Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Categories:

Из истории продукции Жигулёвского пивоваренного завода

Одно из самых знаменитых и узнаваемых по силуэту даже для несамарцев зданий Самары, пожалуй, корпус Жигулёвского пивоваренного завода:



Многие видели его в реальности, а кто-то - только на этикетке пивных бутылок из-под пива "Жигулёвское":



Однако это здание появилось на этикетках пива относительно недавно, и именно о пивных этикетках мы сегодня и поговорим ;)

Жигулёвский пивзавод, как известно, был основан в Самаре обрусевшим австрийцем еще задолго до революции:

Завод основан в 1880 г. Альфредом Филипповичем фон Вакано (1846-1929).

В 1881 г. создано товарищество Жигулѐвского пивоваренного завода в г. Самаре;
с 1 января 1900 года оно преобразовано в Торговый дом на вере под фирмой ―Товарищество Жигулевского завода А. Вакано и Ко.


Источник фото - gubernya63.ru

На 1884 г. мощность завода - 114 000 вѐдер в год на сумму 116 000 руб., 45 рабочих.

В начале 1900-х были построены основные корпуса завода, в которых он располагается и по сей день:



Несмотря на то, что производимое пиво учитывалось, как тогда было принято, в вёдрах (1 казённое ведро - 12,299 литра), часть продукции затаривалось в бочки, а часть - разливалось в бутылки.

На 1905 г. - 1 768 000 вѐдер.
На 1909 г. - 2 096 909 вѐдер на сумму 2 144 037 руб., 647 рабочих.
На
1912 г. - 2 287 057 ведер пива, бочкового из них почти 2 000 000 ведер.
К 1914 году пивоваренный завод имел 15
золотых медалей и других высших наград.
В 1915 г. не работал, в 1916 - малые объѐмы
производства.
В 1909 г. открыт завод товарищества в Баку.


Первоначально продукция завода разливалась в стеклянные бутылки с соответствующим фирменным тиснением:





Тем не менее, на бутылки клеились и бумажные этикетки с указанием конкретного сорта пива:



В начале 1930-х, когда завод с Волги выглядел вот так, появилось знаменитое "Жигулёвское":



На этой фотографии из всё тех же 1930-х мы можем увидеть место, на котором появилось ставшее в 1960-х-1970-х не менее знаменитым, чем само пиво,  "Дно":




Ходят упорные слухи, что под маркой "Жигулёвского" в СССР стали выпускать пиво по рецептуре дореволюционного "Венского" - но за это я ничего определенного сказать не могу, разве что только то, что до революции на заводе Фон Вакано, помимо упомянутого "Венского", еще несколько различных сортов, включая и пару сортов с созвучным названием - "Жигули" и "Жигулёвский экспорт":



По моим собственным воспоминаниям, на закате СССР, в 1980-х,  в Куйбышеве в магазинах попадалось только два сорта пива, произведенного на жигулёвском пивоваренном заводе - собственно "Жигулёвское" и "Ячменный колос", однако, как оказалось, это было вовсе не так - в природе существовали и еще несколько сортов, варившихся на этом заводе.
Во всяком случае, об этом свидетельствуют советские этикетки от пива Жигулёвского завода, которые мне удалось увидеть в одной из частных коллекций:

Самая старая этикетка из коллекции - пиво, сваренное по РТУ РСФСР 197-57, да еще и от бутылки ёмкостью 0.33.л:



В начале 1960-х появились новые техусловия - РТУ РСФСР 197-61, по которым варилось "Жигулёвское" по цене 25 коп. без стоимости посуды (еще 20 коп. залоговой стоимости) - итого по 45 коп. за бутылку, которую потом можно было и сдать ;)



А вот уже хорошо знакомая лично мне этикетка "Жигулёвского", просуществовавшая до самого распада СССР - пиво сварено по ГОСТ 3473-69, цена - всё та же, 25 коп за поллитра:



Насколько помню, "Рижское" мне в Куйбышеве не попадалось ни разу, возможно, потому что варилось по РТУ РСФСР 197-57 и к началу 1980-х, когда я дорос до пива, могло вовсе уже не производиться в Куйбышеве ;):



"Мартовское", варившееся по РТУ РСФСР 197-61, я тоже как-то не застал - обратите внимание, что этот сорт был на целых 7 копеек дороже демократичного "Жигулёвского":



Судя по ГОСТ 3473-69, это "Самарское" с гербом Самары на этикетке, выпускалось одновременно с хорошо знакомым мне "Жигулёвским" - но я его тоже не помню в продаже (да и дорогое оно - аж целых 40 коп. за поллитру, с учетом посуды и вовсе 60 копеек - жуть!):



Не попадалось мне и чуть более дешевое "Московское" по 36 коп. без стоимости посуды...



Впрочем, "Жигулёвское" в СССР варили практически везде - и почти везде оно стоило одинаково, 25 коп (для I пояса снабжения, конечно - в районах Крайнего севера и приравненных к нему, разумется, дороже, если оно вообще туда доезжало ;)).




На этом наш сегодняшний краткий экскурс в историю продукции Жигулёвского пивзавода окончен, переходите к дегустации ;)

Tags: ВОЖ, Российская Империя, СССР, Фон Вакано, забытая история, история, как это было, попробуем?
Subscribe

Posts from This Journal “как это было” Tag

  • Первый советский FPV-дрон

    Сегодня, в День космонавтики, неплохо бы вспомнить о том, что именно Советский Союз первым в мире запустил и успешно посадил на поверхности другого…

  • Огромный волк на улицах Cанкт-Петербурга

    Об этом леденящем кровь случае в номере № 253 от 11 ноября 1854 года писала газета "Русский инвалид" : C.ПЕТЕРБУРГЪ, 10-го Ноября [1854…

  • Сии огромные Сфинксы...

    Кто не слыхал о загадках сфинксов, этих легендарных полульвов-полулюдей? Еще в детстве я прочёл в словаре Владимира Ивановича Даля о надписи…

  • Подвижный боевой железнодорожный ракетный комплекс «Молодец»

    Пуля — дура, штык — молодец! Александр Суворов, «Наука побеждать», 1806 Одним из самых интересных экспонатов Музея…

  • Похищение "Лунника"

    Посетители павильона "Космос" на ВДНХ вряд ли обращают пристальное внимание на очень интересный экспонат, почти незаметный на фоне…

  • Везувий и особенности туризма 180 лет назад

    Девять лет назад я рассказывал вам о катастрофическом извержении Везувия 79 года нашей эры, погубившем несколько римских городов. В 2012 году мне…

  • Артефакты одной высокоразвитой цивилизации прошлого

    Свой первый и единственный космический полёт советский многоразовый орбитальный самолет «Буран» (изделие 11Ф35) системы…

  • С Днём связи!

    Как человек, довольно значительную часть своей жизни проработавший в отрасли связи и телекоммуникаций, поздравляю всех причастных ко всем отраслям…

  • ☢ 38 лет назад...

    Утром 26 апреля 1986 года из вагона скорого поезда "Вильнюс-Москва" я вышел размяться на перрон вокзала станции Минск. Накрапывал тёплый…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

Posts from This Journal “как это было” Tag

  • Первый советский FPV-дрон

    Сегодня, в День космонавтики, неплохо бы вспомнить о том, что именно Советский Союз первым в мире запустил и успешно посадил на поверхности другого…

  • Огромный волк на улицах Cанкт-Петербурга

    Об этом леденящем кровь случае в номере № 253 от 11 ноября 1854 года писала газета "Русский инвалид" : C.ПЕТЕРБУРГЪ, 10-го Ноября [1854…

  • Сии огромные Сфинксы...

    Кто не слыхал о загадках сфинксов, этих легендарных полульвов-полулюдей? Еще в детстве я прочёл в словаре Владимира Ивановича Даля о надписи…

  • Подвижный боевой железнодорожный ракетный комплекс «Молодец»

    Пуля — дура, штык — молодец! Александр Суворов, «Наука побеждать», 1806 Одним из самых интересных экспонатов Музея…

  • Похищение "Лунника"

    Посетители павильона "Космос" на ВДНХ вряд ли обращают пристальное внимание на очень интересный экспонат, почти незаметный на фоне…

  • Везувий и особенности туризма 180 лет назад

    Девять лет назад я рассказывал вам о катастрофическом извержении Везувия 79 года нашей эры, погубившем несколько римских городов. В 2012 году мне…

  • Артефакты одной высокоразвитой цивилизации прошлого

    Свой первый и единственный космический полёт советский многоразовый орбитальный самолет «Буран» (изделие 11Ф35) системы…

  • С Днём связи!

    Как человек, довольно значительную часть своей жизни проработавший в отрасли связи и телекоммуникаций, поздравляю всех причастных ко всем отраслям…

  • ☢ 38 лет назад...

    Утром 26 апреля 1986 года из вагона скорого поезда "Вильнюс-Москва" я вышел размяться на перрон вокзала станции Минск. Накрапывал тёплый…