Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Categories:

Тени былого - транспортировка баков "Энергии" на ВМ-Т

Осенью 1982 года на третьем курсе КуАИ мы проходили ознакомительно-производственную практику на Куйбышевском авиационном заводе.
Однажды, когда я ждал автобуса на конечной остановке "Юнгородок", внимание всех находящихся там было привлечено необычно сильным рёвом стартующего с заводского аэродрома самолёта.

Излишне говорить, что я живо интересовался авиационной техникой, и мне были знакомы силуэты подавляющего большинства советских гражданских и военных самолётов, и даже довольно большое количество самолётов иностранных армий - последнее благодаря подаренной мне в детстве отцом одного из однокашников, командиром дивизиона ЗРК С-75, книжки "Иностранные военные самолёты".

Конечно же, мне было очень интересно, что за самолёт создавал такой грохот, и я с удивлением увидел, как в юго-западном направлении, оставляя за собой густой черный шлейф выхлопа, в небо поднимался невиданный агрегат, в котором я не смог опознать ни один из известных мне типов советских самолётов.

Первое, что бросалось в глаза, было два непомерно огромных киля - таковые могли принадлежать разве что транспортнику Ан-22 "Антей", но вот фюзеляж у взлетающего самолёта был гораздо тоньше полагающегося "Антею", а реактивные двигатели, их расположение и общий силуэт самолёта и вовсе напоминали мясищевский бомбардировщик 3М, а не турбовинтовой "Антей" - я бы и определил его как 3М, если б не эти два бросающихся в глаза огромных киля...



Только спустя несколько лет я узнал, что это было за чудище и как, зачем и для чего оно оказалось у нас в Куйбышеве...
Недавно я описывал водный способ транспортировки элементов конструкции ракеты-носителя "Энергия" и те сооружения, которые пришлось построить на заводе "Прогресс" для его обеспечения.
Сегодня пришла пора рассказать о воздушном способе транспортировки водородного и кислородного баков "Энергии" диаметром 7.7 м, для которого был специально модернизированы два экземпляра мясищевских бомбардировщиков 3М.

В.М. Мясищевым был предложен вариант переделки бомбардировщика для размещения грузов вне планера, на «спине» фюзеляжа, что позволяло транспортировать грузы с минимальным изменением их конфигурации.
Получившийся самолёт получил наименование 3М-Т, а затем из соображений секретности, дабы наименование не напоминало о стратегическом бомбардировщике, самолёт переименовали в ВМ-Т.

В 1982 г. самолёт после завершения испытаний приступил к промышленной эксплуатации, апреле 1982 г. состоялись два транспортных рейса по маршруту Куйбышев-Ленинск (Байконур), которыми на космодром были доставлены грузы 1ГТ и 2ГТ.

1ГТ — это водородный бак центральной ступени ракеты-носителя «Энергия», с носовым и хвостовым обтекателями;



2ГТ — кислородный бак, приборный и двигательный отсеки, головная часть центральной ступени ракеты «Энергия», объединенные в один агрегат, с носовым обтекателем, разбираемым на секции, и головной частью, используемой как хвостовой обтекатель;



Помимо баков ракеты самолёт должен был перевозить и орбитальный корабль "Буран".
ОГТ — планер орбитального корабля «Буран» (без киля);



Что интересно, специально созданный для проекта "Энергия-Буран" супертяжеловес Ан-225 "Мрия" так и не успел появиться к моменту завершения проекта советского воздушно-космического самолёта. и всю воздушную логистику в процессе испытаний и запусков "Энергии" взяли на себя созданные как временная мера (до момента готовности "Мрии") два самолёта ВМ-Т, хотя благодаря пиару во время различных авиашоу уже после закрытия проекта "Энергия-Буран" после первого и последнего полета "Бурана", у широкой  публики сложилось мнение, что всю эту работу выполнял Ан-225 "Мрия".






Помимо собственно самолёта, потребовалось доработать и заводской аэродром - именно для приёма и отправления баков блока Ц на "спине" ВМ-Т в начале 1980-х ВПП заводского аэродрома "Безымянка" была существенно удлинена - это прекрасно видно при сравнении космоснимков:




Увы, увидеть ВМ-Т с грузом в полёте мне не повезло - виденный мной самолёт взлетал без груза на внешней подвеске, но, тем не менее, впечатление он и без огромного бака на "спине" произвёл мощное...



В заключение приведу ТТХ этого неординарного самолёта



В настоящее время один из экземпляров ВМ-Т находится на аэродроме 360-го авиационного ремонтного завода в посёлке Дягилево в Рязани. Самолёт законсервирован на неопределённый срок.
Ещё один самолёт находится в городе Жуковском на территории ЭМЗ имени В. М. Мясищева.

В 2013, 2015, 2017 и 2019 годах ВМ-Т был представлен на статической экспозиции Московского международного авиакосмического салона (МАКС).

Ну а самарцам от этого проекта на память осталась ВПП общей длиной 3600м (из которых используется 2800м)...


Источники:

Транспортный самолёт ВМ-Т «Атлант»
Почему ВМ-Т Атлант такой крутой самолет

Tags: Куйбышев, СССР, заброшенные объекты, забытая история, загадки истории, как это было, сделано в СССР
Subscribe

Posts from This Journal “забытая история” Tag

  • По Жигулёвским горам с проф. Преображенским

    Как и было обещано вчера, сегодня мы с вами совершим под руководством проф. П.А. Преображенского путешествие по Жигулёвским горам. Описание этого…

  • Краеведение в Самаре середины 1920-х г.г.

    Самара 1920-х волею судеб оказалась временем расцвета краеведения - в ней одновременно трудились таки столпы самарского краеведения, как Константин…

  • Загадки, интриги, расследования...

    Рассматривая на американском спутниковом снимке 2004 года наши окрестности, обратил я внимание на одно странное, на мой взгляд, образование, сильно…

  • Ветряная мельница в Бариновке

    Более трёх лет назад я писал о своей 94-километровой поездке на велосипеде к этой, единственной сохранившейся в нашей области, ветряной мельнице:…

  • Как строили Старый мост

    Автомобильный мост через реку Самара по ул. Главной в Самаре иногда называют Старым мостом. Наиболее распространенная информация в интернете…

  • Мост у села Бобровка

    Об этом когда-то существовавшем мосте через реку Самарку я писал несколько лет назад, перечисляя все известные мне бывшие мосты через Самарку вблизи…

  • Аэродром Бобровка в 1972 году

    Об аэродроме Бобровка, на котором с 1952 года базировались истребители-перехватчики ПВО, и интересе к нему со стороны американской разведки я уже…

  • Самарская Лука и Пётр I

    Сегодняшний пост продолжит серию моих постов о посещениях наших краёв великими людьми, и сегодня речь пойдёт о Петре Великом. В описании событий мы…

  • Г.И. Успенский в Сколково

    Самарская земля за многие годы видела множество известных писателей и общественных деятелей, кто-то бывал у нас, как А.С. Пушкин, проездом,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments