Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Categories:

Взгляд дилетанта из кабины пилота ;)

В качестве пассажира мне приходилось летать на многих самолётах, начиная от советских Ан-2 и заканчивая импортными Боингами и Эйрбасами, потому я, как и многие другие пассажиры, прекрасно представляю себе, как выглядит самолёт изнутри, вернее - как выглядят изнутри пассажирские салоны многих самолётов.

Не знаю, как кому, но мне всегда было чрезвычайно любопытно посмотреть на самолёт изнутри пилотской кабины, куда, как вы понимаете, обычному человеку проход заказан.
Конечно, в наш век развития этих энторнетов, ютубов и флайт-симуляторов любой желающий может посмотреть видеоролики, фотографии или даже интерактивные 3D-модели кабин практически любых существующих воздушных судов, но что может сравниться с ощущениями, которые испытываешь. заняв место командира корабля хотя бы даже стоящего на земле старенького "кукурузника" Ан-2, сконструированного еще в 1947 году?  ;)

Рабочее место КВС самолёта Ан-2 выглядит вот так:



Надо сказать, что в кабину "Кукурузника" я заглядываю далеко не впервые, видел я её и во время реальной подготовки экипажем к взлёту "кукурузника", из которого мне раз семь приходилось "выходить" прямо в полёте, чтобы затем на полдороги выйти за борт и оопуститься на грешную землю под белым перкалевым куполом - в таких полётах дверь пилотской кабины закрывать не принято, а смотреть на работающих пилотов куда как интересней, чем на трясущихся перед прыжком "перворазников" ;))




Рабочее место пилота Ан-2 изобилует всякими тумблерами и переключателями - думается, автолюбители со стажем по достоинству оценят эргономику сего пепелаца ;)



Кабина пассажирского Ил-14, совершившего первый полет на три года позднее Ан-2, в 1950-м, выглядит посолидней - количество разновидностей индикаторов, стрелочек, сигнальных лампочек и тумблеров в ней, пожалуй, будет побогаче, тем более что в ней, помимо двух лётчиков, еще могли помещаться штурман и радист.



Эргономика кабины самолёта Як-42, первый полёт которого состоялся в 1975 году, уже довольно сильно отличается от более ранних моделей - вместо простых индикаторных лампочек мы видим теперь подсвечиваемые лампочками транспаранты, штурвал в виде всё тех же привычных лётчикам "рогов" имеет более модную форму.

Однако замым заметным отличием, пожалуй, будет курсограф, показывающий на автоматически перемещаемой карте специальным механическим маркером положение воздушного судна.

Не Яндекс-Навигатор, конечно - но нечто уже к нему довольно близкое, разве что Алиса не надоедает своим извечным "Маршрут перестроен" и "Впереди камера контроля полосы" ;)):



Примерно такого же уровня оборудование стояло и на Ту-154М



Более сложной выглядит приборная панель сверхзвукового Ту-144 (фото любезно предоставил Андрей Седых):



Тут мы видим на панели не только стрелочки и транспаранты, но и уже как минимум пару электронно-лучевых трубок.
Более того - в Ту-144 была задействована самая совершенная по тем временам авионика, автопилот и бортовая ЭВМ обеспечивали автоматический взлет и посадку в любое время суток!

(фото - (с) Андрей Седых):


Вот чего в кабине явно не хватает - так это подстаканников и USB-разъёмов ;))

На этой ноте покончим с кабинами самолётов и перейдём к вертолётам.
Оснащенность вертолётов разными шкалами и стрелками, пожалуй, победнее будет, чем у самолётов, а вместо двурогого штурвала лётчику полагается ручка рычага управления, так же, как на истребителях.

Место командира вертолёта Ми-6 выглядит вот так - тоже никаких кармашков для "Колы" и подстаканников, зато есть откидывающийся подлокотник ;):



Рабочее место штурмана тяжелого многоцелевого Ми-6, как и положено, имеет наилучший обзор - вот только забираться туда не очень удобно:
Зато есть подогрев лобового стекла, а вместо "жопогрейки" у кресла - лоток для кошки парашюта ;)



От вертолётов многоцелевых перейдём к вертолётам ударным - рабочее место летчика Ми-24А - одной из первых модификаций популярного до сих пор "Крокодила" - имеет бронирование снизу и сзади, бронестекла спереди, зато боковое стекло выполнено из самого обычного плексигласа - ибо нефиг подставляться боком.



В единой кабине экипажа Ми-24А размещались: стрелок-оператор в носовой части с панорамным бронированным остеклением и за ним, с некоторым смещением влево, летчик.
В ОКБ Миля этот тип кабины получил название "веранда".
В задачу оператора входило обнаружение и распознавание цели, управление подвижной пулеметной установкой калибра 12.7 мм, пуск и наведение противотанковых ракет, сброс бомб.
Ну а лётчик - он и в Африке лётчик...



Один из первых советских многоцелевых вертолётов с газотурбинными двигателями - Ми-2



Приборная панель Ми-2 минималистична и функциональна до аскетичности - зато обзор из кабины просто великолепный ;)



Собственно, на этом я хотел бы завершить наш краткий экскурс в кабины советских самолётов и вертолётов, посетить которые (кроме Ту-144) мне удалось на Учебном аэродроме самарского университета.

Никаких вам многофункциональных экранов, GPS-ГЛОНАССОВ,  голосовых команд и систем распознавания жестов, которыми напичканы сейчас чуть не каждый второй современный автомобиль, мы не увидели - а ведь на всём этом летали, и еще как летали!

Tags: Самара, забытая история, история, сделано в СССР, техника
Subscribe

Posts from This Journal “техника” Tag

  • Mark V из Харькова

    Танки периода Первой Мировой войны, которые затем использовались у нас во время Гражданской, интересовали меня с детства - не знаю почему, но мне…

  • Первый советский реактивный авиалайнер

    Ту-104 - первый советский реактивный пассажирский самолёт, совершивший первый полёт 17 июня 1955 года, открыл новую эру в советской пассажирской…

  • Розенбом, ты узнаёшь этот корабль?

    Розенбом, ты узнаёшь этот корабль? Посмотри! Даже сейчас видно, что это был королевский фрегат! (с) м/ф "Заколдованный мальчик", 1955…

  • Американские спутники-шпионы Key Hole проекта CORONA

    В этом блоге я неоднократно приводил фрагменты спутниковых фотографий, сделанных в 1960-х - начале 1970-х американскими спутниками-шпионами серии Key…

  • Самолеты 18-го завода на американских шпионских снимках

    Года 4 тому назад я уже рассказывал и показывал самолёты, снятые американским спутником-шпионом KeyHole 7 июня 1966 года на площадке заводского…

  • Ту-154 над Волгой

    Самолёт Ту-154А, бортовой номер СССР-85070, над Волгой возле села Ширяево. 1 июля 1974 года. Фото - Лев Поликашин, РИА Новости Внизу, под…

  • Куйбышевский "Вихрь"

    В 1950е годы на Куйбышевском моторостроительном заводе им. Фрунзе был налажен первый в СССР крупносерийный выпуск пятисильного мотора…

  • Автосалон "Кинель-69"

    Любите технику, мои молодые друзья, изучайте технику. Думайте, изобретайте, создавайте новое и помните, ваши мысли и знания, профессиональное…

  • Скачок в авиации?

    Комментарий френда very_old_life к моему посту: Как быстро произошёл скачок в авиации... Заставил задуматься. Вспоминая известную…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments