Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Category:

Загадки самарской набережной

Вопрос к коренным самарцам - вы узнаёте это место?


Признаюсь, что я, проживший в Самаре более 42 лет и не раз, не два и даже не десяток раз бывавший на всех самарских набережных, сразу не смог дать ответа на этот вопрос, поскольку не припомнил ни на одной из самарских набережных такого загиба подпорной стены.

В то же время у меня не было сомнений, что на фотографии - именно самарская набережная.
Так в чем же причина такого пердимонокля?

Вот это мы с вами сейчас и выясним, а заодно попутно приоткроем еще несколько позабытых страниц истории самарских набережных ;)


Собственно, ответ на вопрос, где располагалась изогнутая подпорная стена самарской набережной, изображенная на заглавной фотографии поста, найти оказалось довольно просто - достаточно было взглянуть на снимок с американского спутника-шпиона, сделанный им с околоземной орбиты 22 июля 1972 года:



Изгиб подпорной стены явно виден, осталось выяснить, где именно он располагался и почему мы с вами (за редким исключением) его ни разу не видели.
Не буду вас долго мучать - вот та же точка, которая отмечена кружком на снимке 1972 года, на современном космоснимке:



Этот изгиб подпорной стены находился на современном Некрасовском спуске:



После 1972 года, но не позднее 1979-го, когда я переехал в Куйбышев, Некрасовский спуск был перестроен - проезд на пляж убрали, загиб подпорной стены был ликвидирован, на его месте появились две лестницы, а сама подпорная стена продолжена до нового Речного вокзала.
Вроде бы всё логично, просто и понятно.
Так было поначалу думал и я, сравнивая спутниковые снимки, сделанные с 50-летней разницей во времени съемки, но действительная история подпорной стены от Некрасовского спуска до современного Речного вокзала оказалась несколько иной и гораздо более интересной, чем казалась поначалу.

Убедиться в этом достаточно просто, если изучить более старые снимки Некрасовского спуска.
Начал я с серии снимков волжского побережья Самары, снятых в 1930-х годах с борта волжского парохода, шедшего вверх по Волге.

Первый чрезвычайно заинтересовавший меня кадр был сделан в районе спуска к Волге современной улицы Пионерской, которая легко узнаётся по зданию с башенкой (дом мещанки Р.А. Русиновой).
На фото мы видим ... каменную подпорную стену!



Стена уходит вверх по Волге, и на одном из следующих снимков мы видим район современного Ленинградского спуска:



Подпорная стена из крупных каменных блоков продолжается и тут, но снимок заинтересовал меня не этим - под самой подпорной стеной мы видим.. - правильно, ряд из семи железнодорожных вагонов-теплушек!
Стало быть, тут проходила железная дорога.
Эта железнодорожная линия обозначена и на плане Самары 1926 года:



Согласно этого плана, железнодорожная ветка шла аж до современной ул. Осипенко и бывшей мельницы Зворыкина/Шадрина (впоследствии завод КИНАП):



Точно такой же протяженности ветка видна и на известной карте ВСНХ 1927 года:



Вроде бы всё понятно, но...
Интрига заключается в том, что на весьма подробной карте Самары и окрестностей 1934 года железнодорожная ветка вдоль волжского берега заканчивается в районе улицы Венцека (бывшей Заводской), не доходя до Ленинградской около квартала, но зато дальше обозначена линия трамвая (которая, впрочем, расположена выше по склону, на следующей горизонтали):



Данное обстоятельство наводит на мысль, что снимки волжского берега были сделаны в самом начале 1930-х, если предположить, что железнодорожная ветка к 1934 году уже не действовала.
Возвращаясь к нашим фотографиям с борта парохода, посмотрим на наш Некрасовский спуск 1930-х, на которой отчетливо видно, что каменная подпорная стена доходила до Некрасовского спуска и там заканчивалась:



Взглянув на План города Самары с посёлками 1910 года, выясняем, что до революции Некрасовская носила название Предтеченской, и, кроме того, видим, что подпорные стены на плане нарисованы и дальше Некрасовской;
:


Однако, по всей вероятности, план отражал не столько действительное положение дел, сколько желание городских властей, в чем легко убедиться, посмотрев на дореволюционные фотографии Предтеченского (Некрасовского) спуска, на которых видно, что каменная подпорная стена заканчивалась у Предтеченского спуска, а далее за ним была стенка, но явно деревянная:



То же фото крупнее:



Более ранних фотографий Предтеченского спуска мне найти не удалось, а потому обратимся к фотографиям послевоенным, времени, когда началось строительство первой очереди Куйбышевской набережной.

История строительства обычно рассказывается следующим образом:
В 1939 году был очищен берег на участке между Некрасовским и Вилоновским спусками. Там обустроили временный пляж. А в 1940-м начали строительство первой по плану очереди набережной. Однако помешала война.
...
Великая Отечественная война приостановила строительство. Его возобновили лишь в 1954 году.

Фотография, датируемая 1954 годом, показывает нам вид Некрасовского спуска во времена строительства изгиба подпорной стены, показанного на первой фотографии этого поста:


Что интересно, видна железнодорожная (трамвайная?) колея, идущая вверх по Волге и теряющаяся вдали.
Железнодорожное полотно идёт вдоль берега и на фотографии строительства набережной в 1954 году, сделанной, по всей вероятности, перед Красноармейским спуском (видны Струкачи, Шаховские казармы, трубы ГРЭС):



Теперь у меня складывается впечатление, что карта 1934 года, возможно, сознательно искажала длину реальной железнодорожной линии, что подтверждается тем, что именно такой укороченной считали линию и немцы в 1942 году:



Впрочем, это не исключает возможности, что по части ж/д колеи просто ходил трамвай, благо что ширина колеи одинаковая.
На эту версию работает и Схема городского транспорта Самары (Куйбышева) 1959 года - только мне непонятно, как по одной колее умудрялись ходить одновременно трамваи 1 и 3 маршрута. двигавшиеся в противоположных направлениях.
Впрочем, на схеме явно видно, что трамвай ходил выше подпорной стены, а железнодорожная колея на всех фотографиях расположена ниже неё:



Выходит, железнодорожная ветка до КИНАПа существовала всё время, просто ее часть, шедшая параллельно трамвайной линии, сознательно не показывалась на планах начиная с 1934 года.

Еще одна достопримечательность Некрасовского спуска - расположенное чуть ниже по течению от спуска к Волге здание старого Речного вокзала - его еще видно на спутниковой фотографии 1966 года:



К 1972-му году от здания остались только  скверики, а ведь ранее это был великолепный ансамбль:



Знаменит был старый Куйбышевский речной вокзал тем, что в сквериках перед ним стояли две статуи - Ленина и Сталина, при этом Ильичч указывал, куда следует идти гостям Куйбышева:



Иосиф Виссарионович стоял ближе к Некрасовской и как бы говорил уходящим с вокзала голосом Василия Алибабаевича - "Эй, падажды! Нэ уходы, слющий, да?!":



Но, как и многим спешащим от Иосифа Виссарионовича куйбышевцам, нам пора - зато теперь вы знаете, чем был знаменит Некрасовский спуск...
Tags: Куйбышев, СССР, Самара, давайте разберемся, забытая история, загадки истории, история, сделано в СССР
Subscribe

Posts from This Journal “загадки истории” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

Posts from This Journal “загадки истории” Tag