбы именно туда.
Планы были амбициозными, всего под строительство ложного города было запланировано три отдельные зоны;
Зона А к северо-востоку от Парижа проектировалась так, чтобы выглядеть как большие пригородные районы Сен-Дени и Обервилье, и должна была включать макеты вокзалов Гар дю Нор и Гар де л'Эст;
Зона B к северо-западу от Maisons Laffitte должна была изображать сам Париж с разветвленной сетью макетов-реплик зданий и достопримечательностей, охватывающих территорию от Марсова поля до Елисейских полей, дворец Трокадеро и кольцевую железную дорогу, огибающую внешние границы города, Chemin de fer de Petite Ceinture;
и, наконец, Зона C, которая должна была быть построена к востоку от города, должна была имитировать огромную, полностью вымышленную промышленную зону, состоящую из серии огромных фальшивых фабрик, не заполненных абсолютно ничем.
Три зоны ложного Парижа | © Джон Птак / JF Ptak Science Books

На схеме показаны реальные жилые и промышленные зоны Парижа (с индексом 1) и их ложные копии (на карте - с индексом 2). При этом буква отображает соответствующую зону.
Среди реплик зданий была копия железнодорожного вокзала Гар-дю-Нор, Триумфальной арки и Парижской оперы, а также промышленных пригородов, таких как Сен-Дени и Обервилье, которые могли стать мишенью для бомбардировщиков.
Часть ложного Парижа Maisons Laffitte | © Джон Птак / JF Ptak Science Books

На схеме показаны ложные железнодорожные пути, вокзалы и имитации улиц, располагавшихся вокруг городка Майсон-Лаффит в 19 километрах от Парижа.
Поскольку к тому времени любые бомбардировки происходили под покровом темноты, именно на этот момент делалась ставка - освещенный фиктивный Париж вполне мог сойти с высоты за реальный.
Французские летчики-истребители сообщали, что во время ночных полетов они, как правило, ориентировались по нескольким узнаваемым чертам ландшафта внизу, пытаясь определить местонахождение города. Согласно их исследованиям, железные дороги, озера, реки, дороги и леса были наиболее полезными ориентирами-индикаторами его близости.
Вооружившись этой информацией, вдохновитель проекта фальшивой реплики, Фернан Якопоцци, вместе со своей командой высококвалифицированных инженеров принялись за работу, чтобы еще больше усложнить жизнь своим немецким коллегам, которые уже изо всех сил пытались ориентироваться в эпоху, когда еще не было радаров или точного наведения по GPS.
С главным намерением сбить с толку вражеского пилота, чтобы тот начал сомневаться в своём местоположении, началось создание зеркального отражения Парижа, где постепенно начала формироваться действующая модель вокзала Gare de l'Est.
Ни одна деталь не была упущена из виду: сложные, растягивающиеся сети огней, умело расположенные, создавали впечатление железнодорожных путей и проспектов, а фонари, сгруппированные вместе на оригинальных движущихся платформах, должны были имитировать движение поездов.
Имитация движущегося поезда | © Джон Птак / JF Ptak Science Books

Огромные пустые навесы, маскирующиеся под фабрики, имели полупрозрачные листы расписного холста, плотно натянутые на деревянные рамы, которые освещались снизу, и для любого, кто пролетел бы над ними, это выглядело бы поразительно похоже на грязные стеклянные крыши, характерные для промышленных зданий.
Были установлены макеты работающих печей, чтобы добавить реалистичности, а фабричные огни были даже настроены так, чтобы заметно приглушать свет во время воздушного налета, обманывая вражеских пилотов и заставляя их поверить в то, что копии зданий на самом деле были настоящими.
Ложный Восточный вокзал Парижа Gare de l'Est | © Джон Птак / JF Ptak Science Books

В конце концов, свет увидела только эта небольшая часть Зоны А.
Немецкие бомбардировки закончились в сентябре 1918 года, а двумя месяцами позже в Компьене было подписано перемирие.
Фактические фабрики и железнодорожная сеть в Вильпенте были демонтированы вскоре после прекращения боевых действий, так что к началу 1920-х годов от проекта почти ничего не осталось.
Хотя его увлекательная идея в целом так почти и не продвинулась дальше чертежной доски, проект Фернана Якопоцци вдохновили аналогичные амбициозные планы в Соединенных Штатах во время Второй мировой войны.
Сам Якопоцци стал одним из отцов современных световых рекламных щитов, и, пожалуй, самым запоминающимся его проектом стал знаменитый логотип Citroen, который осветил мрачную ночную Эйфелеву башню.

