Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Categories:

Mark V из Харькова

Танки периода Первой Мировой войны, которые затем использовались у нас во время Гражданской, интересовали меня с детства - не знаю почему, но мне очень нравились эти  клёпаные из плоских катаных листов брони угловатые монстры с ромбовидными огромными гусеницами.

Из фанеры  лобзиком классе в 4-м или 5-м я выпилил и склеил модель одного из таких монстров - британского танка Mark V - покрасил его гуашью и с удовольствием устраивал "баталии" с самолично таким же образом построенными моделями аэроплана Фарман и бронеавтомобиля "ФИАТ-Ижорский" ;).

Было что-то магически-притягательное в облике этих несуразных механических чудищ, которые удалось увидеть в советских фильмах про Гражданскую войну - мельком эти танки фигурировали и в весьма популярном военном сериале тех лет, в котором реальность причудливо сочеталась с вымыслом - "Адъютант Его Превосходительства" с Юрием Соломиным в роли капитана Кольцова.

У капитана Кольцова был реальный прототип  -  адъютант генерала Май-Маевского Павел Васильевич Макаров (1897 - 1970), воспоминания которого легли в основу сценария фильма - одна беда. - Макаров вовсе никогда не был советским разведчиком ;).

Были совершенно реальные прототипы и у многих других героев картины - например, актёр Владислав Стржельчик, игравший Его Превосходительство Владимира Зеноновича.Ковалевского, был даже внешне чрезвычайно похож на командующего Добровольческой армией генерала Владимира Зеноновича Май-Маевского, и показанные в фильме характеристики генерала соответствовали таковым у реального прототипа, в отличие от его упомянутого реального адъютанта.

Конечно же, в фильме фигурировали и чрезвычайно похожие на оригинал британские танки Mark V - по инициативе британского военного министра Уинстона Черчилля такие танки действительно поставлялись на Юг России морским путем для борьбы с большевизмом (всего было поставлено 73 разных машины, значительную часть которых составляли именно тяжелые ромбовидные Мark-V).

Несколько штук Мark-V были захвачены красноармейцами в боях с белогвардейцами под Каховкой в октябре 1920 года:



Живьём настоящий британский танк Mark V мне удалось увидеть в середине 1980-х в Харькове, куда я приехал в командировку.

Танк, несмотря на то, что был он в то время покрыт множеством толстенных слоев масяной краски, последний слой которой оказался совершенно ядовитым оттенком изумрудно-зеленого, произвёл на меня неизгладимое впечатление - еще бы. сбылась детская мечта потрогать это чудище руками ;).

Танк этот стоял тогда без всякого постамента прямо на асфальте, неподалёку от здания харьковского Исторического музея, и выглядел примерно вот так (фото из интернета) примерно того времени:



Приблизительное впечатление о его цвете тогда может дать вот эта фотография - разве что в то время зелень быля еще более ядовитого оттенка ;):



Танк не был огорожен, и был досткпен для исследования снаружи всеми желающими:


Конечно же, облазил я тогда всё, что смог - помнится. меня удивил размер танка - по книгам и фильмам он всегда представлялся мне гораздо более огромным, чем оказался на самом деле - впрочем, возможно, я сравнивал его тогда со своим детским ростом, а увидел настоящий я уже будучи взрослым ;))

Мне всегда была интересна история этого танка, который мне тогда довелось увидеть, но в то время никакой информации о том, откуда взялся танк, когда он попал в Харьков и при каких обстоятельствах стал памятником, мне выяснить не удалось, и лишь теперь, во времена всемогущего Интернета, кое-что удалось прояснить - найденной в сети информацией о харьковском танке Mark V я с вами и хочу сегодня поделиться.

В итоговом донесении, направленном 20 октября 1920 года в штаб 6-й красной армии Южного фронта, говорилось:

«При подсчете трофеев, захваченных 51-й стрелковой дивизией в боях 14-16 октября, оказалось: захвачено в плен — 55 офицеров, 367 солдат, взято 8 танковых орудий, два тяжелых, два лёгких, 9 танков, из которых за невозможностью вывести 2 танка взорваны в районе хутора Цукур и 2 — за внешней линией обороны в районе хутора Куликовского, 3 трактора, из которых 2 уничтожены и сожжены в д. Черненька и 1 взорван в районе Цукур, 2 броневика, из которых оба взорваны за невозможностью вывести».

Таким образом, в боях на Каховском плацдарме красными было захвачено девять танков, из них целыми пять танков — «Атаман Ермак», «Генерал Скобелев», «Фельдмаршал Кутузов», «Генералиссимус Суворов», «За Русь Святую», остальные подбитые машины были эвакуированы белыми.

Захваченные танки были в числе прочих трофеев приняты на вооружение Красной Армии, и, отслужив в ней верой и правдой около 18 лет, были в виду морального устаревания сняты с вооружения РККА.

Часть снятых в 1938 году с вооружения Mark V, согласно распоряжению К. Е. Ворошилова, была распределена по нескольким городам СССР:

"Танки считаю необходимым использовать следующим образом:
1. «Рикардо» [так, по названию модификации двигателя, именовали в СССР танки Mark V] в количестве 14 штук передать по два городам:
Смоленску, Ростову-на-Дону, Харькову, Ленинграду, Киеву, Ворошиловграду и Архангельску для использования их как исторические памятники гражданской войны".


Таким образом, в 1938 году в Харьков должны были попасть два Mark V - и судьбу одного из них мне удалось проследить благодаря архивным немецким фотографиям.

Вот пара кадров немецкой аэрофотосъемки 1941 года, сделанной фашистским самолётом-разведчиком «Фокке-Вульф» Fw 189 (известном в СССР более как «Рама») над Харьковом:



Увеличенный фрагмент снимка с танком Mark V на Пролетарской (бывшей Сергиевской) площади, постамент с Mark V я обвел кружком:



Еще один кадр с воздуха с той же плёнки:



Крупно:



Что это именно тот самый танк Mark V, или, по-советски, "Рикардо", свидетельствуют еще несколько трофейных фотографий. сделанных во время немецкой оккупации Харькова в 1941-42 и 1943 годах - на этих снимках можно прекрасно рассмотреть окружающие памятник здания, которые отлично идентифицируются затем на аэрофотосъёмке:





Считается, что повреждения правой гусеницы танка были вызваны обстрелом этого танка немцами при штурме города, когда его, видимо, приняли за реальный советский боевой танк:



Есть даже цветная фотография этого танка, снятая немцами во время оккупации Харькова:




На этом месте танк простоял еще какое-то время после окончания войны:



Гусеница, как видим, так и висит:



В послевоенное время по какой-то причине танк был снят с пьедестала, перенесен на территорию Покровского собора и установлен во дворе Исторического музея, где мне и довелось его видеть в середине 80-х.

В 1990 году Покровский собор возвратили харьковской епархии, и танк перенесли через улицу Университетскую к другому зданию Исторического музея (бывшего ранее ломбардом) на пл. Конституции, где он и располагается сейчас.

Тот ли это танк, который я видел, или где-то в городе был еще один - непонятно, как непонятна и судьба второго танка, переданного согласно распоряжения Ворошилова Харькову в 1938 году.
В любом случае - харьковчанам повезло, и они имеют возможность видеть один из шедевров британской технической мысли начала XX века.

Танк прошел в 2000-х годах реставрацию, и сейчас выглядит несколько не так, как ранее - но мне отчего-то интересней смотреть на его старые фотографии, где он предстаёт таким, каким его я запомнил ;)



В заключение - небольшая схемка. поясняющая внутреннее устройство этой странной ползающей бронированной коробочки ;)

Tags: 1920, гражданская война, забытая история, загадки истории, история, случай из жизни, техника
Subscribe

Posts from This Journal “техника” Tag

  • Станковый пулемет системы Максима обр.1910 г.

    Попалась мне тут интересная архивная фотография: Станковый пулемет образца 1910 г. 1915 г. Сызранский филиал ГБУСО «ЦГАСО». Ф. 63.…

  • Первый советский реактивный авиалайнер

    Ту-104 - первый советский реактивный пассажирский самолёт, совершивший первый полёт 17 июня 1955 года, открыл новую эру в советской пассажирской…

  • Взгляд дилетанта из кабины пилота ;)

    В качестве пассажира мне приходилось летать на многих самолётах, начиная от советских Ан-2 и заканчивая импортными Боингами и Эйрбасами, потому я,…

  • Розенбом, ты узнаёшь этот корабль?

    Розенбом, ты узнаёшь этот корабль? Посмотри! Даже сейчас видно, что это был королевский фрегат! (с) м/ф "Заколдованный мальчик", 1955…

  • Американские спутники-шпионы Key Hole проекта CORONA

    В этом блоге я неоднократно приводил фрагменты спутниковых фотографий, сделанных в 1960-х - начале 1970-х американскими спутниками-шпионами серии Key…

  • Самолеты 18-го завода на американских шпионских снимках

    Года 4 тому назад я уже рассказывал и показывал самолёты, снятые американским спутником-шпионом KeyHole 7 июня 1966 года на площадке заводского…

  • Ту-154 над Волгой

    Самолёт Ту-154А, бортовой номер СССР-85070, над Волгой возле села Ширяево. 1 июля 1974 года. Фото - Лев Поликашин, РИА Новости Внизу, под…

  • Куйбышевский "Вихрь"

    В 1950е годы на Куйбышевском моторостроительном заводе им. Фрунзе был налажен первый в СССР крупносерийный выпуск пятисильного мотора…

  • Автосалон "Кинель-69"

    Любите технику, мои молодые друзья, изучайте технику. Думайте, изобретайте, создавайте новое и помните, ваши мысли и знания, профессиональное…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments