Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Category:

Южный мост

Сегодня речь пойдёт об истории строительства второго куйбышевского моста через реку Самару - Южного.

На снимке - Общий вид Южного моста перед пуском в эксплуатацию. Фото Л. Щербакова ("Волжская Коммуна" за 7 ноября 1974г):



"Волжская Коммуна" за 7 ноября 1974г рассказывает о завершении строительства и приёмке в эксплуатацию Южного моста 6 ноября 1974 года:

На снимке: Торжественное открытие нового моста через реку Самару. Фото А. Кукушкина


С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ, ЮЖНЫЙ МОСТ!
Вчера в Куйбышеве в торжественной обстановке был открыт новый мост через Самару, получивший название "Южный"

Вот он и шагнул через реку, полукилометровый величественный мост. Словно берега пожали друг другу руки, да к и замерли в крепком рукопожатии. Легко сдерживает натиск воды левобережная пятикилометровая дамба. Чтобы создать ее, нужно было намыть более 2,5 миллиона кубических метров песка и надёжно укрепить ее по откосам железобетонными плитам. Намыв дамбы стал первым этапом в рождении моста, первым важным событием для мостостроителей отряда № 21. А затем над рекой взметнулись и первые пролеты. Многотонные подвесные балки одна за другой ложились на мощные опоры моста. Вес каждой из опор — полторы тысячи тонн. Внутри — до двух десятков свай-оболочек, забитых на 15 метров в речное дно и залитых для прочности особым бетоном.

Сейчас все это уже история: первые сваи-оболочки, и первые арматурные сетки для опор, и монтаж многотонных железобетонных блоков... Сейчас здесь, на мосту собрались те, кто причастен к его рождению: мостостроители и гидромеханизаторы, намывшие насыпи и дамбы, строители-дорожники, рабочие из городского управления по зеленому строительству, представители других учреждений и организаций города, принимавших участие в строительстве моста. Собрались, чтобы подвести итог большой и сложной работы — создания новой обводной дороги, которая разгрузит городские магистрам, сократит путь в южные районы области, соединит город с его будущим засамарским микрорайоном.

Поздравить мостостроителей с важной трудовой победой накануне праздника Великого Октября приехали второй секретарь обкома КПСС В. Ф. Ветлицкий, заместитель председателя облисполкома О. И. Ковалев, начальник главка Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР Н. И. Кузнецов.

Торжественный митинг, посвященный сдаче в эксплуатацию нового моста через Самару, открыл первый секретарь Куйбышевского горкома КПСС Б. Ф. Дробышев. Выступившие затем начальник мостоотряда № 21 А. Т. Бортник, бригадир лучшей комплексной бригады этого отряда П. А. Гончаров, бригадир передовой комплексной бригады дорожников управления «Куйбышевавтодор» В. Я. Артюхов говорили о том, что, выполняя социалистические обязательства, принятые на четвертый, определяющий год пятилетки, коллективы строителей на год ранее установленного планом срока завершили эту большую стройку. Мостовой комплекс открывает ворота в южные районы нашей области, Казахстан, Оренбург. Теперь старая, центральная часть Куйбышева освободится от большого потока транзитного транспорта. С пуском в эксплуатацию нового моста вводится в действие весь мостовой комплекс с путепроводом через железную дорогу протяженностью более 6 километров.

На строительстве уникального сооружения применены самые современные инженерные конструкции. Всего строителями переработано около трех миллионов кубических метров земли, уложено более 110 тысяч кубических метров железобетона, 100 тысяч квадратных метров асфальтового покрытия.

Выступивший от имени транспортников заместитель начальника Средневолжского транспортного управления В. В. Шевченко горячо поблагодарил мостостроителей за отличный подарок автомобилистам.

...Наступает торжественная минута: председатель Куйбышевского горисполкома А. А. Росовский разрезает алую ленту — дорога на мост свободна. В громкое «ура!» врывается рокот моторов. Через минуту по широкому железобетонному проспекту двинулись на юг области первые автомашины.

Новый мост через Самару вошел в строй действующих.
М. ПОВЕРЕННОВА.


"Волжская Коммуна" за 11 июля 1974 года показывает нам недостроенный Южный мост - на нём не хватает пары пролётов:



Википедия. на которую так любят ссылаться многие, пишет:

Южный мост в Самаре был запущен не в 1974 а в 1972 году где-то в апреле месяце, их запустили почти одновременно, старый мост, после обрушения, и новый Южный мост.

Вынужден огорчить автора этого заявления - дату запуска Южного моста именно в 1974 году подтверждает не только "Волжская коммуна", но и другие объективные источники.

Американские спутниковые снимки проливают свет и на примерные даты строительства - 27 мая 1967 года никаких признаков строительства Южного моста на космоснимке не наблюдается:



А вот спустя чуть более года, 13 августа 1968 года, уже видна часть левобережной дамбы, из чего можно заключить, что строительные работы начались не ранее мая 1967 года. но и не позднее августа 1968 г.:



11 сентября 1971 года - левобережная дамба готова, готовы почти все опоры моста и часть пролётов, параллельно мосту наведен разводной временный наплавной мост, который. возможно, кто-то и спутал с Южным мостом:



22 июля 1972 года - видны кессоны двух недостроенных опор, половина пролетов уже установлена:



20 декабря 1975 года мост, разумеется, уже вовсю эксплуатируется:



Tags: Куйбышев, СССР, Самара, давайте разберемся, история, как это было, сделано в СССР
Subscribe

Posts from This Journal “Куйбышев” Tag

  • Алексеевский мост

    Про историю моста через реку Самара в пос. Алексеевка я как-то писал, но тогда меня интересовал, в первую очередь, когда-то существовавший старый…

  • Как строили Старый мост

    Автомобильный мост через реку Самара по ул. Главной в Самаре иногда называют Старым мостом. Наиболее распространенная информация в интернете…

  • Губернский рынок

    Ровно 66 лет назад, 22 июля 1955 года, в Куйбышеве (ныне Самаре) открылся хорошо известный всем жителям города и области Губернский рынок. Об…

  • Тени былого - транспортировка баков "Энергии" на ВМ-Т

    Осенью 1982 года на третьем курсе КуАИ мы проходили ознакомительно-производственную практику на Куйбышевском авиационном заводе. Однажды, когда я…

  • Тени былого - причал завода "Прогресс" на р. Самара

    Это всё, что осталось от грузового причала самарского завода "Прогресс", построенного на рубеже 1970-х-80-х для речной транспортировки…

  • Гагарин и Самара

    Ровно 60 лет назад Ю.А. Гагарин открыл человечеству дорогу в космос. Для самарцев эта дата тем более близка, поскольку очень многое связывает наш…

  • Как я приехал в Куйбышев и чем он меня удивил ;)

    Наше субботнее посещение в составе делегации Клуба Самарских краеведов самарского Музея ТТУ запомнилось мне не только историческими артефактами…

  • Остров напротив элеватора

    Многие читатели моего вчерашнего поста про элеватор обратили внимание на остров, который виден на многих снимках строительства: Этот остров…

  • Забытая история - кто, как и чем строил Самарский элеватор

    Здание Куйбышевского (Самарского) элеватора, располагавшееся на берегу Волги ниже Речного вокзала и имевшее адрес ул. Максима Горького, 58, было…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments