Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Categories:

Первый советский реактивный авиалайнер

Ту-104 - первый советский реактивный пассажирский самолёт, совершивший первый полёт 17 июня 1955 года, открыл новую эру в советской пассажирской авиации.



Как очень многое в тогдашней советской технике, пассажирский самолёт начали строить на основе уже к тому времени неплохо себя зарекомендовавшего военного многоцелевого тяжелого реактивного  самолёта  Ту-16, выпускавшегося в различных модификациях, начиная от дальнего бомбардировщика и ракетоносца и заканчивая летающим танкером.

Внешне эти самолёты весьма похожи - у Ту-104 и Ту-16 одинаковые крылья, хвостовое оперение и шасси, весьма схожие гондолы двигателей:



Основные отличия гражданской версии (Ту-104) самолёта от военной (Ту-16) - увеличенный по сравнению с бомбардировщиком диаметр фюзеляжа и крыло, у Ту-104 "переехавшее" в низ фюзеляжа - так высокоплан Ту-16 превратился в низкоплан Ту-104:



Благодаря такому решению КБ Туполева удалось существенно сократить сроки проектирования пассажирского самолёта, а сами самолёты оказались столь похожи.



Экипаж Ту-16 состоял, как правило, из шести человек — командира корабля, помощника командира, штурмана, второго штурмана (штурмана-оператора), воздушного стрелка-радиста и командира огневых установок или оператора РЭБ.

Застекленный носовой обтекатель Ту-16 служил для обеспечения панорамного обзора штурману - о GPS и ГЛОНАССах тогда еще и не мечтали, а потому штурману для решения навигационных задач весьма важна была хорошая видимость ориентиров на земле.



Компоновка кабины экипажа Ту-104 сильно напоминает таковую в Ту-16.
Экипаж состоял из командира, второго пилота, штурмана, бортрадиста и бортмеханика.
Как и в бомбардировщике, штурман пассажирского лайнера помещался в точно таком же куполообразном прозрачном носовом обтекателе:



Для того, что бы избежать оптических искажений при наблюдении земли, нижнее стекло обтекателя на Ту-104 выполнено плоским  -  это обеспечивало наблюдение ВПП без искажений и облегчало штурману его работу.



Форма воздухозаборников у Ту-104 несколько отличается от таковых на Ту-16, хотя двигатели и на тех, и на других самолётах устанавливались одинаковые:



Конструкция шасси на Ту-104 аналогична шасси Ту-16, однако у Ту-104 высота носовой опоры явно больше, чем у Ту-16:



Навигационно-пилотажное оборудование Ту-104 во многом повторяло аналогичное на Ту-16.

Внедрение и освоение нового типа пассажирского самолёта потребовало перестройки всей аэродромной структуры - в частности, для нового лайнера потребовалась реконструкция взлётно-посадочных полос - необходимо было увеличить их длину, вместо грунтовых или улучшенных грунтовых полос требовались бетонные и асфальто-бетонные.

Во многих городах, как, в частности, и в Куйбышеве,  потребовалось построить новые аэропорты, поскольку расположение старых в городской черте не позволяло удлинить ВПП до необходимых размеров.

Именно появление новых турбовинтовых и турбореактивных самолетов, первенцем среди последних был Ту-104, которым требовалась новая, более длинная ВПП, и явилось основной причиной, по которой в конце 1957 г. вышел приказ Главного управления гражданского воздушного флота при Совете Министров СССР (ГУ ГВФ) об организации в г. Куйбышеве в составе  аэропорта IV класса, которому было дано название «Курумоч».

ВПП аэропорта Смышляевка  (снимок 13 августа 1968 года) удлинять было некуда, к тому же определенную роль в переносе основного гражданского аэропорта подальше от города и его заводов сыграла и секретность - именно в то время в Куйбышеве на заводе №1 начали выпускать баллистические ракеты Р-7.



ВПП аэропорта Курумоч (снимок 11 сентября 1971 года) существенно превышало по длине и ширине характеристики устаревшей к тому времени ВПП аэропорта "Смышляевка":



Летали Ту-104, разумеется, и в/из Куйбышева - вот эта фотография начала 1960-х наглядно иллюстрирует несколько Ту-104 на перроне Куйбышевского аэропорта "Курумоч":



Несколько раз доводилось летать на Ту-104 и мне рейсами Тбилиси-Куйбышев - аэропорт Ереван тогда не мог принимать такие большие воздушные суда, и нам с родителями приходилось ездить в Тбилиси поездом, а уже оттуда - лететь в Куйбышев самолётом.
Здание аэровокзала аэропорта Куйбышев (Курумоч) в конце 1960-х:



В отличие от своего прародителя Ту-16-го, Ту-104 оказался недостаточно надёжен, тяжёл, в полёте очень неустойчив и плохо управляем, был склонен к раскачке («голландскому шагу»).

Кроме того, самолёт был склонен к так называемому «подхвату».

Самолёт резко набирал большую высоту, за потолок, а затем срывался в штопор. По этой причине произошли две катастрофы, в том числе самая известная катастрофа Ту-104 — 17 октября 1958 года, когда рейс Пекин — Москва, пилотируемый экипажем Г. Кузнецова, упал на территории Чувашии.
После этой катастрофы были внесены изменения, улучшивших управляемость и позливших в дальнейшем избегать подобных "подхватов".

Однако это был не единственный недостаток Ту-104 - выявленные в ходе эксплуатации многочисленные недостатки самолёта стали причиной для снятия его с производства и начала работы над новым поколением более надёжных реактивных пассажирских лайнеров для рейсов средней протяжённости — Ту-154.

По данным сайта Aviation Safety Network по состоянию на 15 марта 2019 года в общей сложности в результате катастроф и серьёзных аварий были потеряны 37 самолётов Ту-104.
Ту-104 пытались угнать 3 раза, при этом погибли 84 человека. Всего в этих происшествиях погибло 1137 человек.


Тем не менее, Ту-104, производство которых велось всего пять лет, летал достаточно много и долго - первые Ту-104 стали поступать в эксплуатацию в 1959 году, а вывод Ту-104 из парка «Аэрофлота» начался через 18 лет, в 1977 году.
Свой последний пассажирский рейс Ту-104 совершил через 20 лет после начала эксплуатации - в ноябре 1979 года.

В 1956-1958 гг. Ту-104 являлся единственным эксплуатировавшимся реактивным авиалайнером в мире. В 1960 г. лайнеры этого типа выполнили треть пассажирских авиаперевозок в СССР.
Всего, по данным производителя, за 23 года эксплуатации парк самолетов Ту-104 перевез около 100 млн пассажиров, проведя в воздухе 2 млн летных часов и выполнив 600 тыс. полетов.

Tags: СССР, забытая история, история, как это было, сделано в СССР, техника
Subscribe

Posts from This Journal “техника” Tag

  • Про "Титан"

    Для тех, кто интересуется судьбой батискафа - как выглядит "взрывная имплозия", или, на русском техническом - потеря устойчивости оболочкой…

  • Ледокол "Красин"

    Мои ровесники практически наверняка слышали о ледоколе "Красин", летом 1928 года спасшем часть экипажа потерпевшего аварию дирижабля…

  • Первая легковая машина в Кинельском районе

    Автомобиль из когда-то статусной и редкой вещи давно уже стал чем-то вроде образца довольно обычной бытовой техники, используемой чисто для…

  • Бумажный "Орлик"

    Я неоднократно писал в блоге о чехословацком бронепоезде "Орлик" (вернее, как минимум двух его разных разновидностях с одним и тем же…

  • Скоростные суда на Волге вчера и сегодня - от "Метеора" к "Валдаю"

    Те из вас, кто застал СССР и кому случалось бывать на крупных советских реках, наверняка помнят скоростные суда на подводных крыльях. Волжские (и не…

  • БПК «Славный»

    В военно-морском параде в Ленинграде на Неве 7 ноября 1989 года принял участие большой противолодочный корабль «Славный» проекта 61МП,…

  • ТПК межконтинентальной баллистической ракеты УР-100 в Самаре

    Все самарцы да и многие гости нашего города знают, что наш город на протяжении многих десятилетий тесно связан с авиационной и ракетно-космической…

  • "Юнкерсы" над Самарой

    Вы не ошиблись - речь пойдёт именно о немецких самолётах "Юнкерс", которые, как оказалось, неоднократно наведывались в Самару в 20-х годах…

  • Станковый пулемет системы Максима обр.1910 г.

    Попалась мне тут интересная архивная фотография: Станковый пулемет образца 1910 г. 1915 г. Сызранский филиал ГБУСО «ЦГАСО». Ф. 63.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments