Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Categories:

Первый советский реактивный авиалайнер

Ту-104 - первый советский реактивный пассажирский самолёт, совершивший первый полёт 17 июня 1955 года, открыл новую эру в советской пассажирской авиации.



Как очень многое в тогдашней советской технике, пассажирский самолёт начали строить на основе уже к тому времени неплохо себя зарекомендовавшего военного многоцелевого тяжелого реактивного  самолёта  Ту-16, выпускавшегося в различных модификациях, начиная от дальнего бомбардировщика и ракетоносца и заканчивая летающим танкером.

Внешне эти самолёты весьма похожи - у Ту-104 и Ту-16 одинаковые крылья, хвостовое оперение и шасси, весьма схожие гондолы двигателей:



Основные отличия гражданской версии (Ту-104) самолёта от военной (Ту-16) - увеличенный по сравнению с бомбардировщиком диаметр фюзеляжа и крыло, у Ту-104 "переехавшее" в низ фюзеляжа - так высокоплан Ту-16 превратился в низкоплан Ту-104:



Благодаря такому решению КБ Туполева удалось существенно сократить сроки проектирования пассажирского самолёта, а сами самолёты оказались столь похожи.



Экипаж Ту-16 состоял, как правило, из шести человек — командира корабля, помощника командира, штурмана, второго штурмана (штурмана-оператора), воздушного стрелка-радиста и командира огневых установок или оператора РЭБ.

Застекленный носовой обтекатель Ту-16 служил для обеспечения панорамного обзора штурману - о GPS и ГЛОНАССах тогда еще и не мечтали, а потому штурману для решения навигационных задач весьма важна была хорошая видимость ориентиров на земле.



Компоновка кабины экипажа Ту-104 сильно напоминает таковую в Ту-16.
Экипаж состоял из командира, второго пилота, штурмана, бортрадиста и бортмеханика.
Как и в бомбардировщике, штурман пассажирского лайнера помещался в точно таком же куполообразном прозрачном носовом обтекателе:



Для того, что бы избежать оптических искажений при наблюдении земли, нижнее стекло обтекателя на Ту-104 выполнено плоским  -  это обеспечивало наблюдение ВПП без искажений и облегчало штурману его работу.



Форма воздухозаборников у Ту-104 несколько отличается от таковых на Ту-16, хотя двигатели и на тех, и на других самолётах устанавливались одинаковые:



Конструкция шасси на Ту-104 аналогична шасси Ту-16, однако у Ту-104 высота носовой опоры явно больше, чем у Ту-16:



Навигационно-пилотажное оборудование Ту-104 во многом повторяло аналогичное на Ту-16.

Внедрение и освоение нового типа пассажирского самолёта потребовало перестройки всей аэродромной структуры - в частности, для нового лайнера потребовалась реконструкция взлётно-посадочных полос - необходимо было увеличить их длину, вместо грунтовых или улучшенных грунтовых полос требовались бетонные и асфальто-бетонные.

Во многих городах, как, в частности, и в Куйбышеве,  потребовалось построить новые аэропорты, поскольку расположение старых в городской черте не позволяло удлинить ВПП до необходимых размеров.

Именно появление новых турбовинтовых и турбореактивных самолетов, первенцем среди последних был Ту-104, которым требовалась новая, более длинная ВПП, и явилось основной причиной, по которой в конце 1957 г. вышел приказ Главного управления гражданского воздушного флота при Совете Министров СССР (ГУ ГВФ) об организации в г. Куйбышеве в составе  аэропорта IV класса, которому было дано название «Курумоч».

ВПП аэропорта Смышляевка  (снимок 13 августа 1968 года) удлинять было некуда, к тому же определенную роль в переносе основного гражданского аэропорта подальше от города и его заводов сыграла и секретность - именно в то время в Куйбышеве на заводе №1 начали выпускать баллистические ракеты Р-7.



ВПП аэропорта Курумоч (снимок 11 сентября 1971 года) существенно превышало по длине и ширине характеристики устаревшей к тому времени ВПП аэропорта "Смышляевка":



Летали Ту-104, разумеется, и в/из Куйбышева - вот эта фотография начала 1960-х наглядно иллюстрирует несколько Ту-104 на перроне Куйбышевского аэропорта "Курумоч":



Несколько раз доводилось летать на Ту-104 и мне рейсами Тбилиси-Куйбышев - аэропорт Ереван тогда не мог принимать такие большие воздушные суда, и нам с родителями приходилось ездить в Тбилиси поездом, а уже оттуда - лететь в Куйбышев самолётом.
Здание аэровокзала аэропорта Куйбышев (Курумоч) в конце 1960-х:



В отличие от своего прародителя Ту-16-го, Ту-104 оказался недостаточно надёжен, тяжёл, в полёте очень неустойчив и плохо управляем, был склонен к раскачке («голландскому шагу»).

Кроме того, самолёт был склонен к так называемому «подхвату».

Самолёт резко набирал большую высоту, за потолок, а затем срывался в штопор. По этой причине произошли две катастрофы, в том числе самая известная катастрофа Ту-104 — 17 октября 1958 года, когда рейс Пекин — Москва, пилотируемый экипажем Г. Кузнецова, упал на территории Чувашии.
После этой катастрофы были внесены изменения, улучшивших управляемость и позливших в дальнейшем избегать подобных "подхватов".

Однако это был не единственный недостаток Ту-104 - выявленные в ходе эксплуатации многочисленные недостатки самолёта стали причиной для снятия его с производства и начала работы над новым поколением более надёжных реактивных пассажирских лайнеров для рейсов средней протяжённости — Ту-154.

По данным сайта Aviation Safety Network по состоянию на 15 марта 2019 года в общей сложности в результате катастроф и серьёзных аварий были потеряны 37 самолётов Ту-104.
Ту-104 пытались угнать 3 раза, при этом погибли 84 человека. Всего в этих происшествиях погибло 1137 человек.


Тем не менее, Ту-104, производство которых велось всего пять лет, летал достаточно много и долго - первые Ту-104 стали поступать в эксплуатацию в 1959 году, а вывод Ту-104 из парка «Аэрофлота» начался через 18 лет, в 1977 году.
Свой последний пассажирский рейс Ту-104 совершил через 20 лет после начала эксплуатации - в ноябре 1979 года.

В 1956-1958 гг. Ту-104 являлся единственным эксплуатировавшимся реактивным авиалайнером в мире. В 1960 г. лайнеры этого типа выполнили треть пассажирских авиаперевозок в СССР.
Всего, по данным производителя, за 23 года эксплуатации парк самолетов Ту-104 перевез около 100 млн пассажиров, проведя в воздухе 2 млн летных часов и выполнив 600 тыс. полетов.

Tags: СССР, забытая история, история, как это было, сделано в СССР, техника
Subscribe

Posts from This Journal “техника” Tag

  • Станковый пулемет системы Максима обр.1910 г.

    Попалась мне тут интересная архивная фотография: Станковый пулемет образца 1910 г. 1915 г. Сызранский филиал ГБУСО «ЦГАСО». Ф. 63.…

  • Mark V из Харькова

    Танки периода Первой Мировой войны, которые затем использовались у нас во время Гражданской, интересовали меня с детства - не знаю почему, но мне…

  • Взгляд дилетанта из кабины пилота ;)

    В качестве пассажира мне приходилось летать на многих самолётах, начиная от советских Ан-2 и заканчивая импортными Боингами и Эйрбасами, потому я,…

  • Розенбом, ты узнаёшь этот корабль?

    Розенбом, ты узнаёшь этот корабль? Посмотри! Даже сейчас видно, что это был королевский фрегат! (с) м/ф "Заколдованный мальчик", 1955…

  • Американские спутники-шпионы Key Hole проекта CORONA

    В этом блоге я неоднократно приводил фрагменты спутниковых фотографий, сделанных в 1960-х - начале 1970-х американскими спутниками-шпионами серии Key…

  • Самолеты 18-го завода на американских шпионских снимках

    Года 4 тому назад я уже рассказывал и показывал самолёты, снятые американским спутником-шпионом KeyHole 7 июня 1966 года на площадке заводского…

  • Ту-154 над Волгой

    Самолёт Ту-154А, бортовой номер СССР-85070, над Волгой возле села Ширяево. 1 июля 1974 года. Фото - Лев Поликашин, РИА Новости Внизу, под…

  • Куйбышевский "Вихрь"

    В 1950е годы на Куйбышевском моторостроительном заводе им. Фрунзе был налажен первый в СССР крупносерийный выпуск пятисильного мотора…

  • Автосалон "Кинель-69"

    Любите технику, мои молодые друзья, изучайте технику. Думайте, изобретайте, создавайте новое и помните, ваши мысли и знания, профессиональное…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments