Кто-то полагает, что начало этим работам было положено еще в XVII веке, кто-то пишет про век XIX, некоторые придерживаются версий о том, что дамбы были построены до войны путём затопления в проране Воложки между островами Рождественский и Поджабный нескольких барж с камнями.
Об одной из версий истории возникновения этих дамб я уже писал примерно год назад в посте о Рождественской Воложке:
За прошедшее время мне удалось найти некоторое количество фактического материала, подтвержденного документально, и сегодня я предлагаю вашему вниманию свою версию строительства этих дамб, основанную на анализе данных аэрофотосъёмок, картографической информации, спутниковых снимков с американских разведывательных спутников и материалах самарских газет периода строительства этих дамб.
Самая известная, пожалуй, но в наше время полностью ушедшая под воду Саратовского водохранилища - дамба, перегораживавшая проран в районе острова Поджабный (Проран) и соединявшая остров Поджабный с островом Рождественский.
Если присмотреться, следы этой дамбы, давно ушедшей под воды Саратовского водохранилища, видны с самолёта (снимок был сделан мной 12 июня 2019 года):
Дабы вы понимали, о какой дамбе идёт речь и где конкретно она располагалась, приведу карту Куйбышева, выпущенную немецкой разведкой в августе 1943 года:
Более крупная аэрофотография, на которой заметны следы турбулентных завихрений волжских вод над находящейся в наше время на глубине около 8-10 метров дамбой:
Что интересно, дамбу эту можно рассмотреть на американском спутниковом снимке, сделанном 30 мая 1962 года (под номером 1):
Дамба в это время еще, по-видимому, возвышалась над водой, поскольку Саратовское водохранилище еще не было заполнено, и уровень Волги у Самары был ниже сегодняшнего метров на 6-7.
Цифрой 2 обозначена еще одна дамба, насыпанная поперек Рождественской Воложки, о ней речь пойдет ниже.
И снова аэрофотосъёмка 20 июня 2019 г., увеличенный фрагмент со следами дамбы:
Следы дамбы на Проране на снимке 12 августа 1968 г. уже почти не видны, поскольку Саратовское водохранилище начали заполнять в 1967-68 годах.
Дамба №2 тоже подтоплена и уже начала разрушаться:
На зимнем снимке, сделанном 20 декабря 1975 года, по характеру еще не полностью установившегося ледяного покрова можно судить о наличии этих дамб - дамба №1 создаёт завихрения, препятствующие установлению постоянного ледового покрова над собой, а вот у дамбы №2 уже намечаются какие-то признаки того, что она уже частично промыта:
Дамба №2 через Рождественскую Воложку на снимке 20 июня 2019 г.:
Такой эта дамба была и во второй половине 1990-х, когда через Волгу зимой действовала автомобильная ледовая переправа, по которой мы с братьями не раз ездили в Жигули, переезжая Рождественскую Воложку по льду рядом с дамбой.
Теперь остановимся на времени постройки этих дамб.
В лоции 1913-19 годов ни одной дамбы на Рождественской воложке не было и в помине, а сама Рождественская Воложка и Проран были практически замыты песками - о причинах этого явления будет рассказано ниже:
Нет дамб и на карте ГК ВСНХ-СССР окрестностей Самары 1927 года, но они уже присутствуют на Карте РККА Самары и окрестностей 1940 года:
Впрочем, отсутствие дамбы на карте вряд ли можно считать 100% доказательством того, что ее не было в момент составления карты - таки враг не дремлет, и в СССР было принято сознательно вносить в карты искажения, это общеизвестный факт.
На карте 1940 г обозначено, что дамб было вообще целых три - остатки одной из них, той, что в Рождествено (№2), я еще застал почти целой в 1980-х (хотя, как видно на приведенных выше космических снимках 1975 года, она уже начала разрушаться), на месте другой (№1, обозначена синим кружком), как мы видели, до сих пор видна заметная турбулентность, выдающая наличие препятствия на дне Прорана, а вот от третьей, если она и была, похоже, вообще ничего не осталось - как мы видели, в этом месте уже в 1960-х были только пески...
Лоция 1948 года показывает нам дамбу №1, полностью перекрывающую Рождественский Проран
В Сети встречаются уже упомянутые мной выше мнения о том, что дамба через Рождественский проран была сооружена путём затопления барж с камнями.
Газета "Средне-Волжская коммуна", №54 (3068), 07.03.1929 г. в статье "Волга не уйдет от Самары" с подзаголовком "Проект Колесникова нереален" опровергает эту версию:
Текст заметки полностью:
В последние несколько лет Волга настойчиво стремится уйти от Самары в проран (воложку) на правом берегу. Чтобы помешать уходу Волги, с января этого года приступлено в укреплению правого берега и заграждению прорана.
Работы эти весьма заинтересовали нашу общественность и в редакцию поступают письма с предложением различного рода проектов производства работ.
С одним из таких проектов — затопления груженых барж в воложке — обратился к нам т. Колесников.
По его рассчетам достаточно затопить 4 тридцати-саженных баржи с камнем, чтобы получить в этом месте неразмываемую плотину.
По этому поводу в заинтересованных кругах нам раз’яснили, что прежде, чем был окончательно составлен проект теперешнего заграждения, обсуждалась и возможность затопления баржами, гружеными песком или камнем и завалкой интервалов между затопленными судами и берегом грунтом.
Однако, от этой мысли пришлось отказаться. Опыт других мест, где такие эксперименты производились и отчасти опыт завалки прорана деревьями, произведенной в 1927 г. показал, что при наличии легко размываемого грунта берегов, такая мера может быть только временной и действительной лишь на очень короткий период.
Вообще же без капитального закрепления берегов прорана каменными одеждами обойтись все равно нельзя.
А это, главным образом, и удорожает все работы.
В нынешнем году будет построена часть дамбы через проран и укрепленный левый берег прорана, как наиболее разрушаемый.
В основание заградительной дамбы сейчас уже уложено 30 проц. подводных тюфяков и к концу зимы все тюфяки будут полностью уложены под дамбу.
Таким путем будет достигнуто закрепление существующего положения размыва русла прорана на месте будущей дамбы, постройка которой будет закончена через полтора — два года.
По окончании всех выправительных работ, русло Волги на протяжении около 3-х километров против Самары будет застраховано от дальнейшего уширения и будет ликвидирована опасность ухода главного течения Волги в рождественскую воложку, что грозило бы Самаре утратой причальной линии.
П—Н
Подтверждается версия тех краеведов, что придерживались мнения о строительстве дамбы через проран в 1928-1931 г.г.
Подтверждаются и данные о том, что в 1934 году дамба была частично повреждена паводком.
"Волжская коммуна" за 18.06.1934 в статье "Уйдет ли Волга от Самары? (Беседа c инженером тов. Аптековым)" писала:
— Уйдет ли Волга от Самары? — такой вопрос был задан инженеру тов. Аптекову, производителю работ по укреплению правого берега Волги.
Инженер Аптеков с 1889 года работает на этом деле. Вся проблема Воложки зародилась на его глазах, разрешалась и близится к концу при его непосредственном участии. Он рассказывает следующее:
— В 1876 году вопрос о Воложке был поставлен впервые профессором Богуславским. Проводя съемку у Самары, он обнаружил, что у левого берега Волги, от Барбашиной Поляны до Постникова оврага происходит усиленное отложение песков. Вследствие этого течение направлялось в Воложку, ее берега сильно размывались и в весеннее время через нее проходило до четверти всей воды.
Это поставило Самару перед угрозой остаться на мели. Поэтому в 1889 году начались изыскания, составлен был проект укрепления правого берега. Однако, проект этот блуждал в министерских канцеляриях до 1896 года.
С 1896 до 1909 года были проведены некоторые работы: укрепление правого берега выше Воложки, на расстоянии 2,5 километров, были сделаны
три полузапруды для направления течения к Самаре. Но вся эта работа была недостаточно эффективна, так как средства отпускались малыми дозами, да и всего-то было затрачено за те годы около полумиллиона рублей.
Только после Октябрьской революции борьба приняла серьезный размах. Пески ежегодно спускались на 200—300 метров по течению, а высокая
вода 1926 года спустила их сразу на километр. Против прорана Воложки образовался перевал. В результате этого началось усиленное размывание берегов Воложки и создалась реальная угроза ухода Волги от Самары.
Немедленно был составлен проект работ, его утвердили в 1928 году и тут же начались широкие работы, на которые было израсходовано 4,5 миллиона рублей.
Что сделано? Воложка преграждена каменной дамбой, а правый берег Волги укреплен камнем на протяжении 3,5 километров. Работа окончена в
прошлом году и принята комиссией Наркомвода.
За это время навигация у Самары была затруднена песками, приходилось проводить большие землечерпательные работы. Теперь эти трудности
позади. Если и придется этим летом провести некоторые землечерпательные работы, то по объему их никак нельзя будет сравнить с прошлыми.
Волга от Самары не уйдет и навигация будет проходить нормально.
В дальнейшем надо провести дополнительное укрепление правого берега, чтобы не допустить его размыва против устья Самарки, иначе пески
осядут при владении Самарки в Волгу. Надо сказать, что в результате наших работ пески уже уменьшаются.
Их высота равнялась в 1926 году 8 метрам, а сейчас около 6 метров. Нет никакого сомнения, что и здесь мы выйдем победителями.
Владимир Казарин в журнале «Самара и Губерния» в номере 3#2013 (сентябрь) писал и об истории разрушения этой дамбы:
По словам бывшего капитана-наставника Самарского речного порта В.Ф. Золотенкова, дамба через Проран частично была разобрана со стороны одноимённого посёлка в конце сороковых или начале пятидесятых годов. Пассажирские суда не стали огибать остров Поджабный, а пошли напрямую в село Рождествено. Со стороны Рождественского острова несколько десятков метров дамбы сохранилось.
Она ушла под воду с заполнением Саратовского водохранилища.