Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Categories:

Гагарин и Самара

Ровно 60 лет назад Ю.А. Гагарин открыл человечеству дорогу в космос.

Для самарцев эта дата тем более близка, поскольку очень многое связывает наш город с полётом первого космонавта Земли - на куйбышевском заводе "Прогресс" была построена ракета, выведшая на околоземную орбиту космический корабль "Восток" с первым космонавтом, в нашем городе Юрий Алексеевич Гагарин отдыхал перед полётом и сюда же он вернулся вскоре после своего триумфального приземления для отдыха и доклада членам Государственной комиссии.

К началу 1961 года космическая гонка между СССР и США вышла на финишную прямую - и одна, и другая страны активно готовились к запуску в космос космического корабля с первым человеком на борту, при этом внимательно следя всеми доступными способами, включая разведку, за успехами противника в космической гонке, и о полёте Гагарина американцы узнали даже раньше, чем подавляющее большинство советских граждан, еще до его приземления.

На фото - один из кадров телекартинки Юрия Гагарина, которую Соединенные Штаты перехватили и обработали в начале его полета.
Основываясь на этих фотографиях и перехваченных передачах разговоров между космонавтом и наземными диспетчерами, правительство США знало - еще до того, как приземлился Гагарин, - что Советы успешно отправили человека в космос. 

(с) Агентство Национальной Безопасности



Но вернемся из 1961 года на несколько лет назад, к тому времени, когда Самара (тогда - Куйбышев) подключилась к грандиозному советскому проекту освоения космоса.

2 января 1958 года появилось закрытое постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР № 2-1 «Об организации серийного производства изделия 8К71 на Государственном авиационном заводе № 1 имени И.В. Сталина Куйбышевского Совета народного хозяйства».
В том же документе говорилось о производстве двигателей для этой ракеты на заводе № 24


В том же году проект возглавил и один из самых знаменитых самарцев - Дмитрий Ильич Козлов.

01.04.1958 г. – Приказом начальника 7-го управления Государственного комитета по оборонной технике № 8с ведущий конструктор ракеты
Р-7 Д.И. Козлов был назначен заместителем главного конструктора и ответственным представителем ОКБ-1 на авиационном заводе № 1.


В Самаре немало объектов, история которых прямо или косвенно тесно связана с развитием отечественной космической отрасли.
Пожалуй, самый знаменитый из них - так называемый «Козловский дом».

Строительство жилого комплекса на проспекте Ленина, 1 начали по приказу Дмитрия Ильича Козлова, который в дальнейшем и сам вошел в число его жильцов.
Здесь же жили сотрудники ЦСКБ, а также соратники и помощники легендарного конструктора.

Знаменитый "козловский дом" , фото 1988 г.:



Впрочем, до строительства "козловского дома" в начале 1960-х было еще далеко, а вот ракету-носитель для первого космического полёта с человеком на борту построили именно у нас в Куйбышеве, на заводе №1 ("Прогресс").

Для полета человека в космос по заказу Королёва в Подлипки из Куйбышева отправили ракету 8К71 с серийным номером Л-16, но не одну, а с «приданым».
Вслед за ней в январе 1961 года на завод № 88 выехала большая, около тридцати человек, группа работников ведущих цехов завода № 1
.

Целая делегация сотрудников куйбышевского завода помогала готовить гагаринскую ракету к полёту - впрочем, тогда об этом никто из куйбышевцев даже не догадывался, хотя все прекрасно понимали, что ракета готовится для какого-то очень важного и чрезвычайно секретного события.



Гагарин в числе других космонавтов первого отряда, готовившихся к космическому полёту, попал в Куйбышев, будучи еще никому не известным старшим лейтенантом, еще до своего триумфального полёта:

16-17 марта 1961 года, Юрий Гагарин отдыхал на 7-й просеке в военном санатории «Волга» в составе группы из шести первых пилотов-космонавтов (Павел Попович, Валерий Быковский, Григорий Нелюбов, Андриян Николаев и Герман Титов).

Старт корабля «Восток» с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту был произведён 12 апреля 1961 года в 09:07 по московскому времени (06:07 UTC) с космодрома Байконур.

Позывной Гагарина был «Кедр».

Начальником стартовой команды («стреляющим») во время запуска был инженер-подполковник ракетных войск (впоследствии генерал-майор) А. С. Кириллов — он отдавал команды по этапам пуска ракеты и контролировал их выполнение, наблюдая ракету в перископ из командного бункера.
Его дублёром у второго перископа был Л. А. Воскресенский — заместитель главного конструктора С. П. Королёва по испытаниям.

На орбите Гагарин сообщал о своих ощущениях, состоянии корабля и наблюдениях. Он в иллюминатор наблюдал Землю с её облачностью, горами, лесами, реками, морями, видел небо и Солнце, другие звёзды во время полёта в тени Земли. Ему нравился вид Земли из космоса, так, он, в частности, записал на бортовой магнитофон такие слова:

"Наблюдаю облака над Землёй, мелкие кучевые, и тени от них.
Красиво, красота!…
Внимание. Вижу горизонт Земли.
Очень такой красивый ореол. Сначала радуга от самой поверхности Земли и вниз. Такая радуга переходит. Очень красиво!"


"Восток" должен был приземлиться вблизи села Пестравка Куйбышевской области (прогнозируемый район приземления располагался полосой (200 км на 800 км) по линии Ростов-Куйбышев-Пермь).
Заранее было известно и место, где состоится послеполётное обследование космонавта и его отчёт о полёте на заседании Государственной комиссии. Таким местом стал дачный комплекс Куйбышевского обкома КПСС в Куйбышеве, на Первой дачной просеке.

В течение трёх лет, пока в Куйбышеве шло освоение производства ракетно-космической техники, сложилось тесное взаимодействие между руководством отрасли и местными органами власти, командованием военного округа, руководителями и специалистами предприятий.
Всё это и предопределило выбор Куйбышева для послеполётных мероприятий первых пилотируемых космических стартов.

Перед полётом поисково-спасательные группы рассредоточили во всех крупных городах Поволжья от Горького до Волгограда.
Штаб поисково-спасательного отряда также находился в Куйбышеве, на аэродроме Кряж.

Выполнив один оборот вокруг Земли, в 10:55:34 на 108-й минуте корабль «Восток-1» завершил полёт и начал снижение к Земле.

На высоте 7 км в соответствии с планом полёта Гагарин катапультировался, после чего капсула и космонавт стали спускаться на парашютах раздельно (по такой же схеме происходила посадка и остальных пяти кораблей из серии «Восток»).
Из-за сбоя в системе торможения спускаемый аппарат с Гагариным приземлился не в запланированной области в 110 км от Сталинграда, а в Саратовской области, неподалёку от Энгельса в районе сёл Смеловка и Подгорное.

У спускаемого аппарата космического корабля «Восток», на котором совершил свой полет Ю.А. Гагарин.
Слева направо: Л.А. Воскресенский – заместитель С.П. Королёва, председатель Саратовского облисполкома Данилов, конструктор ракетно-космической техники Д.И. Козлов, второй секретарь Куйбышевского обкома КПСС Буров.
Фото сделано 12 апреля 1961 года, примерно через час после посадки Ю.А. Гагарина.





После доклада Гагарин и группа сопровождающих лиц сели в самолёт Ил-14, прибывший с куйбышевского аэродрома «Кряж», и полетели в г. Куйбышев.

Ю.А. Гагарин на борту Ил-14 по пути в Куйбышев:




Ю.А. Гагарин выходит из самолета на заводском аэродроме в Куйбышеве. 12 апреля 1961 года:


... вечером 12 апреля Гагарин на самолете Ил-14 прибыл на наш заводской аэродром, откуда его увезли на дачу обкома КПСС.



Ю.А.Гагарин в форме майора авиации на даче обкома КПСС Куйбышевской области 12-14 апреля 1961 г. Фото Д. Брянова. Из фондов СОИКМ им. П.В. Алабина



Гагарина и других гостей разместили в небольшом доме на берегу Волги в гостиничном комплексе Куйбышевского обкома КПСС на Первой дачной просеке.
Территория тщательно охранялась, здесь присутствовали только первые лица руководства города и области.

После медосмотра Гагарин вместе со всеми пообедал и немного отдохнул.
Вечером прибыли члены Государственной комиссии во главе с председателем Госкомитета Совета Министров СССР по оборонной технике К. Н. Рудневым: С. П. Королёв, М.В. Келдыш и другие.
Вместе с ними прибыли и космонавты, присутствовавшие на старте.

Там он прошел полное медицинское обследование, ответил на вопросы медиков и конструкторов, а потом отправился на отдых.



12-13 апреля Ю.А. Гагарин проходил послеполётную реабилитацию на даче обкома КПСС Куйбышевской области, которая стала своеобразной резиденцией для будущих космонавтов.



Гагарин гулял, проходил послеполётные медицинские обследования, играл в бильярд.

Ю.А. Гагарин играет в бильярд на даче обкома КПСС в Куйбышеве. 12-13 апреля 1961 года. Фото Д. Брянова. Из фондов СОИКМ.



Фото Ю.А. Гагарина, сделанное после его полета, с автографом первому секретарю Куйбышевского обкома КПСС А.С. Мурысеву. Куйбышев. 14 апреля 1961 года. Из фондов СОИКМ.



На Волге только что сошёл лёд, и для Гагарина организовали прогулку по реке. На небольшом катере переехали на правый берег, разожгли костёр. Была скромная закуска, минеральная вода и водка.
На обратном пути Гагарину доверили управлять катером, в шутку отметив, что "катер – не ракета".


Во время поездки за Волгу. Слева направо - Ю.А. Гагарин, Н.П. Каманин, А.С. Мурысев, И.Г. Павловский.



Встречал датировку этой фотографии 13 апреля 1961 г., но это явно не так - на гагаринском кителе погоны подполковника, это звание было досрочно присвоено Юрию Алексеевичу в июне 1962 г., а в ноябре 1963 г. он стал полковником.
Так что, вероятно, фотография была сделана в 1962 или 63 году, но никак не 13 апреля 1961г.

14 апреля, перед самым вылетом в Москву, Гагарин по предложению Литвинова побывал в сборочном цехе завода и поблагодарил ракетостроителей за отличный труд.

Память о первом космонавте Земли увековечена и в г. Самаре. Его фамилией названо бывшее Черновское шоссе (ныне улица Юрия Гагарина).



Мозаичная стела "Покорителям космоса" на ул. Гагарина:



Когда-то она была рельефной, и барельеф космонавта на ней вполне мог отождествляться с Гагариным - но затем стала просто мозаичной абстракцией на тему космоса...



В 1976 г., в ознаменование 15-летия со дня первого полёта человека в космос новому парку культуры и отдыха также было присвоено имя Ю.А. Гагарина.



Гагарин и после своего единственного полёта неоднократно бывал в нашем городе, встречая своих коллег-космонавтов после их полётов.



Поскольку в советское время непосредственное участие предприятий нашего города в космических программах было строго секретным и не только не афишировалось, но и тщательно скрывалось и легендировалось, о космосе в Куйбышеве напоминали лишь названия улицы и парка, да, пожалуй, вот этот монумент на городской набережной с мужиком, забрасывающим в космос спутник ПС-1:



Однако многие куйбышевцы, лично так или иначе причастные к работам на секретные космические проекты, как, например, мой родной дядька, работавший на мехзаводе слесарем-лекальщиком 5 разряда и полжизни проведший в командировках на Байконуре, где намеками, а где иносказательно намекали на свою причастность к космосу и страшно этим гордились.

26 декабря 1993 года в составе второго пускового участка Самарского метрополитена в городе была открыта станция метро «Гагаринская»:



Станция интересна не только огромным мозаичным панно, но и стилизованными под первую ступень "семерки" светильниками, которые, впрочем, давным-давно уже не работают, но будучи включенными, создавали иллюзию работы ракетных двигателей:




И только в последнее время Самара смогла воздать должное своему героическому прошлому, установив, например, вот этот уникальный памятник -  самую настоящую ракету-носитель "Союз" (Р-7А) у музея "Самара космическая" на пр. Ленина:



Источники:
Звездный путь «Прогресса»/Б.В. Беляков; Самара: Изд-во СамНЦ РАН, – 2014, 388 с.: илл.
ИНТЕРНЕТ-ВЫСТАВКА "САМАРА КОСМИЧЕСКАЯ" (ПО ДОКУМЕНТАМ СОГАСПИ)
ОНИ БЫЛИ ПЕРВЫМИ (к годовщине первого полёта человека в космос 12 апреля 1961 г. и 85-летию со дня рождения первого космонавта планеты Земля Ю. А. Гагарина)
Сорок часов до триумфа
Tags: Куйбышев, Самара, история, как это было
Subscribe

Posts from This Journal “Куйбышев” Tag

  • Алексеевский мост

    Про историю моста через реку Самара в пос. Алексеевка я как-то писал, но тогда меня интересовал, в первую очередь, когда-то существовавший старый…

  • Южный мост

    Сегодня речь пойдёт об истории строительства второго куйбышевского моста через реку Самару - Южного. На снимке - Общий вид Южного моста перед пуском…

  • Как строили Старый мост

    Автомобильный мост через реку Самара по ул. Главной в Самаре иногда называют Старым мостом. Наиболее распространенная информация в интернете…

  • Губернский рынок

    Ровно 66 лет назад, 22 июля 1955 года, в Куйбышеве (ныне Самаре) открылся хорошо известный всем жителям города и области Губернский рынок. Об…

  • Тени былого - транспортировка баков "Энергии" на ВМ-Т

    Осенью 1982 года на третьем курсе КуАИ мы проходили ознакомительно-производственную практику на Куйбышевском авиационном заводе. Однажды, когда я…

  • Тени былого - причал завода "Прогресс" на р. Самара

    Это всё, что осталось от грузового причала самарского завода "Прогресс", построенного на рубеже 1970-х-80-х для речной транспортировки…

  • Как я приехал в Куйбышев и чем он меня удивил ;)

    Наше субботнее посещение в составе делегации Клуба Самарских краеведов самарского Музея ТТУ запомнилось мне не только историческими артефактами…

  • Остров напротив элеватора

    Многие читатели моего вчерашнего поста про элеватор обратили внимание на остров, который виден на многих снимках строительства: Этот остров…

  • Забытая история - кто, как и чем строил Самарский элеватор

    Здание Куйбышевского (Самарского) элеватора, располагавшееся на берегу Волги ниже Речного вокзала и имевшее адрес ул. Максима Горького, 58, было…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments