Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Categories:

Mark V из Харькова

Танки периода Первой Мировой войны, которые затем использовались у нас во время Гражданской, интересовали меня с детства - не знаю почему, но мне очень нравились эти  клёпаные из плоских катаных листов брони угловатые монстры с ромбовидными огромными гусеницами.

Из фанеры  лобзиком классе в 4-м или 5-м я выпилил и склеил модель одного из таких монстров - британского танка Mark V - покрасил его гуашью и с удовольствием устраивал "баталии" с самолично таким же образом построенными моделями аэроплана Фарман и бронеавтомобиля "ФИАТ-Ижорский" ;).

Было что-то магически-притягательное в облике этих несуразных механических чудищ, которые удалось увидеть в советских фильмах про Гражданскую войну - мельком эти танки фигурировали и в весьма популярном военном сериале тех лет, в котором реальность причудливо сочеталась с вымыслом - "Адъютант Его Превосходительства" с Юрием Соломиным в роли капитана Кольцова.

У капитана Кольцова был реальный прототип  -  адъютант генерала Май-Маевского Павел Васильевич Макаров (1897 - 1970), воспоминания которого легли в основу сценария фильма - одна беда. - Макаров вовсе никогда не был советским разведчиком ;).

Были совершенно реальные прототипы и у многих других героев картины - например, актёр Владислав Стржельчик, игравший Его Превосходительство Владимира Зеноновича Ковалевского, был даже внешне чрезвычайно похож на командующего Добровольческой армией генерала Владимира Зеноновича Май-Маевского, и показанные в фильме характеристики генерала соответствовали таковым у реального прототипа, в отличие от его упомянутого реального адъютанта.

Конечно же, в фильме фигурировали и чрезвычайно похожие на оригинал британские танки Mark V - по инициативе британского военного министра Уинстона Черчилля такие танки действительно поставлялись на Юг России морским путем для борьбы с большевизмом (всего было поставлено 73 разных машины, значительную часть которых составляли именно тяжелые ромбовидные Мark-V).

Несколько штук Мark-V были захвачены красноармейцами в боях с белогвардейцами под Каховкой в октябре 1920 года:



Живьём настоящий британский танк Mark V мне удалось увидеть в середине 1980-х в Харькове, куда я приехал в командировку.

Танк, несмотря на то, что был он в то время покрыт множеством толстенных слоев масляной краски, последний слой которой оказался совершенно ядовитым оттенком изумрудно-зеленого, произвёл на меня неизгладимое впечатление - еще бы. сбылась детская мечта потрогать это чудище руками ;).

Танк этот стоял тогда без всякого постамента прямо на асфальте, неподалёку от здания харьковского Исторического музея, и выглядел примерно вот так (фото из интернета примерно того времени):



Приблизительное впечатление о его цвете тогда может дать вот эта фотография - разве что в то время зелень была еще более ядовитого оттенка ;):



Танк не был огорожен, и был доступен для исследования снаружи всеми желающими:


Конечно же, облазил я тогда всё, что смог - помнится. меня удивил размер танка - по книгам и фильмам он всегда представлялся мне гораздо более огромным, чем оказался на самом деле - впрочем, возможно, я сравнивал его тогда со своим детским ростом, а увидел настоящий я уже будучи взрослым ;))

Мне всегда была интересна история этого танка, который мне тогда довелось увидеть, но в то время никакой информации о том, откуда взялся танк, когда он попал в Харьков и при каких обстоятельствах стал памятником, мне выяснить не удалось, и лишь теперь, во времена всемогущего Интернета, кое-что удалось прояснить - найденной в сети информацией о харьковском танке Mark V я с вами и хочу сегодня поделиться.

В итоговом донесении, направленном 20 октября 1920 года в штаб 6-й красной армии Южного фронта, говорилось:

«При подсчете трофеев, захваченных 51-й стрелковой дивизией в боях 14-16 октября, оказалось: захвачено в плен — 55 офицеров, 367 солдат, взято 8 танковых орудий, два тяжелых, два лёгких, 9 танков, из которых за невозможностью вывести 2 танка взорваны в районе хутора Цукур и 2 — за внешней линией обороны в районе хутора Куликовского, 3 трактора, из которых 2 уничтожены и сожжены в д. Черненька и 1 взорван в районе Цукур, 2 броневика, из которых оба взорваны за невозможностью вывести».

Таким образом, в боях на Каховском плацдарме красными было захвачено девять танков, из них целыми пять танков — «Атаман Ермак», «Генерал Скобелев», «Фельдмаршал Кутузов», «Генералиссимус Суворов», «За Русь Святую», остальные подбитые машины были эвакуированы белыми.

Захваченные танки были в числе прочих трофеев приняты на вооружение Красной Армии, и, отслужив в ней верой и правдой около 18 лет, были в виду морального устаревания сняты с вооружения РККА.

Часть снятых в 1938 году с вооружения Mark V, согласно распоряжению К. Е. Ворошилова, была распределена по нескольким городам СССР:

"Танки считаю необходимым использовать следующим образом:
1. «Рикардо» [так, по названию модификации двигателя, именовали в СССР танки Mark V] в количестве 14 штук передать по два городам:
Смоленску, Ростову-на-Дону, Харькову, Ленинграду, Киеву, Ворошиловграду и Архангельску для использования их как исторические памятники гражданской войны".


Таким образом, в 1938 году в Харьков должны были попасть два Mark V - и судьбу одного из них мне удалось проследить благодаря архивным немецким фотографиям.

