Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Category:

Самарская Лука и Пётр I

Сегодняшний пост продолжит серию моих постов о посещениях наших краёв великими людьми, и сегодня речь пойдёт о Петре Великом.
В описании событий мы будем опираться на архивные источники, а увиденных Петром мест - на их более или менее современное состояние.

Жигулёвские ворота, зажимающие Волгу Жигулёвскими горами со стороны правого берега, а Сокольими - со стороны левого, во времена Петра выглядели похоже, разве что не было тогда зияющих ран известняковых карьеров.



Сама Волга тогда в межень была значительно уже и маловодней, чем сейчас, однако в весеннее половодье, на которое пришлось первое путешествие Петра по Волге, уровень воды мог быть и существенно выше теперешнего, хотя к июню половодье вроде б уже спадало.

Архивные источники, повествующие о посещениях наших краёв Петром Великим, исследовал известный самарский историк-краевед Э.Л. Дубман. Вот как он описывает первое знакомство царя с Жигулями и Самарой:
В первый раз это произошло во время неудачного похода на турецкую крепость Азов в 1695 г.

22-летний «бомбардир Piter», как именовал себя в письмах сам Петр I, плыл по Волге вместе с войсками генералов Ф.Я. Лефорта и А.М. Головина. Сохранился путевой журнал этого похода. Записи в нем чрезвычайно кратки и практически не содержат информации ни о впечатлениях царя, ни о повседневности плавания по Волге. Отсутствуют сведения об остановках в городах, даже таких, как Казань. Только под Царицыным была длительная стоянка, где «караван собрался».

В письмах Петра I, а их было написано и послано во время этого похода несколько, также практически отсутствуют впечатления от волжской природы, городов и селений, встреч с местными властями. Все они сугубо деловые. Царя, прежде всего, одолевали мысли и заботы о целостности и нуждах экспедиции.

25 мая (все даты даны по старому стилю) караван судов миновал Камское устье и «город Тетюшинский». В журнале идет подробный перечень сел и деревень, встречающихся по обоим берегам Волги. Вполне очевидно, что прибрежная зона в это время была достаточно заселена и освоена. Конец мая выдался с ветрами, дождями и сильным волнением на Волге. Петр торопился, суда останавливались на якорь только из-за плохой погоды.
В тексте журнала постоянно встречаются фразы подобные следующей «Для погодья стали на якорь; якорь вынув, пошли в путь свой» (25 мая).

<...>


Волга до зарегулирования стока каскадом ГЭС на карте Самарской Луки 1940 года:




27 мая в связи с плохой погодой караван судов должен был некоторое время простоять у правого берега во владениях Новодевичьего монастыря. Видимо, это произошло где-то между современными селениями Новодевичье и Усолье.

После Усолья царский караван должен был миновать гору Лепешка, возле которой в Волгу в то время впадала узенькая река Уса:



Не мог царь не заметить Молодецкого кургана - Волга в то время сильно петляла на месте нынешнего водохранилища, но возле кургана подходила почти к его подножию:



Сейчас курган выглядит всё так же величаво, хотя все многочисленные острова у его подножия ушли под воды Жигулёвского моря:



28 мая суда остановились из-за непогоды у д. Моркваши (в настоящее время г. Жигулевск), но вскоре вновь отправились в путь и к вечеру миновали Царев курган.


Современный вид на Царёв курган с высоты Жигулей:



Сохранилось предание о том, что во время этой кратковременной остановки Петр поднимался на Лысую гору (рядом с современной пристанью «Жигулевское море») и даже высек на камне, венчающем вершину, какую-то надпись.

Позднее многие пытались найти и прочесть эту надпись, но кроме невнятных начертаний, оставленных либо ветровой эрозией, либо действительно резцом царя, ничего не смогли обнаружить.

Например, 12 сентября 1838 г. известные художники братья Григорий и Никанор Григорьевичи Чернецовы, совершившие первое в России «художественное путешествие» по Волге, узнав от своего проводника о камне с посланием царя, поднимались на Лысую гору. Приведем их свидетельство: «… проводник указал нам на небольшой каменной скале высеченные слова, которые время уже поизгладило; как ни старались мы узнать содержание надписи, но не смогли ничего разобрать: многие литеры истреблены, а которые сохранились, те не имеют настоящего своего вида».

Но в самой достоверности высеченной надписи Чернецовы не усомнились.


Волга между Морквашами и Царёвым курганом в районе современного пос. Зольное, появившегося на карте в середине XX века:



29 мая, не останавливаясь, караван миновал Самару.

Во времена оно Волга в районе современного острова Зелёненький делилась на два рукава, причём основное русло шло у левого берега (в правой части снимка внизу), а вдоль Жигулей текла Серная Воложка.



30-го в день, когда у Петра был день рожденья, прошли Сызрань.

Второе посещение Самарской Луки Петром I оказалось более содержательным, чем первое:
... 50-летний император вместе с супругой Екатериной проплыл по Волге в начале июня 1722 г. во время Персидского похода. В этот раз Петр не торопился.

<...>

В Симбирске 9 июня были сменены гребцы, сам город император не посетил.

<...>

После Симбирска «государева галера» вновь приставала к берегу у с. Новодевичье, которое вместе с окружающей местностью еще в 1710 г. перешло во владение светлейшего князя А.Д. Меншикова. Затем, судя по походному журналу, нигде не останавливались вплоть до Самары.


Конечно, Самара во времена Петра выглядела совершенно иначе, более того - представляла собой небольшую крепостцу на самом мысу меж реками Волгой и Самарой, а на месте всего, что вы можете видеть на следующем снимке, были поросшие лесом овраги:



Самара на иллюстрации из книги "Путешествия Адама Олеария" ("Les voyages du Sieur Adam Olearius"), переизданной в 1727 году, показывает нам город, который мог видеть Пётр во время своего первого путешествия:



Надо отметить, что Самара, увиденная Петром в 1722 году, уже сильно отличалась от той, что мог видеть Олеарий и сам Пётр во время своего первого путешествия.

Город, который посетила императорская семья, существенно отличался от Самары 1695 г. «Кремль и палисад» старой Самары «згорели без остатку» в 1703 г.

Новый «замок» был выстроен на свободном месте, примерно в 200 м к северо-востоку от сгоревшего кремля – «от жилья к степи». Это была земляная крепость в форме ромба, с частоколом и башнями. Площадь ее составляла около 4 га. Вся прочая жилая застройка города была защищена тянувшимися от северной оконечности крепости тарасами (деревянными крепостными стенами), перемежаемыми сторожевыми башнями, а также палисадом из бревен и рогатками. Эта система укреплений выходила к Волге в районе современной площади Революции


Интересующихся границами Самары той поры отсылаю к одному из моих постов на данную тему, а мы продолжим описание второго путешествия Петра I в Самару.

10 июня «после полудня в 3-м часу приехали к Самаре и переменили гребцов, а его Величество ездил осматривать того города, который огорожен досками. И после того пошли в путь и ехали во всю ночь»

Сопровождал царя в его осмотре Самары и показывал крепость местный комендант подполковник Василий Федорович Кушников.


Несмотря на мнение некоторых историков о том, что Пётр поднимался на Царёв курган и посещал серный завод на противоположном берегу у горы Серная, Э.Л. Дубман документальных свидетельств, подтверждающих этим версии, в архивах не обнаружил:

Однако, судя по походному дневнику 1722 г., судно, на котором плыл император, в Жигулевских горах не приставало. Сведений об осмотре производства серы там не содержится.


Тем не менее, совершенно очевидно, что не заметить Царёв курган царь не мог.

Царёв курган в 1930-х - на подпись под фотографией внимания не обращайте, это ошибка в книге, на фото именно Царёв курган и Христорождественская церковь в селе Большая Царевщина, в чем легко можно убедиться на Гуглопанорамах.



Как раз в это время, в 1931 году, церковь в Большой Царевщине была закрыта. Церковь же в Ширяево выглядела совсем иначе - этот вопрос мы уже исследовали как-то.

Царёв курган до революции выглядел вот так:



Во времена Петра этот крупный известняковый массив еще не был изуродован карьерами, первые из которых начали разрабатывать еще при строительстве Сызранского (Александровского) моста через Волгу в 1876-1880 г.г.

Следы этих разрушений скального массива хорошо видны на дореволюционных фотографиях кургана:



Однако наибольшие разрушения кургану причинил Волгострой:

Знаменитый Сызранский мост через Волгу построен из него и вот благополучно стоит почти полсотни лет. Значит, и на Волгострое этот известняк может быть пущен в ход безбоязненно.

После строительства Жигулёвской ГЭС известняк кургана еще некоторое время разрабатывался Сокским карьероуправлением.

Гора Серная до сих пор выглядит, по-видимому, примерно так же, как и во времена посещения этих мест Петром - разве что от работавшего тогда у её подножия, на берегу Волги, серного завода доныне сохранились только черепки тиглей, использовавшихся для выплавки самородной серы.



Сокольи горы между Коптевым и Студёным оврагом изменились со времени Петра, думается, незначительно:



Миновав Самару, царь проплывал мимо Васильевских островов:



Источники:

Дубман Э.Л. Южное Средневолжье в планах и деятельности Петра I - журнал "ВЕСТНИК АРХИВИСТА", 2013 г. № 3 (123), с.188
Большая Волга : очерки / Яковлев Александр Степанович ; предисл. Чаплыгина А. В. — [М.] : Молодая гвардия, 1933. — 77, [2] с., [1] л. карт. : ил., карты, схем.
Les voyages du Sieur Adam Olearius"
Tags: Самара, Самарская Лука, забытая история, история, как это было
Subscribe

Posts from This Journal “как это было” Tag

  • По Жигулёвским горам с проф. Преображенским

    Как и было обещано вчера, сегодня мы с вами совершим под руководством проф. П.А. Преображенского путешествие по Жигулёвским горам. Описание этого…

  • Краеведение в Самаре середины 1920-х г.г.

    Самара 1920-х волею судеб оказалась временем расцвета краеведения - в ней одновременно трудились таки столпы самарского краеведения, как Константин…

  • Кухмистерская фон Вакано в начале XX века и сегодня

    На днях в Самаре произошло довольно знаковое и давно ожидаемое многими любителями истории и краеведами событие - в отреставрированном здании…

  • Алексеевский мост

    Про историю моста через реку Самара в пос. Алексеевка я как-то писал, но тогда меня интересовал, в первую очередь, когда-то существовавший старый…

  • Южный мост

    Сегодня речь пойдёт об истории строительства второго куйбышевского моста через реку Самару - Южного. На снимке - Общий вид Южного моста перед пуском…

  • Как строили Старый мост

    Автомобильный мост через реку Самара по ул. Главной в Самаре иногда называют Старым мостом. Наиболее распространенная информация в интернете…

  • Мост у села Бобровка

    Об этом когда-то существовавшем мосте через реку Самарку я писал несколько лет назад, перечисляя все известные мне бывшие мосты через Самарку вблизи…

  • Аэродром Бобровка в 1972 году

    Об аэродроме Бобровка, на котором с 1952 года базировались истребители-перехватчики ПВО, и интересе к нему со стороны американской разведки я уже…

  • Несостоявшаяся железнодорожная ветка Симбирск - Кинель

    Два с половиной года назад с подачи френда leonovvaleri я уже писал о планах строительства железнодорожной магистрали С.-Петербург -…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments