Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Categories:

Тени былого - причал завода "Прогресс" на р. Самара

Это всё, что осталось от грузового причала самарского завода "Прогресс", построенного на рубеже 1970-х-80-х для речной транспортировки негабаритных грузов:



А ведь этот причал в 80-х был частью проекта по созданию и транспортировке компонентов самой мощной советской ракеты-носителя - "Энергия", выведшей на орбиту советский космический челнок "Буран"...

Этот сломанный почти под корень кнехт с причала "Прогресса"  как нельзя лучше подходит для иллюстрации современного положения завода в сравнении со временами расцвета советской космонавтики...



К причалу я добрался на велосипеде...



... хотя состояние инфраструктуры и до сих пор позволяет это сделать практически на любом автомобиле:



Сегодня причал эпизодически используется для погрузки экскурсантов на прогулочный кораблик, который как раз грузился во время моего визита:



К причальной стенке примыкает огромная бетонированная разворотная площадка:



Всё, что осталось от въездного портала, ведущего к причалу - когда-то здесь наверняка помещался КПП с охраной причала:



Мои личные исследования, подробности которых приведены ниже, показывают, что причал был построен в период между 1976-м и 1985-м годами - то есть, примерно тогда, когда в СССР начались работы по программе "Энергия-Буран", и использовался для погрузки на баржи крупногабаритных элементов конструкции центрального блока ракеты-носителя. "Энергия" для доставки их по Волге и каналам сети Москва-Волга на испытательную базу в ЦНИИМаш в подмосковном Королёве.

В книге Белякова Б.В. "Звездный путь «Прогресса»" (Самара: Изд-во СамНЦ РАН, – 2014) указываются следующие подробности участия Самарского "Прогресса" в проекте "Энергия-Буран":

В феврале 1976 года правительство СССР приняло постановление «О создании многоразовой космической системы и перспективных космических комплексов».

На подготовку эскизного проекта ушло два года.
Самарскому заводу «Прогресс» досталось самое трудное – изготовление центрального блока Ц, стартово-стыковочного блока Я, а также сборка носителя «Энергия» и отработка стыковочных процессов с космическими объектами.

Завод изготовил уникальный в практике отечественного сварочного производства центральный блок второй ступени длиной 60 метров, а диаметром 8 метров.


Именно проблема транспортировки такого крупного негабаритного изделия даже частями потребовала применения нескольких нестандартных решений - вот пишет на эту тему сайт buran.ru:

При разработке конструктивно-компоновочной схемы ракеты-носителя пришлось учитывать возможности производственно-технологической базы.
Так, диаметр ракетного блока 2 ступени был выбран 7.7 м, так как больший диаметр (целесообразный по условиям оптимальности) реализовать было нельзя из-за отсутствия соответствующего оборудования для механической обработки, а диаметр ракетного блока 1 ступени 3.9 м диктовался возможностями железнодорожного транспорта.
...
Головным заводом по изготовлению центрального блока (блок Ц) и сборке ракеты-носителя "Энергия" был определен Куйбышевский завод "Прогресс" (А.А.Чижов).


Перед нашим самарским заводом "Прогресс" в полный рост встала проблема транспортировки огромных баков блока "Ц"  (водородного и кислородного) в Москву для проведения прочностных испытаний, и на Байконур - для испытаний и окончательной сборки готовых изделий.

В процессе отработки отдельных частей блока Ц (его огромных водородного и кислородного баков) потребовалось проведение множества прочностных испытаний, которые проводились как на самом "Прогрессе", так и в подмосковном ЦНИИМаше:

Для проведения испытаний центральный блок членился на отдельные фрагменты, которые по своим габаритам соответствовали возможностям прочностных стендов. Эти фрагменты называли сборками.
<...>
В испытаниях 2И-1 участвовали сборки 1 и 2, которые проходили статические испытания без разрушения на заводе "Прогресс". В ЦНИИМаше статические испытания проходили сборки 3 и 4 как более габаритные. Испытания 2И-1 под нагрузки, эквивалентные нагрузкам стендовой ракеты 5С, проводились со сборками 3 и 4.

Вначале эти сборки прошли полную программу нагружений в ЦНИИМаше, затем были перевезены в Куйбышев, на "Прогресс" и испытывались статическим нагружением в криогенном стенде. После завершения программы криогенно-статических испытаний имитаторы нижней части бака окислителя, верхней и нижней частей бака горючего были подвергнуты автономным статическим испытаниям до достижения разрушающих нагрузок.

Сборка 2 прошла криогенно-статические испытания полностью. Дополнительно были подвергнуты испытаниям по специальной программе имитаторы нижней части бака окислителя, нижнее днище и обечайка этого же бака и бак в целом под нагрузки 5С. Испытывался хвостовой отсек в ЦНИИМаше.



Размеры сборок были различны, наиболее габаритной была сборка 3 - её диаметр равнялся диаметру блока Ц, и лишь длина была значительно меньше размера блока Ц целиком:

Сборка 3 для испытаний средней части блока Ц состояла из межбакового отсека с пристыкованными платформами баков окислителя и горючего.

Тем не менее, все сборки имели габариты, исключающие их доставку обычным железнодорожным или автомобильным транспортом, поэтомы были разработаны альтернативные методы транспортировки (Б.И. Губанов. "Триумф и трагедия "Энергии"):

Транспортировка.
Блок, его отсеки и грузы транспортируются на платформах и тележках на пневматическом ходу или по специальному рельсовому пути. В пределах Европейской части России опробована транспортировка отдельных отсеков, как груза, на внешней подвеске амортизированных опор вертолета.

Транспортировка по водному пути производилась на притопляемой под речными мостами барже-площадке. Все эти виды транспортировки использовались при доставке отсеков для проведения прочностных испытаний.

Изготовленные в Куйбышеве на заводе "Прогресс", отсеки погружались на автодорожную тележку и доставлялись на специально сооруженную речную пристань. Далее баржа по Волге отправлялась до города Жуковский Московской области и вертолетом перемещалась в подмосковный город Калининград, на посадочную полосу возле ЦНИИМаша, где располагается отраслевая прочностная база.


Помимо водного, использовался и другой способа доставки, воздушный - для него потребовалось значительно увеличить длину ВПП заводского аэродрома:
Опробована круглогодичная транспортировка с завода "Прогресс" в Казахстан, на космодром Байконур баков водорода и сборка бака кислорода с межбаковым и хвостовым отсеками, как отдельных грузов, на фюзеляже самолета ВМ-Т.

О воздушном способе транспортировки, для которого использовались специально построенные для этой цели самолёты:
ВМ-Т (модернизированный бомбардировщик 3М конструкции Мясищева) и
Ан-225 "Мрия", специально созданный именно для транспортировки компонентов системы "Энергия-Буран",
я расскажу позднее отдельным постом, а сегодня речь пойдёт только о транспортировке негабаритных грузов по рекам Самара, Волга и каналам системы Москва-Волга.

Для транспортировки элементов блоков Ц по реке заводу потребовался причал - и он был построен.
Конкретной дата постройки этой специальной речной пристани завода "Прогресс" мне обнаружить не удалось, и для примерного определения временного диапазона строительства я провёл собственное расследование на основе анализа космоснимков.

В 1966 году никакого причала на реке Самара у завода "Прогресс" не было, о чем свидетельствует американский спутниковый снимок:



Не было причала на Самарке и в 1975 году, о чём бесстрастно свидетельствует декабрьский снимок американского спутника-шпиона:



А вот уже через 10 лет, в 1985-м, причал и бетонка, ведущая к нему от заводов, уже появились - это становится очевидным, если сравнить несколько снимков:



В том, что в 1985-м это был уже именно причал, несмотря на низкое разрешение снимка 1985 года от Google, можно легко убедиться, сравнив с ним снимки 1975 и 2002 года - именно 2002-м датируется первый снимок высокого разрешения у Google, на котором отчетливо видна причальная стенка, погрузочно-разворотная площадка и бетонка к заводам:



Снимок 2002-го года интересен еще и тем, что на нём видны следы использования причала (правда, уже не для перевозки негабарита, а для разгрузки сыпучих грузов).
В 2010-м причал уже пуст:



В наше время из космоса причал выглядит вот так:



На сайте компании "Промтакелаж", занимающейся перемещением тяжелых и негабаритных грузов, я обнаружил фотографию одной из барж  "ЦСКБ-Прогресс" с негабаритом:

Крепление груза на барже для ЦСКБ "Прогресс"


Впрочем, на барже на фото не сборки от "Энергии", а какой-то иной негабарит - возможно, элементы стартово-стыковочного блока Я.

Блок Ц выглядел примерно так, как на следующем фото.

Монтаж водородного бака второй ступени ракеты-носителя "Энергия":



От всего былого великолепия до наших дней дожил лишь изрядно потрёпанный вешними водами причал, фотографии которого вы видели в начале поста.

Одно время, лет 10 назад, перед Мундиалем, когда рассматривался проект строительства стадиона на стрелке рек Самары и Волги, правительство области рассматривало возможность переноса самарского речного порта на место причала "ЦСКБ-Прогресс":

"Есть вариант размещения порта на базе причальной стенки "ЦСКБ-Прогресс".
Русловая часть реки Самары в этом районе считается судоходной до поселка Алексеевка, а оттуда уже идет нормальное углубление фарватера.
На мой взгляд, это был бы наиболее приемлемый вариант", – сообщил порталу 63.ru заместитель министра строительства и ЖКХ Самарской области Анатолий Баранников. Чиновник отметил, что решение остается за минтрансом.


Но затем стадион решили строить на антенном поле радиоцентра № 3, и заводская причальная стенка осталась не у дел, как ветшающий памятник советской и российской космонавтике, пережившей свои когда-то лучшие времена...
Tags: Куйбышев, СССР, велосипед, заброшенные объекты, забытая история, загадки истории, изследования, как это было, сделано в СССР, тлен
Subscribe

Posts from This Journal “изследования” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments

Posts from This Journal “изследования” Tag