Вот пара кадров немецкой аэрофотосъемки 1941 года, сделанной фашистским самолётом-разведчиком «Фокке-Вульф» Fw 189 (известном в СССР более как «Рама») над Харьковом:



Увеличенный фрагмент снимка с танком Mark V на Пролетарской (бывшей Сергиевской) площади, постамент с Mark V я обвел кружком:



Еще один кадр с воздуха с той же плёнки:



Крупно:



Что это именно тот самый танк Mark V, или, по-советски, "Рикардо", свидетельствуют еще несколько трофейных фотографий. сделанных во время немецкой оккупации Харькова в 1941-42 и 1943 годах - на этих снимках можно прекрасно рассмотреть окружающие памятник здания, которые отлично идентифицируются затем на аэрофотосъёмке:





Считается, что повреждения правой гусеницы танка были вызваны обстрелом этого танка немцами при штурме города, когда его, видимо, приняли за реальный советский боевой танк:



Есть даже цветная фотография этого танка, снятая немцами во время оккупации Харькова:




На этом месте танк простоял еще какое-то время после окончания войны:



Гусеница, как видим, так и висит:



В послевоенное время по какой-то причине танк был снят с пьедестала, перенесен на территорию Покровского собора и установлен во дворе Исторического музея, где мне и довелось его видеть в середине 80-х.

В 1990 году Покровский собор возвратили харьковской епархии, и танк перенесли через улицу Университетскую к другому зданию Исторического музея (бывшего ранее ломбардом) на пл. Конституции, где он и располагается сейчас.

Тот ли это танк, который я видел, или где-то в городе был еще один - непонятно, как непонятна и судьба второго танка, переданного согласно распоряжения Ворошилова Харькову в 1938 году.
В любом случае - харьковчанам повезло, и они имеют возможность видеть один из шедевров британской технической мысли начала XX века.

Танк прошел в 2000-х годах реставрацию, и сейчас выглядит несколько не так, как ранее - но мне отчего-то интересней смотреть на его старые фотографии, где он предстаёт таким, каким его я запомнил ;)



В заключение - небольшая схемка, поясняющая внутреннее устройство этой странной ползающей бронированной коробочки ;)

Tags: 1920, гражданская война, забытая история, загадки истории, история, случай из жизни, техника
Subscribe

Posts from This Journal “техника” Tag

  • Про "Титан"

    Для тех, кто интересуется судьбой батискафа - как выглядит "взрывная имплозия", или, на русском техническом - потеря устойчивости оболочкой…

  • Ледокол "Красин"

    Мои ровесники практически наверняка слышали о ледоколе "Красин", летом 1928 года спасшем часть экипажа потерпевшего аварию дирижабля…

  • Первая легковая машина в Кинельском районе

    Автомобиль из когда-то статусной и редкой вещи давно уже стал чем-то вроде образца довольно обычной бытовой техники, используемой чисто для…

  • Бумажный "Орлик"

    Я неоднократно писал в блоге о чехословацком бронепоезде "Орлик" (вернее, как минимум двух его разных разновидностях с одним и тем же…

  • Скоростные суда на Волге вчера и сегодня - от "Метеора" к "Валдаю"

    Те из вас, кто застал СССР и кому случалось бывать на крупных советских реках, наверняка помнят скоростные суда на подводных крыльях. Волжские (и не…

  • БПК «Славный»

    В военно-морском параде в Ленинграде на Неве 7 ноября 1989 года принял участие большой противолодочный корабль «Славный» проекта 61МП,…

  • ТПК межконтинентальной баллистической ракеты УР-100 в Самаре

    Все самарцы да и многие гости нашего города знают, что наш город на протяжении многих десятилетий тесно связан с авиационной и ракетно-космической…

  • "Юнкерсы" над Самарой

    Вы не ошиблись - речь пойдёт именно о немецких самолётах "Юнкерс", которые, как оказалось, неоднократно наведывались в Самару в 20-х годах…

  • Станковый пулемет системы Максима обр.1910 г.

    Попалась мне тут интересная архивная фотография: Станковый пулемет образца 1910 г. 1915 г. Сызранский филиал ГБУСО «ЦГАСО». Ф. 63.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

Posts from This Journal “техника” Tag

  • Про "Титан"

    Для тех, кто интересуется судьбой батискафа - как выглядит "взрывная имплозия", или, на русском техническом - потеря устойчивости оболочкой…

  • Ледокол "Красин"

    Мои ровесники практически наверняка слышали о ледоколе "Красин", летом 1928 года спасшем часть экипажа потерпевшего аварию дирижабля…

  • Первая легковая машина в Кинельском районе

    Автомобиль из когда-то статусной и редкой вещи давно уже стал чем-то вроде образца довольно обычной бытовой техники, используемой чисто для…

  • Бумажный "Орлик"

    Я неоднократно писал в блоге о чехословацком бронепоезде "Орлик" (вернее, как минимум двух его разных разновидностях с одним и тем же…

  • Скоростные суда на Волге вчера и сегодня - от "Метеора" к "Валдаю"

    Те из вас, кто застал СССР и кому случалось бывать на крупных советских реках, наверняка помнят скоростные суда на подводных крыльях. Волжские (и не…

  • БПК «Славный»

    В военно-морском параде в Ленинграде на Неве 7 ноября 1989 года принял участие большой противолодочный корабль «Славный» проекта 61МП,…

  • ТПК межконтинентальной баллистической ракеты УР-100 в Самаре

    Все самарцы да и многие гости нашего города знают, что наш город на протяжении многих десятилетий тесно связан с авиационной и ракетно-космической…

  • "Юнкерсы" над Самарой

    Вы не ошиблись - речь пойдёт именно о немецких самолётах "Юнкерс", которые, как оказалось, неоднократно наведывались в Самару в 20-х годах…

  • Станковый пулемет системы Максима обр.1910 г.

    Попалась мне тут интересная архивная фотография: Станковый пулемет образца 1910 г. 1915 г. Сызранский филиал ГБУСО «ЦГАСО». Ф. 63.…