За минувшее время я не раз пытался обнаружить какие-либо дополнительные материалы по этому интересному, но не сбывшемуся проекту, и сейчас я хочу предложить вашему вниманию все то, что удалось выяснить по данному вопросу.
Начнём с того, что, как и упоминалось в заметке газеты "Волжское слово" за 1908 год, проект железнодорожной магистрали широкой колеи, соединяющей, в частности, Симбирск с Кинелём, был включен в планы Министерства Путей Сообщения по строительству новых железнодорожных линий, и намечен к реализации в пятилетие 1912-1916 годов.
Междуведомственная комиссия МПС, пятилетний план 1912-1916 гг в отчете о соих заседаниях сообщала следующее:
Комиссия МПС наметило несколько новых линий, среди которых и интересующая нас ветка:
В дальнейшем вопрос строительства не раз поднимался на заседаниях различных городских и губернских Дум городов и губерний, через которые должна была пройти означенная магистраль.
Так, например, в 1913 году Арзамасская городская управа Нижегородской губернии рассматривала вопрос о выборе места для строительства железнодорожного вокзала для проектируемой линии Арзамас-Симбирск-Кинель:
№ п/п |
Заголовок дела |
Крайние даты |
Кол-во листов |
Прим |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1913 год | |||||
816 | Журналы заседаний городской думы о рассмотрении вопроса о выборе места для строительства здания вокзала железнодорожной линии Люберцы-Арзамас и проектируемой линии Арзамас-Симбирск-Кинель | 28.09.1913 07.10.1913 |
42 |
Однако сам проект оставался проектом как минимум до 1916 года.
Сборник "Война и промышленность : хроника с 1-го июля по 31-е декабря 1916 года." - 1917. - XXIII, 493 с.
Источник в библиотеке
Как видим, железная дорога, соединившая бы Симбирск с Кинелём, 9 июля 1916 года всё еще находится в прожектах на предстоящую пятилетку:
Интересующий нас участок - это часть дороги под номером 24:
Однако этим дело не окончилось - списки утрясались и переутрясались и в октябре 1916 года.
Журналъ Симбирской Городской Думы № 15 за 1916 год представляет материалы обсуждения предложений областных военно-промышленных комитетов к включению в план железнодорожного строительства, который должно было утвердить совещание Центрального и областных военно-промышленных комитетов в октябре 1916 года.
Представлю вашему вниманию часть материалов из Журнала Симбирской Городской Думы № 15 за 1916 год:
Приложенiе къ ст. 6 журнала Симбирской Городской Думы, засѣданія 1-го декабря 1916 года.
Списокъ линій предположенныхъ ко включенію въ планъ желѣзнодорожнаго строительства на предстоящіе годы, разсмотрѣнныхъ и принятыхъ совѣщаніемъ представителей областныхъ военно-промышленныхъ комитетовъ 20, 21 и 22 октября 1916 года.
1) Внѣочередныя линіи, коихъ постройка должна быть начата въ 1917 году.
№ по по порядку.
...
10. Нижній-Симбирскъ . 503 Версты
...
Линіи 1-й очереди. Съ 1918 года но 1922 г. (включительно).
...
11. Симбирскъ-Кинель - 200 Верст
...
Новыя желѣзныя дороги, намѣченныя къ постройке, которыя послужатъ развитію промышленности и земледѣлію Симбирской губерніи и г. Симбирска.
1 ) Петроградъ-Рыбинскъ-Ярославль-Ермолино-Н
"Труды происходивших 20,21 и 22 октября 1916 г заседаний совещания представителей Центрального и областного военно-промышленных комитетов для обсуждения плана железнодорожного строительства на ближайшее пятилетие" предоставляют нам материалы обсуждения предложения Симбирского и Самарского военно-промышленных комитетов:
Ниже представлен список лиц, активно участвовавших в обсуждении:
Товарищъ Председателя Центр. Военно-Пр. Комитета Членъ Государственной Думы А. А. Бубликовъ.
Самарскій Областной Военно-Промышленный Комитетъ.
1) БашКировъ, В. Н.
2) Богоявленскій, К.В.
3) Канъ, А. И.
4) Клюжевъ, И. С.—Членъ Государственной Думы.
5) Колесниковъ, В. С.
6) Петровъ, В. Г.
Выступление Товарища Председателя Центрального Военно-Промышленного Комитета, Члена Государственной Думы А. А. Бубликова помогает понять, какими мотивами руководствовались сторонники и противники так долго обсуждаемого проекта:
А. А. Бубликовъ. Линія № 27 Ермолино —Нижній —Симбирскъ—Кинель.
<...>
Что касается участка отъ Симбирска до Кинеля, то тутъ положеніе усложняется. Комиссія о новыхъ желѣзныхъ дорогахъ неоднократно возвращалась къ этому вопросу и возбуждала сомнѣнія относительно необходимости устроить очень дорогой проходъ черезъ Жигулевскія горы.
Значеніе его чисто - транзитное. Главное его. значеніе въ томъ, что онъ до извѣстной степени страхуетъ шуйскій и туркестанскій транзитъ отъ возможнаго перерыва движенія въ районѣ Александровскаго моста. Я говорилъ о провалахъ пути у Батраковъ, гдѣ теперь строится трехъ-верстный тоннель, который неизвестно, будетъ ли выстроенъ. Такъ что перерыва движенія можно ожидать каждую минуту, и великолѣпной страховкой, конечно, являлась бы линія Смышляевка — Симбирскъ, но самостоятельнаго значенія, какъ это неоднократно устанавливалось въ Комиссіи, она не имѣетъ.
Мнение члена Самарского Областного Военно-Промышленного комитета о части дороги от Кинеля до Симбирска:
А. И. Канъ. Я буду теперь касаться только вопроса о части дороги отъ Кинеля до Симбирска.
Дѣло въ томъ, что участокъ этотъ проходитъ по Самаро-Ставропольскому уѣзду, чрезвычайно богатому хлѣбнымъ грузомъ, — тамъ масса ржи.
Дорога, конечно, имѣетъ огромное мѣстное значеніе, но я долженъ сказать, что относительно неустойчивости Александровскаго моста, я не согласенъ съ докладчикомъ.
У насъ въ Самарѣ построенъ трубочный казенный заводъ, онъ сейчасъ сооружается и на немъ будутъ работать 15 тысячъ рабочихъ, кромѣ того, у насъ около Самары построенъ заводъ взрывчатыхъ веществъ, на которомъ работаетъ 18 тысячъ рабочихъ. Теперь Правительство рѣшило строить новый заводъ между Кинелемъ и Самарой. Несомнѣнно, что нельзя оставить соединение такихъ важныхъ заводовъ стратегическаго значенія однимъ только мостомъ, поэтому я отъ имени Самарскаго Областного Комитета долженъ просить отнести постройку перваго участка отъ Кинеля до Симбирска во внѣочередную группу.
Мнение еще одного члена Самарского Областного Военно-Промышленного комитета:
В. С Колесниковъ. Хотя я не являюсь представителемъ Нижегородская Областного Военно-Промышленнаго Комитета, но на эту дорогу смотрю не съ точки зрѣнія мѣстныхъ интересовъ, а какъ на дорогу большого, мірового значенія и раздѣляю соображенія представителя Министерства Путей Сообщенія.
И, раздѣляя эти соображенія, я просилъ бы Совѣщаніе найти возможнымъ, чтобы не только участокъ между Нижнимъ и Симбирскомъ, не касаясь варіантовъ, ибо это кратчайшее разстояніе, но также и участокъ Симбирскъ —Кинель обязательно былъ поставленъ въ очередь постройки 1917 г., а не такъ, какъ предлагаетъ А. А. Бубликовъ, отнести къ первой очереди, т. е. 1920 года.
Поддержал коллег из Самарского комитета и его член, депутат Государственной Думы И.С. Клюжев:
И. С. Клюжевъ. Въ добавленіе къ тому, что сказали мои товарищи, я долженъ только прибавить, что у насъ, въ Государственной Думѣ, не разъ возбуждался вопросъ о маломъ количествѣ жел. дорогъ, и я уже указывалъ 8 лѣтъ тому назадъ на необходимость провести жел. дорогу Петроградъ — Кинель или Петроградъ — Самышляевка, потому что этого требуютъ государственные интересы.
Я предвидѣлъ, что у насъ не сегодня, завтра будетъ столкновеніе съ Западомъ, что этотъ роковой вопросъ долженъ разрѣшиться, и потому говорилъ: господа, если вы хотите заглянуть впередъ и спасти Петроградъ и тѣ губерніи, которыя питаются хлѣбомъ, вывозимымъ изъ житницы Самарской губерніи и другихъ губерній, то вамъ, прежде всего, надо провести прямой путь въ эту житницу.
Я говорилъ, что если начнется война, то. съ одной Николаевской жел. дорогой не сдѣлаешь ничего, потому что она не въ состояніи будетъ обезпечить хлѣбомъ столицу и сѣверныя губерніи.
Однако, несмотря на просьбы представителей Самары, Центральный Военно-Промышленный комитет поддержал предложение товарищей своего Председателя:
Изнаръ, Н. Н. - Товарищъ Председателя Центральная Военно - Промышленного - Комитета:
Н. Н. Изнаръ. Ермолино- — Нижній и Симбирскъ — Кинель въ первую очередь, а Нижній — Симбирскъ признать внѣочереднымъ.
А. А. Бубликовъ. Симбирскъ —Нижній подлежащимъ постройкѣ въ 1917 году.
Причина первоочередной постройки линии Симбирск-Нижний указана следующая:
Окончательное решение по очередности строительства на совещании было принято следующее:
Как видим, представителям Самарской не удалось отстоять свои предложения, и линия Симбирск-Кинель была включена в план линий 1-й очереди с постройкой в пятилетку 1918-1922 гг., как первоначально и предлагали депутаты от Симбирской губернии:
Удалось найти ссылки и на материалы законопроекта Министерства Путей Сообщения, внесенному в Государственную Думу об отпуске средств на постройку железных дорог по смете МПС:
Фондообразователь Россия. Государственная Дума
Организация-создатель записи ПБ им. Б.Н. Ельцина
Шифр хранения РГИА 1278
Дело по законопроекту Министерствa путей сообщения, внесенному в Государственную думу Четвертого созыва, об отпуске средств на смете чрезвычайных расходов Министерства путей сообщения на постройку железных дорог [Дело] : 20 июня - 19 декабря 1916 г. - 1916. -232 л. ; 36,5х26 см. - (Фонд Государственная дума I, II, III и IV созывов. Опись № 7). -
Ориг. заголовок дела: Дело по вопросу о закреплении определенных кредитов по смете чрезвычайных расходов Министерства путей сообщения на пятилетие 1917-1921 годов на постройку новых железных дорог средствами казны в связи с планом железнодорожного строительства на указанное пятилетие. 20 июня 1916 г. - 19 декабря 1916 г.
Содерж. Объяснительная записка Министерства путей сообщения к общему плану железнодорожного строительства в течение 1917-1922 годов, данные работ по постройке железнодорожных линий Ермолино-Нижний Новгород, Сергач-Симбирск, Симбирск-Кинель, Донецкий бассейн-Москва, Тула-Барановичи и других с указанием строительной части.
.
I. Россия. Государственная дума. Четвертый созыв (1912-1917).
Источник электронной копии: ПБ
Место хранения оригинала: РГИА. Ф. 1278. Оп. 7. Д. 859.
В РГАЭ есть дело с наименованием "Сметы расходов на производство окончательных полевых работ и проектировании железнодорожной линии Ермолино-Симбирск-Кинель, переписка с начальником изыскания железнодорожной линии Ермолино-Нижний Новгород-Кинель об авансовых отчетах, израсходовании денежных сумм, отпуске кредитов и по другим вопросам", позволяющее предположить, что этап проектирования и производство полевых работ по данному проекту в какой-то степени были проведены, поскольку крайние даты дела - 1917-1921 г.г.
А вот и грустная новость - материалы изысканий по железнодорожной линии Симбирск-Кинель были утрачены во время Великой Отечественной войны:
Cводный каталог утраченных ценностей Российской Федерации
КНИГА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ АРХИВЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ( УТРАЧЕНО ПРЕДМЕТОВ - 6347 )
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ АРХИВ
Утраченные предметы 97 - 108 из 133
Начало | Пред. | 7 8 9 10 11 | След. | Конец | Все
97
Изыскания железнодорожной линии Симбирск-Кинель
Контрольный номер: 97
Заглавие / Наименование: Изыскания железнодорожной линии Симбирск-Кинель
Инвентарный (учетный) номер: Ф. У-23
По всему судя, материалы пропали в Ленинграде во время войны:
Так что увы и ах - выяснить, по какой конкретно трассе планировалось строительство линии Симбирск-Кинель, видимо, никогда не удастся...
P.S.
Есть данные (Морозов Вячеслав Юрьевич кандидат исторических наук Самарская областная универсальная научная библиотека им. К. Грота ДЕМОБИЛИЗАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1918 ГОДА (к вопросу о роли совнархозов)), что уже при Советской Власти, в 1918-м году, обсуждались перспективы строительства дороги, но отсутствие финансов поставило на этом проекте крест:
По данным Симбирского губернского комиссариата труда, непосредственно в Симбирске к июню 1918 г. было 9 150 безработных, в Сызрани – 3 37768. Организация общественных работ стала одной из причин создания Симбирского ГСНХ. Для этого в его структуре был создан специальный отдел.
VI Губернский съезд советов собирался возложить на ГСНХ строительство железной дороги Алатырь–Симбирск–Кинель, гавани, элеватора, расширение существующей электростанции и строительство центральной, строительство трамвая.
В ГСНХ рассматривали выдвинутую Нижним Новгородом перспективу строительства железной дороги Ермолино–Нижний Новгород–Кинель [69]. Но дело, как и в Самаре, остановилось на стадии разработки проектов и смет – на строительство денег не было.
69. Государственный архив Ульяновской области. Ф. Р-103. Оп. 1. Д. 16. Л. 29 об.
P.P.S.
Карта железной дороги Симбирск—Кинель, оказывается, существует!
Осталось попытаться ее заказать...