Наиболее распространенная информация в интернете представлена довольно скупо - строительство этого моста было начато в 1951 году, движение по мосту открыли в сентябре 1954 года.
Сегодня мы с вами, используя старые газеты и снимки спутника-шпиона, немного расширим свои знания об истории этого моста.
Газета "Волжская коммуна" в номере за 06.03.1953 г. публикует фотографию строителей моста и краткую заметку М. Быкова - Начальника планового отдела строительства - о ходе строительства:
На снимке: лучший клепальщик пролетного строения П. П. Петров (слева) и помощник его В. А. Новожилов за работой. Они систематически выполняют дневное производственное задание на 150 процентов. Фото И. Петрова.
На строительстве моста через реку Самару
В Куйбышеве строится металлический мост через реку Самару. Значение этой стройки велико. С пуском моста в эксплуатацию будет налажена хорошая связь города с южными районами нашей области. Новая стройка является ярким выражением заботы партии и правительства о благоустройстве гор. Куйбышева.
Мост должен быть построен в текущем году. Воодушевленные историческими решениями ХIХ съезда партии, гениальным трудом товарища Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР», строители развернули социалистическое соревнование за досрочное выполнение производственных планов.
Многие бригады добились за последние дни резкого повышения производительности труда. Кессонщики, работающие на глубине 6—7 метров, подготавливают фронт работ для укладки бетона. Бетонщики метр за метром наращивают опору, превышают проектную производительность механизмов. Так, бетономешалка мощностью 30—35 кубометров в смену дает по 48—52 кубометра бетона.
Коллектив кессонного цеха, которым руководит тов. Сайдов, выполнила сложнейшую работу по снятию кессона с подкладок под слоем воды около метра. Только за месяц выдано из кессона 2050 кубометров грунта, что значительно превышает задание. Среди кессонщиков особенно выделяются бригады т.т. Ершова, Лютова, Зиновьева.
Высокую выработку дают бригады бетонщиков т.т. Гребенцова, Симонова, Попова, Козюлина, Коротковой и другие. Бесперебойно обеспечивают транспортировку бетона и подачу его на опору шофер тов. Гайворонский и мотористки лебедки т.т. Беспалова и Бильдягина.
На бетонных работах успешно работают учащиеся школы ФЗО № 1 гор. Куйбышева. Систематически выполняют задания по укладке бетона т.т. Федоров, Иванов, Назаров, Савельев, Андреев н другие.
18 сентября 1953 года "Волжская коммуна" еще раз отчитывается о ходе строительства:
"Волжская коммуна" в номере от 22.07.1954 сообщает о ходе завершающей фазы строительства:
На огромной высоте от уровня воды протянулись четыре металлических пролета нового моста через реку Самару. Мощные устои из бетона и камня поддерживают широкие фермы. Строительство моста подходит к концу: Все основные работы — монтаж металлических ферм, бетонные работы, устройство подъездных путей — уже выполнены.
На мосту сейчас идут отделочные работы и устройство дорожного полотна. Проезжая часть уже забетонирована, и по мосту ездят автомашины и тягачи стройки. Сейчас полотно дороги покрывается двойным слоем асфальта.
Идет подготовка к освещению моста. Уже установлено 32 столба, на которых будут подвешены в огромных матовых шарах мощные электрические лампы. Сейчас подвешиваются осветительные провода. Устанавливается перильное ограждение вдоль всего моста. Снизу, от воды, это ограждение будет казаться легкой, ажурной сеткой. На самом же деле решетка массивная, литая из металла. Ее поставляет Свердловский механический завод Министерства коммунального хозяйства. В строительных лесах устои моста. Идет их отделка. Начинаются работы на подходах с обоих концов моста. Бvдет сделана подсыпка земли до намеченного уровня, а затем покроется асфальтом проезжая часть.
На берегу, со стороны города, заканчиваются работы по соединению моста с городскими улицами. От него до улицы Водников проложена новая трасса. Для этого была снесена часть зданий. Сейчас машины убирают излишки земли, а затем новая дорога от мента будет асфальтироваться.
На снимке: асфальтирование проезжей части моста. Фото В. Липовского
Перильное ограждение и световые опоры Старого моста в 2010 году:
"Волжская коммуна" 15.09.1954г. рапортует об успешном завершении стройки:
Правительственное задание выполнено
О завершении строительства моста через реку Самару
По заданию Советского Правительства сооружен мост через реку Самару в гор. Куйбышеве. Это сооружение навсегда связало город и южные районы области. Оно обеспечит беспрепятственный пропуск всего городского транспорта и пешеходов.
Мост через Самару по своим инженерно-архитектурным качествам является одним из лучших сооружений в отечественном мостостроении. Правительственная комиссия, заканчивая свою работу по приемке и сдаче в постоянную эксплуатацию моста, отметила высокое качество выполненных работ. Коллектив строителей добросовестно потрудился над выполнением почетного задания. Следует также отметить удачную разработку проекта моста Гидрокоммундортрансом Министерства коммунального хозяйства РСФСР.
Вчера комиссия подписала акт о сдаче моста через реку Самару в гор. Куйбышеве в постоянную эксплуатацию. Сегодня состоится открытие движения.
Председатель Правительственной Комиссии П. ЕГОРОВ.
27 марта 2010 года мы с Ричем увидели Старый мост почти в том же ракурсе, что и на фото А.Тихомирова, опубликованном в номере "Волжской коммуны" за 15.09.1954 г.:
Как видим, сам мост практически не изменился, а вот следов плашкоутного моста, видимого на фото 1954 года, и след простыл.
"Волжская коммуна" за 15.09.1954 в статье "Мост через Самару построен", подписанной Н. СМИРНОВ, описала вкратце историю моста, как оказалось, уходящую аж в конец XIX века:
Сооружение постоянного моста через реку Самару в старое, дореволюционное время было лишь несбыточной мечтой горожан и населения южных районов Самарской губернии. А между тем необходимость в строительстве моста год от года увеличивалась.
Нельая сказать, чтобы правители города и губернии не думали о постройке моста. Этот вопрос не сходил с повестки дня Самарской городской управы. Думала о нем и городская дума. Деятельность «отцов города» в этом направлении особенно оживилась в конце прошлого столетия. Ими без конца создавались всевозможные комиссии, заводилась переписка с царским правительством, с русскими и иностранными банками, фирмами. Однако об этой «деятельности» напоминают лишь толстые папки дел, которые лежат сейчас на стеллажах областного архива.
Просматривая папку за папкой видишь, как в зеркале, всю беспомощность царского правительства и его органов власти на мостах, техническую отсталость старой России. Ассигновать деньги на строительство моста правительство наотрез отказалось. Дума предполагала выпустить облигационный заем. Но подобное предприятие было немыслимым, так как дума не имела никакой возможности погасить облигации займодержателей. Предложения же иностранных банков были слишком кабальны.
И вот, в 1896 году на заседании думы все гласные сошлись на том, что «...об устройстве постоянного моста через реку Самару и думать нечего, тут нужен громадный капитал, а денег у города нет»... Поэтому дума сочла за благо «остановиться на типе плашкоутного моста».
Известно, что плашкоутный мост не мог обеспечить нормальной перевозки грузов и прохода значительного количества людей. Мост этот наводился только в июне месяце, после спада вешней воды. В течение двух с половиной месяцев переправа по водам Самары происходила на пароме, что создавало большие очереди транспорта на обоих берегах реки. Кроме того, плашкоутный мост ежедневно разводился на ночь, так как необходимо было пропускать пароходы и баржи, идущие из элеватор за хлебом и на ремонт в затон. В период прибыли и убыли воды мост то поднимался, то опускался, и переправа через него становилась еще более трудной.
Неудобства плашкоутного моста к простои транспорта особенно увеличились в наше время — в связи с превращением старой Самары в один из крупнейших индустриальных центров страны — социалистический Куйбышев, За Самарой возник новый промышленный район города — Куйбышевский. Вырос город Новокуйбышевск. С каждым годок возрастает механизация сельского хозяйства южных районов Куйбышевской о6ласти, небывалое развитие получил автомобильный транспорт. В связи с этим ежедневно по обеим сторонам реки стали скапливаться и простаивать часами сотни автомашин с ценным грузом. Но простои транспорта этим не ограничивались. Ему предстояло преодолеть железнодорожные пути, по которым беспрерывно проходили паровозы, таща за собой десятки вагонов.
В первый период своего существования Советское государство, занятое ликвидацией разрухи, восстановлением промышленности и транспорта, а затем индустриализацией страны и коллективизацией сельского хозяйства, не могло, разумеется, отпустить для сооружения моста через Самару ни средств, ни строительных материалов. Этот вопрос был решен Советским правительством перед началом Великой Отечественной войны. Однако война помешала осуществить намеченный план. И вот в послевоенный период, когда страна залечила раны, нанесенные войной, Советское правительство приняло решение о строительстве моста через реку Самару стоимостью в 30 миллионов рублей, с вводом его в эксплуатацию в третьем квартале 1954 года.
Сегодня, 15 сентября, дружный коллектив мостовиков, руководимый начальником строительства тов. Г. П. Юрковым я главным инженером тов. Ю. М. Митрофановым, сдает мост в эксплуатацию. Правительственная комиссия приняла это прекрасное сооружение с отличной оценкой.
В ходе строительства моста рос и закалялся коллектив строителей, повышалось его мастерство. Соревнуясь между собой, многие бригады добивались высокой производтельности труда. К лучшим людям стройки в первую очередь относятся:
плотники Александр Борисович Розов и Александр Гаврилович Кулешов, землекоп Хасмула Валиулин, арматурщик Александр Коломиец, монтажник Василий Миронов, бетонщики Полина Полякова и Баян Хабиров. Все они постоянно выполняли нормы на 165—200 процентов. В 1953 году, в самый разгар строительства, коллективу ежеквартально присваивалось переходящее Красное знамя ВЦСПС и Министерства путей сообщения.
