Из фанеры лобзиком классе в 4-м или 5-м я выпилил и склеил модель одного из таких монстров - британского танка Mark V - покрасил его гуашью и с удовольствием устраивал "баталии" с самолично таким же образом построенными моделями аэроплана Фарман и бронеавтомобиля "ФИАТ-Ижорский" ;).
Было что-то магически-притягательное в облике этих несуразных механических чудищ, которые удалось увидеть в советских фильмах про Гражданскую войну - мельком эти танки фигурировали и в весьма популярном военном сериале тех лет, в котором реальность причудливо сочеталась с вымыслом - "Адъютант Его Превосходительства" с Юрием Соломиным в роли капитана Кольцова.
У капитана Кольцова был реальный прототип - адъютант генерала Май-Маевского Павел Васильевич Макаров (1897 - 1970), воспоминания которого легли в основу сценария фильма - одна беда. - Макаров вовсе никогда не был советским разведчиком ;).
Были совершенно реальные прототипы и у многих других героев картины - например, актёр Владислав Стржельчик, игравший Его Превосходительство Владимира Зеноновича Ковалевского, был даже внешне чрезвычайно похож на командующего Добровольческой армией генерала Владимира Зеноновича Май-Маевского, и показанные в фильме характеристики генерала соответствовали таковым у реального прототипа, в отличие от его упомянутого реального адъютанта.
Конечно же, в фильме фигурировали и чрезвычайно похожие на оригинал британские танки Mark V - по инициативе британского военного министра Уинстона Черчилля такие танки действительно поставлялись на Юг России морским путем для борьбы с большевизмом (всего было поставлено 73 разных машины, значительную часть которых составляли именно тяжелые ромбовидные Мark-V).
Несколько штук Мark-V были захвачены красноармейцами в боях с белогвардейцами под Каховкой в октябре 1920 года:
Живьём настоящий британский танк Mark V мне удалось увидеть в середине 1980-х в Харькове, куда я приехал в командировку.
Танк, несмотря на то, что был он в то время покрыт множеством толстенных слоев масляной краски, последний слой которой оказался совершенно ядовитым оттенком изумрудно-зеленого, произвёл на меня неизгладимое впечатление - еще бы. сбылась детская мечта потрогать это чудище руками ;).
Танк этот стоял тогда без всякого постамента прямо на асфальте, неподалёку от здания харьковского Исторического музея, и выглядел примерно вот так (фото из интернета примерно того времени):
Приблизительное впечатление о его цвете тогда может дать вот эта фотография - разве что в то время зелень была еще более ядовитого оттенка ;):
Танк не был огорожен, и был доступен для исследования снаружи всеми желающими:
Конечно же, облазил я тогда всё, что смог - помнится. меня удивил размер танка - по книгам и фильмам он всегда представлялся мне гораздо более огромным, чем оказался на самом деле - впрочем, возможно, я сравнивал его тогда со своим детским ростом, а увидел настоящий я уже будучи взрослым ;))
Мне всегда была интересна история этого танка, который мне тогда довелось увидеть, но в то время никакой информации о том, откуда взялся танк, когда он попал в Харьков и при каких обстоятельствах стал памятником, мне выяснить не удалось, и лишь теперь, во времена всемогущего Интернета, кое-что удалось прояснить - найденной в сети информацией о харьковском танке Mark V я с вами и хочу сегодня поделиться.
В итоговом донесении, направленном 20 октября 1920 года в штаб 6-й красной армии Южного фронта, говорилось:
«При подсчете трофеев, захваченных 51-й стрелковой дивизией в боях 14-16 октября, оказалось: захвачено в плен — 55 офицеров, 367 солдат, взято 8 танковых орудий, два тяжелых, два лёгких, 9 танков, из которых за невозможностью вывести 2 танка взорваны в районе хутора Цукур и 2 — за внешней линией обороны в районе хутора Куликовского, 3 трактора, из которых 2 уничтожены и сожжены в д. Черненька и 1 взорван в районе Цукур, 2 броневика, из которых оба взорваны за невозможностью вывести».
Таким образом, в боях на Каховском плацдарме красными было захвачено девять танков, из них целыми пять танков — «Атаман Ермак», «Генерал Скобелев», «Фельдмаршал Кутузов», «Генералиссимус Суворов», «За Русь Святую», остальные подбитые машины были эвакуированы белыми.
Захваченные танки были в числе прочих трофеев приняты на вооружение Красной Армии, и, отслужив в ней верой и правдой около 18 лет, были в виду морального устаревания сняты с вооружения РККА.
Часть снятых в 1938 году с вооружения Mark V, согласно распоряжению К. Е. Ворошилова, была распределена по нескольким городам СССР:
"Танки считаю необходимым использовать следующим образом:
1. «Рикардо» [так, по названию модификации двигателя, именовали в СССР танки Mark V] в количестве 14 штук передать по два городам:
Смоленску, Ростову-на-Дону, Харькову, Ленинграду, Киеву, Ворошиловграду и Архангельску для использования их как исторические памятники гражданской войны".
Таким образом, в 1938 году в Харьков должны были попасть два Mark V - и судьбу одного из них мне удалось проследить благодаря архивным немецким фотографиям.
Вот пара кадров немецкой аэрофотосъемки 1941 года, сделанной фашистским самолётом-разведчиком «Фокке-Вульф» Fw 189 (известном в СССР более как «Рама») над Харьковом:
Увеличенный фрагмент снимка с танком Mark V на Пролетарской (бывшей Сергиевской) площади, постамент с Mark V я обвел кружком:
Еще один кадр с воздуха с той же плёнки:
Крупно:
Что это именно тот самый танк Mark V, или, по-советски, "Рикардо", свидетельствуют еще несколько трофейных фотографий. сделанных во время немецкой оккупации Харькова в 1941-42 и 1943 годах - на этих снимках можно прекрасно рассмотреть окружающие памятник здания, которые отлично идентифицируются затем на аэрофотосъёмке:
Считается, что повреждения правой гусеницы танка были вызваны обстрелом этого танка немцами при штурме города, когда его, видимо, приняли за реальный советский боевой танк:
Есть даже цветная фотография этого танка, снятая немцами во время оккупации Харькова:
На этом месте танк простоял еще какое-то время после окончания войны:
Гусеница, как видим, так и висит:
В послевоенное время по какой-то причине танк был снят с пьедестала, перенесен на территорию Покровского собора и установлен во дворе Исторического музея, где мне и довелось его видеть в середине 80-х.
В 1990 году Покровский собор возвратили харьковской епархии, и танк перенесли через улицу Университетскую к другому зданию Исторического музея (бывшего ранее ломбардом) на пл. Конституции, где он и располагается сейчас.
Тот ли это танк, который я видел, или где-то в городе был еще один - непонятно, как непонятна и судьба второго танка, переданного согласно распоряжения Ворошилова Харькову в 1938 году.
В любом случае - харьковчанам повезло, и они имеют возможность видеть один из шедевров британской технической мысли начала XX века.
Танк прошел в 2000-х годах реставрацию, и сейчас выглядит несколько не так, как ранее - но мне отчего-то интересней смотреть на его старые фотографии, где он предстаёт таким, каким его я запомнил ;)
В заключение - небольшая схемка, поясняющая внутреннее устройство этой странной ползающей бронированной коробочки ;)