Причем это были пассажирские "Юнкерсы" модели Junkers F-13, созданные в 1919 году:
Junkers F-13 - первый самолёт, изначально создававшийся как пассажирский.
Первый визит, насколько мне удалось выяснить, "Юнкерс" совершил в Самару летом 1924 года, причем это был не просто обычный пассажирский самолёт, а гидроплан...
Наткнулся я на эту тему совершенно случайно на одном из ульяновских сайтов, на котором описывались обстоятельства визита "Юнкерса" в Ульяновск, а затем упоминалась заметка в ульяновской газете «Пролетарский путь» от 11 июня 1924 г., в которой я прочел следующее:
«Самолет «Юнкерс» пробыл в Ульяновске ровно неделю. За это время он сделал около ста взлетов и прокатил около 300 пассажиров.
...
Отбыл «Юнкерс» из Ульяновска 9 июня в 4 ½ часа дня. Сделав круг над городом, он направился в Самару»
Направление поиска было понятно, и уже в самарской газете "Коммуна" за 10.06.1924 г. я обнаружил на первой странице объявление:
На рисунке из ульяновской газеты совершенно четко читается бортовой номер самолёта RR-ECC :
Известен нам благодаря ульяновским газетчикам и его экипаж:
Самарская "Коммуна" по итогам визита гидроплана в Самару в номере за 12.06.1924 года писала:
Гидро Юнкерс построен в России и обслуживал линию Москва-Тифлис. Перегон Москва - Казань пройден им в 6 час. 45 мин. По Волге гидро Юнкерс делает полёт впервые.
Собственно, самолёт был не совсем построен в России - так же, как сейчас многие "локализованные" иномарки, на заводе "Юнкерса" в Филях под Москвой "Юнкерсы" только собирались из доставленных их Дессау комплектующих.
Данные по самолету, прилетавшему в Самару в июне 1924 года, удалось обнаружить:
4. RR-ECC 03.1923 (643), с 11.1924 Junkers LV Persien, 02.1928 возвращён в Германию.
Впечатлениям самарцев, которым удалось прокатиться на "Юнкерсе", было посвящено несколько заметок в "Коммуне" за 12.06.1924 г.
На Юнкерсе над городом.
Когда станешь на взгорье у Струковского сада, ты увидишь, как со всех улиц и переулочков черные, серые и белые фигурки людей и детишек спешат к Волге.
А там, на Александровском спуске, у яхт-клуба РКСМ блестит на солнце белым металлом "Юнкерс".
Простер, собранные в складочку, крылья над берегом врезался в воду двумя плоскодонками под ним, и, кинув белесые солнечные полосы на воду от окон кабинки, застыл.
На берегу - как на ярмарке. Шум, гомон, смех. Вперемежку с цветастами платьями - бронзовые, загорелые фигуры юных спортсменов в трусиках.
У гидро-аэроплана - очередь. Каждому хочется лететь первому.
Но всякий раз кабинка "Юнкерса" берет только 4-х, остальные терпеливо ждут счастливой минуты, когда они взмоют в высь быстролетной птицей...
"Юнкерс" падает. падает плавно на воду и бурлит плоскодонками, режет воздух пропеллером, шумит волнами, в которых барахтаются купающиеся детишки. выбросил из своего нутра 4-х пассажиров и не успели те сойти, как новые уже цепко лезут на верх и скрываются в кабине, с мягкими креслами и диваном, зеркальными открытыми окнами с обеих сторон.
На фото - пассажирский салон "Юнкерса" - по мне, так достаточно комфортабельная:
Среди нас 4-х - женщина. Пересмеиваемся, шутим, поудобней усаживаемся, а повернутый на ход "Юнкерс" уже бурлит против течения и бежит по воде подпрыгивая, как по кочкам.
С берега - платки, фуражки, ур-ра-а-а! и опять платки, и опять фуражки: провожают.
Вот мы пробежали б. Жигулевский завод, постепенно отрываемся от воды и через минуту режим город вдоль, начиная от дач и заканчивая Самаркой.
Внизу, как игрушечный, город. Весь в квадратиках-кварталах.
И когда смотришь вниз, а это можно проделать совершенно просто и легко, то люди кажутся букашками и особенно смешны базары с кукольными ларьками, повозками с сеном, лавками и т.п.
Огибаем Самарскую бухту, пролетаем над элеватором, у которого змеей тянутся маленькие-маленькие цистерны и вагоны с паравозом.
Кружим над Волгой, делаем крутой поворот улетая к "Коровьему острову", а через минуту-две вновь приближаемся к месту посадки, где всё усеяно людьми.
Ряд воздушных "ям", снижаемся "лестницей", красиво-захватывающими толчками, как на качелях, когда стремглав падаешь вниз.
И вдруг... подпрыгиваешь на сиденьи: "Юнкерс" уже на воде.
Несколько саженей, поворот и мы снова на земле, в об'ятиях раскаленного летнего воздуха и городской пыли.
Полет кончен. Уходить не хочется: хорошо в воздухе над городом, туда тянет вновь с "грешной" земли...
Новые счастливцы отрываются от воды и "Юнкерс" парит над городом. Тянешься по пыльным мостовым домой. Дышешь асфальтовым огнем.
А через 15 минут вновь в "Юнкерсе" с распропагандированной женой, которая тоже захотела лететь.
И опять новые красоты, новые ощущения и никакой боязни, никакого страха и волнений.
Кто верит в человека и его гений, тот смело может садиться. Ему не жаль будет шести рублей за полёт.
Очутившись раз в воздухе над городом, он захочет еще раз и два и больше пробыть на "Юнкерсе" и увидеть вновь игрушечные домики и кварталы, маленькие церквушки и пароходики.
Наш век, не век поповских чудес, а век точной машины, которая делает действительные чудеса.
Кто хочет проверить это на опыте, пусть смело записывается на полеты.
Об этом он никогда не пожалеет.
А. Жемчужный.
Кабина пилота Junkers F-13 по сравнению с пассажирским салоном поражает суровым аскетизмом - никакой обивки, сразу гофрированная обшивка:
Воздушное "крещение"
Нас четверо в кабине и двое спереди - механик и пилот. Затокал мотор, закружился пропеллер и гидро-самолет, после небольшого разгона вверх по Волге плавно оторвался от реки и поплыл ввысь.
Недолгий путь там в вышине как-то подавляет своей новизной и остротой ощущения. Почти над заводом №15 [бывший трубочный, потом - ЗиМ] самолёт загибает в город. Через весь город летим к железнодорожному мосту на Самарке.
Внизу красивая панорама города. Жаль глаз оторвать. Сверху наша Cамара кажется куда лучше, т.к. не видишь грязи, не чувствуешь пыли. Шахматное расположение улиц чрезвычайно рельефно выделяется, поражая своей геометрической правильностью. Чувствуется особая красота в этой точности линий.
От ж.д. моста, описав плавно круг, гидросамолет стал снизаться к месту посадки. все ниже и ниже. Мотор выключен. Прекратилось неугомонное токание. Еще момент и самолёт, скользнув по возе на своих лыжах-лодочках, остановился у места посадки.
На берег мы вышли какие-то восторженные, переживая чувство неиз'яснимого восхищения. Хорошо было.
Лин.
Внешний вид однотипного с прилетавшим в Самару гидроплана "Юнкерс":
Следующий визит "Юнкерса" в Самару случился в том же 1924 году, почти ровно через два месяца после первого зщнакомства самарцев с пассажирскими гидросамолетами "Юнкерс".
"Коммуна" 10.08.1924 вышла с огромным объявлением на последней странице:
Однако, как оказалось, использование журналистами "Коммуны" в газетном объявлении глагола прилетел в прошедшем времени оказалось несколько поспешным...
Как говаривал незабвенный Остап Ибрагимович - Проколы, поломки, энтузиазм населения. Все это задерживает.
Долгожданный гидроплан прибыл в Самару только через неделю, 17 августа, и, обжегшись на молоке, "Коммуна" аж двое суток дула на воду - информация о прибытии гидроплана появилась в газете только 19.08.1924 г.:
Полеты гидроплана над Самарой.
В день прибытия в Самару гидроплана 17 августа он совершил несколько платных полетов.
Несмотря на пасмурную погоду у места стоянии «Юнкерса» (против Струковского сада), собралась огромная толпа любопытных и желающих летать *).
Платные полеты будут продолжаться еще в течении 20, 21 и 22 августа. Члены профсоюзов платят 6 руб. со вступлением в ОДВФ (5 руб. полет 1 рубль членский взнос).
*) Гидроплан поднимался на высоту 250-300 метров над Волгой и ближайшими ее окрестностями, летал над Самарой и разбрасывал листовки.
"Коммуна" 19.08.1924 г. посвятила прилёту гидроплана интервью с уполномоченным "Добролета":
Воздушный флот.
К открытию гидролинии Москва-Астрахань.
(Беседа с уполномоченным правления «Добролета» тов. Дальским).
Прилетевший в Самару 6-местный гидросамолет «Цекубу» системы «Юнкерс», принадлежащий «Добролету», совершает экспедиционный полёт Москва-Астрахань-Москва.
Маршрут перелета, организованного «Добролетом»: Москва (место отправления) - Рыбинск - Кострома - Ярославль - Н.Новгород - Чебаксары - Казань - Ульяновск - Самара - Сызрань - Саратов - Царицын - Астрахань - Москва 9место возвращения).
Состав экспедиции этого перелета таков: тов. Дальский в качестве ответственного руководителя, профессор Рынин. Самолётом управляет известный лётчик, старший инструктор «Добролета» Н.М. Иеске, механик Линдеман.
Тот самый "Добролёт" с собственным именем "ЦЕКУБУ" (Центральная комиссия по улучшению быта учёных), который прилетал в Самару:
ЦЕЛЬ ПЕРЕЛЕТА — обследование (изыскания) для оборудования новой воздушной линии Казань—Астрахань. Эта линия явится продолжением уже ранее оборудованной «Добролетом» линии Москва — Н.-Новгород— Казань, составив с ней одно целое и тесно свяжет красное сердце Республики с ее большим торговым и рыбным портом.
Местные органы власти должны будут дать соответствующие гарантии в материальной поддержке будущей аэролинии. Нужно горячее содействие заинтересованных городов и всего трудящегося населения, на которое мы безусловно можем опереться.
Кроме Московоко-Казанской воздушной линии «Дебролетом» организованы и действуют: две линии в Средней Азии (Ташкент - верный и Хива - Бухара) и две курортных линии в Крыму (Севастополь - Ялта и Севастополь - Евпатория).
«Добролетом» в настоящее время достигнуты значительные результаты.
Сейчас об-во имеет 17 пассажирских самолетов системы «Юнкерс» с большим запасом запчастей, имеет ряд наземных оборудований, свои собственные мастерские для среднего ремонта. За год работы «Добролет» подготовил на организованных им специальных курсах большой кадр технического и летного состава, который обслуживает все 5 воздушных линий, указанных выше.
Протяженность воздушных линий «Добролета» к настоящ. моменту достигает 6.000 километров. За тот же год работы самолетами покрыто до 200.000 клм. Перевезено свыше 5.000 пассажиров и свыше 4.000 кгм. груза и почты. Ближайшими задачами «Добролета» является использование авиации и в других целях мирного строительства Республики.
«Добролетом» организован отдел воздушной фотос'емки для составления точнейших планов территорий Республик. В настоящее время отдел имеет уже целый ряд заказов на подобного рода работы.
«Добролет» совместно с ОДВФ и Наркомземом организует опытные работы по применению специальных самолетных отрядов для борьбы с вредителями полей и лесов.
Всю работу «Добролет» ведет на средства, поступающие от реализации акций, выпущенных им на сумму 5.000.000 рублей в купюрах по 1 и 50 руб. Все акции центром разверстаны между губерниями и областями. Самаре в счет этой разверстки надлежит распространить акций на 60.000 руб.
Каждый трудящийся должен участвовать в строительстве «Добролета» стать его акционером.
Только активное участие всех трудящихся даст нам провести в жизнь намеченные задачи.
Экспедиция пробудет в Самаре приблизительно до среды 20 августа, после чего самолёт отлетает в Сызрань и дальше по намеченному маршруту перелета.
М. Шк-в.
Коммуна 19.08.1924
Ульяновск - Самара на самолете.
Как уже сообщалось ранее, самолет, отправляющийся маршрутным путём в Самару, задержался в Ульяновске в виду необходимости сменить магнето для мотора. К тому же в Ульяновске состоялся с'езд О.Д.В.Ф. и самолет по предложению Губкома партии был оставлен в Ульяновске для полетов с делегатами с'езда. Самолёт совершив 18 полетов с 72 пассаж., 15 авг. сделал попытку вылететь в Самару, но надвигавшиеся дождевые тучи вынудили пилота вернуться обратно в Ульяновск.
16 августа получив извещение, что в Самаре ясная, тихая погода, самолет при сильном дожде и тумане, в 11 часов утра снимается с линии в Самару. Через полчаса самолет обогнав тучи уже летит при ясной, благоприятной погоде.
У Ставрополя самолет был задержан густыми дождевыми и грозовыми тучами.
Летчик пытался подняться выше туч, пересечь их, но погода была настолько не благоприятна, что самолет вынужден был заночевать в Ставрополе. Утром 17 августа самолет снова поднялся и уже через полчаса благополучно опустился у Самары. Всего перелет Ульяновск—Самара занял сутки, тогда как при полете в благоприятных условиях всё расстояние было бы покрыто им не более как в 1 1/2 часа.
Самолет прибыл с пассажирами: экспедиция в лице уполномоченного «Добролета» т. Дальского, профессора Рынина, летчика Иеске и механика Линдемана.
М. Ш.
В следующий раз гидросамолёт "Юнкерс" прилетел в Самару аж через три года - в августе 1927 года.
О предстоящем событии предупредила "Коммуна" за 03.08.1927 г.:
4 августа 1927 года в газете появилась заметка:
Самолёт "Лицом к деревне":
36. RR-ODA "Сельскосоюз" 09.1924 (679), позже "ВКП(б) - 2", с 05.1929 CCCP OA-2.
Полёт был чисто агитационным, но цена билета - все те же 6 рублей, что и в 1924 году.
"Коммуна" за 5 августа 1927 года:
Следующий номер газеты так же был посвящен визиту гидросамолета:
Внимательные читатели могли заметить, что, помимо Самары, гидросамолёты посещали Ставрополь (будущий Тольятти) и Сызрань.
По итогам визита гидросамолета "Коммуна" выпустила еще один номер со статьями, посвященными визиту "Юнкерса":