Источники:
М. М. Иткин. "Краткий курсе санитарно-химической защиты" (Саратовский государственный медицинский институт, 1942 г.)
Seeing Double: The Fake Paris Of The First World War
A 'Second Paris' Was Built During WWI To Confuse German Bombers
Цеппелины на почтовых открытках
В целях маскировки применялись уже в империалистическую войну 1914—18 гг. постройки ложных сооружений.
Известно, что строился ложный Париж на излучине реки Сены. Эта излучина находилась в 15 км северо-западнее Парижа. При помощи постройки временных бараков имитировали Париж, устроили полное подобие версальских каналов, создали фальшивые жел. дор. вокзалы, освещенные ночью, имитировали жел.-дор. пути и движение поездов.
При сигнале ВТ в настоящем Париже тушились огни и подымалась дымовая завеса, а в ложном зажигался свет. Грандиозные работы по постройке ложного Парижа не были закончены в связи с заключением перемирия 11 ноября 1918 года.
Этот пример ночной маскировки очень поучителен; необходимо при устройстве ложных световых об'ектов добиваться максимального сходства ложного об'екта с существующим. Все источники света на ложном об'екте должны снабжаться маскирующими приспособлениями. На крышах ангаров устраивались строения, представлявшиеся как бы продолжением соседних строений. Вокруг аэродромов устраивались ложные зенитные точки.
При ночной бомбардировке устраиваются пожары на ложных аэродромах с целью введения противника в заблуждение и т. п.
Разумеется, ложный Париж меня заинтересовал, и вот какие подробности этой грандиозной военной мистификации удалось выяснить.
Карта ложного Парижа (1917 г.):
Первая Мировая война принесла на театр военных действий множество новых, неизвестных ранее, военных технологий, от массового применения пулеметов и газовых атак, до танков и самолётов.
В начале войны. до появления тяжелых бомбардировщиков, для массовой бомбардировки городов стали использоваться дирижабли, производившиеся в Германии графом Цеппелином.
Особенно активно немецкие бомбардировщики и дирижабли атаковали крупные города, среди которых особенно отличались Антверпен, Лондон, Льеж и, особенно, Париж.
На немецкой открытке времен Великой войны - Цеппелины и аэропланы над Парижем:
Со временем противовоздушная оборона, организованная на базе самолётов-истребителей и зенитной артиллерии, стала достаточно эффективной, чтобы противостоять налетам противника, к тому же тогдашние бомбардировщики несли небольшой запас бомб, а огромные и тихоходные дирижабли были днём весьма уязвимы, поэтому дневные бомбардировки перестали представлять собой большую опасность.
Воронка от бомбы, сброшенной на Париж с Цеппелина, 1917 | © Willy John Abbot / WikiCommons
Ночные же атаки на Город огней, как называли переливающийся яркими цветами Париж, наносили мегаполису серьёзный урон, что заставило французских военных стратегов разработать уникальный проект строительства фальшивого города-близнеца в девятнадцати километрах от оригинала.
За несколько месяцев до конца Первой мировой войны у Парижа в лесистой местности на окраине сонного городка под названием Maisons Laffitte, удобно расположенного в излучине реки Сены, удивительно похожей по размеру и форме на другую излучину, расположенную всего в нескольких милях к северу от столицы, почти родился город-близнец.
Французские военные стратеги посчитали, что немецких пилотов можно обмануть, заставив атаковать воображаемый Париж, а не настоящий, и поэтому они приступили к созданию точной копии Парижа в натуральную величину.
Этот фиктивный город запланировали построить на северной окраине Парижа, чтобы удалить цель для бомбардировки как можно дальше от мирных жилых кварталов и настоящей городской инфраструктуры.
Конструкторы стремились сделать город-макет как можно более реальным при взгляде сверху, поэтому они наняли инженера-электрика по имени Фернан Якопоцци, чтобы он осветил каждую фиктивную улицу электрическим светом.
Идея заключалась в том, чтобы заставить немцев думать, что эти электрические фонари обозначают настоящие жилые парижские кварталы, и что они должны сбросить свои бомбы именно туда.
Планы были амбициозными, всего под строительство ложного города было запланировано три отдельные зоны;
Зона А к северо-востоку от Парижа проектировалась так, чтобы выглядеть как большие пригородные районы Сен-Дени и Обервилье, и должна была включать макеты вокзалов Гар дю Нор и Гар де л'Эст;
Зона B к северо-западу от Maisons Laffitte должна была изображать сам Париж с разветвленной сетью макетов-реплик зданий и достопримечательностей, охватывающих территорию от Марсова поля до Елисейских полей, дворец Трокадеро и кольцевую железную дорогу, огибающую внешние границы города, Chemin de fer de Petite Ceinture;
и, наконец, Зона C, которая должна была быть построена к востоку от города, должна была имитировать огромную, полностью вымышленную промышленную зону, состоящую из серии огромных фальшивых фабрик, не заполненных абсолютно ничем.
Три зоны ложного Парижа | © Джон Птак / JF Ptak Science Books
На схеме показаны реальные жилые и промышленные зоны Парижа (с индексом 1) и их ложные копии (на карте - с индексом 2). При этом буква отображает соответствующую зону.
Среди реплик зданий была копия железнодорожного вокзала Гар-дю-Нор, Триумфальной арки и Парижской оперы, а также промышленных пригородов, таких как Сен-Дени и Обервилье, которые могли стать мишенью для бомбардировщиков.
Часть ложного Парижа Maisons Laffitte | © Джон Птак / JF Ptak Science Books
На схеме показаны ложные железнодорожные пути, вокзалы и имитации улиц, располагавшихся вокруг городка Майсон-Лаффит в 19 километрах от Парижа.
Поскольку к тому времени любые бомбардировки происходили под покровом темноты, именно на этот момент делалась ставка - освещенный фиктивный Париж вполне мог сойти с высоты за реальный.
Французские летчики-истребители сообщали, что во время ночных полетов они, как правило, ориентировались по нескольким узнаваемым чертам ландшафта внизу, пытаясь определить местонахождение города. Согласно их исследованиям, железные дороги, озера, реки, дороги и леса были наиболее полезными ориентирами-индикаторами его близости.
Вооружившись этой информацией, вдохновитель проекта фальшивой реплики, Фернан Якопоцци, вместе со своей командой высококвалифицированных инженеров принялись за работу, чтобы еще больше усложнить жизнь своим немецким коллегам, которые уже изо всех сил пытались ориентироваться в эпоху, когда еще не было радаров или точного наведения по GPS.
С главным намерением сбить с толку вражеского пилота, чтобы тот начал сомневаться в своём местоположении, началось создание зеркального отражения Парижа, где постепенно начала формироваться действующая модель вокзала Gare de l'Est.
Ни одна деталь не была упущена из виду: сложные, растягивающиеся сети огней, умело расположенные, создавали впечатление железнодорожных путей и проспектов, а фонари, сгруппированные вместе на оригинальных движущихся платформах, должны были имитировать движение поездов.
Имитация движущегося поезда | © Джон Птак / JF Ptak Science Books
Огромные пустые навесы, маскирующиеся под фабрики, имели полупрозрачные листы расписного холста, плотно натянутые на деревянные рамы, которые освещались снизу, и для любого, кто пролетел бы над ними, это выглядело бы поразительно похоже на грязные стеклянные крыши, характерные для промышленных зданий.
Были установлены макеты работающих печей, чтобы добавить реалистичности, а фабричные огни были даже настроены так, чтобы заметно приглушать свет во время воздушного налета, обманывая вражеских пилотов и заставляя их поверить в то, что копии зданий на самом деле были настоящими.
Ложный Восточный вокзал Парижа Gare de l'Est | © Джон Птак / JF Ptak Science Books
В конце концов, свет увидела только эта небольшая часть Зоны А.
Немецкие бомбардировки закончились в сентябре 1918 года, а двумя месяцами позже в Компьене было подписано перемирие.
Фактические фабрики и железнодорожная сеть в Вильпенте были демонтированы вскоре после прекращения боевых действий, так что к началу 1920-х годов от проекта почти ничего не осталось.
Хотя его увлекательная идея в целом так почти и не продвинулась дальше чертежной доски, проект Фернана Якопоцци вдохновили аналогичные амбициозные планы в Соединенных Штатах во время Второй мировой войны.
Сам Якопоцци стал одним из отцов современных световых рекламных щитов, и, пожалуй, самым запоминающимся его проектом стал знаменитый логотип Citroen, который осветил мрачную ночную Эйфелеву башню.
Источники:
М. М. Иткин. "Краткий курсе санитарно-химической защиты" (Саратовский государственный медицинский институт, 1942 г.)
Seeing Double: The Fake Paris Of The First World War
A 'Second Paris' Was Built During WWI To Confuse German Bombers
Цеппелины на почтовых открытках