У строителей моста были и трудности, которые преодолевались самоотверженным трудом. При возведении опор нужно было преодолеть скальный грунт. Крепкий, как кремень, он потребовал исключительных усилий. В прошлом году перед паводком требовалось опустить кессон одной из русловых опор. Вода стремительно поднималась к грозила срывом работ, что оттянуло бы строительство моста на 3-4 месяца. Весь коллектив строителей во главе с руководителями дни и ночи находился на боевом посту. Круглосуточный и хорошо организованный труд решил успех дела.
Особенно большие трудности возникал у монтажников. Работая на высоте 20—30 метров при сильном ветре и лютом морозе, монтажники проявили настоящее мужество и выдержку. За шесть дней они смонтировали последний пролёт. А ведь в более благоприятные дни монтаж такого пролета обычно производился за 14 дней!
Характерно отметить также, что, применяя новые методы производства работ, строители ни на одну минуту не прерывали движения судов по реке.
В строительстве моста приняли активное участие многие предприятия страны. Высококачественный щебень для бетона и серый гранит для облицовки опор моста были поставлены уральскими горняками. Челябинский завод металлоконструкций имени Орджоникидзе изготовил фермы и прогоны моста. Свердловский машиностроительный завод Министерства коммунального хозяйства отлил чугунное перильное ограждение, цоколи и светильники для фонарей. Стальные опоры ферм были нзготовлены Кременчугским заводом Министерства путей сообщения. Ломти строптельству и куйбышевские предприятия.
Nеталлический красавец-мост построенный по проекту инженера московского проектного института тов. Базанова, несомненно, явится украшением города. Особенно красив он вечером, когда загораются 88 фонарей с общей мощностью более 50 тысяч ватт.
Сегодня по гладкому асфальту моста «зеленой улицей» пойдут автомашины и люди. Ни одной секунды задержки! Через железнодорожные линии сделаны два путепровода. Под мостом днем и ночью могут проходить суда.
Сооружение моста через Самару — яркий пример неустанной заботы Коммунистической партии и Советского правительства о благе трудящихся. Ввод моста в действие открывает большие перспективы дальнейшего строительства города Куйбышева. Уже сейчас заканчивается составление технический документации по расширению кряжской дамбы и строительству путепровода через главную железнодорожную магистраль на Казачьем переезде. Особый интерес представляет дальнейшее расширение внутригородского транспорта. Скоро начнется строительство троллейбусной линии до центра поселка Кряж. Имеющиеся на мосту световые фонари одновременно послужат мачтами для подвески троллейбусных проводов. Пройдет немного времени, и трудящиеся Куйбышевского района получат все удобства для связи с центром города.
Беспрепятственный путь через реку Самару открыт!
По высоте бетонных, облицованных гранитом быков опор моста, возвышающихся над водой, вы можете судить о разнице в меженном уровне Самарки до зарегулирования стока Волги и теперь:
30 мая 1962 года - наиболее раннее из имеющихся в свободном доступе изображение Старого моста с американского спутника-шпиона:
В этих энторнетах вы можете прочесть и об одной довольно-таки известной в советское время техногенной аварии, случившейся на моей памяти:
В мае 1971 года в мостовой пролет врезался сухогруз «Волго-Дон-12». В результате столкновения пролет рухнул. Огромная железобетонная конструкция сдвинулась на несколько метров вбок, потеряла точку опоры, а затем упала с десятиметровой высоты. В этот момент по мосту шел троллейбус 6-го маршрута. Когда дорожное покрытие вместе с железобетонной плитой стало проваливаться вниз, троллейбус как раз подъезжал к середине пролета. Пассажирам повезло, что водитель успел остановить машину всего в пяти метрах от края обрыва. Единственным пострадавшим в этой аварии оказался капитан судна.
Районы города, располагавшиеся за рекой Самарой, оказались фактически отрезанными от областного центра на целый год. На время проведения ремонтных работ специалистами куйбышевского мостоотряда № 21 был сооружен «баржевый» переход.
Я попытался найти спутниковые снимки, на которых можно было бы увидеть поврежденный мост - но, увы, пока поиск успехом не увенчался.
Удалось найти лишь вот этот снимок от 24 января 1972 года - разрешение снимка не позволяет утверждать точно, но, похоже, на нём еще виден «баржевый» переход рядом с мостом:
К 22 июля 1972 года, когда был сделан этот космоснимок, мост был уже полностью восстановлен, видны даже троллейбусы, идущие по нему, "баржевый" переход уже разобран:
Вот такая вот история у самого старого самарского автомобильного моста...
Update от 15.09.2021:
Снимок за 11 сентября 1971 года таки обнаружился - на нём виден поврежденный мост во всём великолепии и временный понтонный мост рядом с ним: