Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Categories:

Дамбы на Проране и Рождественской Воложке

В различных самарских интернет-изданиях и блогах самарских краеведов ходят разные версии о времени и способе строительства этих дамб.
Кто-то полагает, что начало этим работам было положено еще в XVII веке, кто-то пишет про век XIX, некоторые придерживаются версий о том, что дамбы были построены до войны путём затопления в проране Воложки между островами Рождественский и Поджабный нескольких барж с камнями.

Об одной из версий истории возникновения этих дамб я уже писал примерно год назад в посте о Рождественской Воложке:
За прошедшее время мне удалось найти некоторое количество фактического материала, подтвержденного документально, и сегодня я предлагаю вашему вниманию свою версию строительства этих дамб, основанную на анализе данных аэрофотосъёмок, картографической информации, спутниковых снимков с американских разведывательных спутников и материалах самарских газет периода строительства этих дамб.

Самая известная, пожалуй, но в наше время полностью ушедшая под воду Саратовского водохранилища - дамба, перегораживавшая проран в районе острова Поджабный (Проран) и соединявшая остров Поджабный с островом Рождественский.
Если присмотреться, следы этой дамбы, давно ушедшей под воды Саратовского водохранилища, видны с самолёта (снимок был сделан мной 12 июня 2019 года):




Дабы вы понимали, о какой дамбе идёт речь и где конкретно она располагалась, приведу карту Куйбышева, выпущенную немецкой разведкой в августе 1943 года:



Более крупная аэрофотография, на которой заметны следы турбулентных завихрений волжских вод над находящейся в наше время на глубине около 8-10 метров дамбой:



Что интересно, дамбу эту можно рассмотреть на американском спутниковом снимке, сделанном 30 мая 1962 года (под номером 1):



Дамба в это время еще, по-видимому, возвышалась над водой, поскольку Саратовское водохранилище еще не было заполнено, и уровень Волги у Самары был ниже сегодняшнего метров на 6-7.

Цифрой 2 обозначена еще одна дамба, насыпанная поперек Рождественской Воложки, о ней речь пойдет ниже.

И снова аэрофотосъёмка ‎20 ‎июня ‎2019 ‎г., увеличенный фрагмент со следами дамбы:



Следы дамбы на Проране на снимке 12 августа 1968 г. уже почти не видны, поскольку Саратовское водохранилище начали заполнять в 1967-68 годах.
Дамба №2  тоже подтоплена и уже начала разрушаться:



На зимнем снимке, сделанном 20 декабря 1975 года, по характеру еще не полностью установившегося ледяного покрова можно судить о наличии этих дамб - дамба №1 создаёт завихрения, препятствующие установлению постоянного ледового покрова над собой, а вот у дамбы №2 уже намечаются какие-то признаки того, что она уже частично промыта:



‎Дамба №2 через Рождественскую Воложку на снимке 20 ‎июня ‎2019 ‎г.:



Такой эта дамба была и во второй половине 1990-х, когда через Волгу зимой действовала автомобильная ледовая переправа, по которой мы с братьями не раз ездили в Жигули, переезжая Рождественскую Воложку по льду рядом с дамбой.

Теперь остановимся на времени постройки этих дамб.

В лоции 1913-19 годов ни одной дамбы на Рождественской воложке не было и в помине, а сама Рождественская Воложка и Проран были практически замыты песками - о причинах этого явления будет рассказано ниже:



Нет дамб и на карте ГК ВСНХ-СССР окрестностей Самары 1927 года, но они уже присутствуют на Карте РККА Самары и окрестностей 1940 года:





Впрочем, отсутствие дамбы на карте вряд ли можно считать 100% доказательством того, что ее не было в момент составления карты - таки враг не дремлет, и в СССР было принято сознательно вносить в карты искажения, это общеизвестный факт.

На карте 1940 г обозначено, что дамб было вообще целых три - остатки одной из них, той, что в Рождествено (№2), я еще застал почти целой в 1980-х (хотя, как видно на приведенных выше космических снимках 1975 года, она уже начала разрушаться), на месте другой (№1, обозначена синим кружком), как мы видели, до сих пор видна заметная турбулентность, выдающая наличие  препятствия на дне Прорана, а вот от третьей, если она и была, похоже, вообще ничего не осталось - как мы видели, в этом месте уже в 1960-х были только пески...

Лоция 1948 года показывает нам дамбу №1, полностью перекрывающую Рождественский Проран




В Сети встречаются уже упомянутые мной выше мнения о том, что дамба через Рождественский проран была сооружена путём затопления барж с камнями.


Газета "Средне-Волжская коммуна", №54 (3068), 07.03.1929 г. в статье "Волга не уйдет от Самары" с подзаголовком "Проект Колесникова нереален" опровергает эту версию:



Текст заметки полностью:

В последние несколько лет Волга настойчиво стремится уйти от Самары в проран (воложку) на правом берегу. Чтобы помешать уходу Волги, с января этого года приступлено в укреплению правого берега и заграждению прорана.
Работы эти весьма заинтересовали нашу общественность и в редакцию поступают письма с предложением различного рода проектов производства работ.
С одним из таких проектов — затопления груженых барж в воложке — обратился к нам т. Колесников.
По его рассчетам достаточно затопить 4 тридцати-саженных баржи с камнем, чтобы получить в этом месте неразмываемую плотину.

По этому поводу в заинтересованных кругах нам раз’яснили, что прежде, чем был окончательно составлен проект теперешнего заграждения, обсуждалась и возможность затопления баржами, гружеными песком или камнем и завалкой интервалов между затопленными судами и берегом грунтом.
Однако, от этой мысли пришлось отказаться. Опыт других мест, где такие эксперименты производились и отчасти опыт завалки прорана деревьями, произведенной в 1927 г. показал, что при наличии легко размываемого грунта берегов, такая мера может быть только временной и действительной лишь на очень короткий период.
Вообще же без капитального закрепления берегов прорана каменными одеждами обойтись все равно нельзя.
А это, главным образом, и удорожает все работы.

В нынешнем году будет построена часть дамбы через проран и укрепленный левый берег прорана, как наиболее разрушаемый.
В основание заградительной дамбы сейчас уже уложено 30 проц. подводных тюфяков и к концу зимы все тюфяки будут полностью уложены под дамбу.

Таким путем будет достигнуто закрепление существующего положения размыва русла прорана на месте будущей дамбы, постройка которой будет закончена через полтора — два года.

По окончании всех выправительных работ, русло Волги на протяжении около 3-х километров против Самары будет застраховано от дальнейшего уширения и будет ликвидирована опасность ухода главного течения Волги в рождественскую воложку, что грозило бы Самаре утратой причальной линии.

П—Н


Подтверждается версия тех краеведов, что придерживались мнения о строительстве дамбы через проран в 1928-1931 г.г.
Подтверждаются и данные о том, что в 1934 году дамба была частично повреждена паводком.

"Волжская коммуна" за 18.06.1934 в статье "Уйдет ли Волга от Самары? (Беседа c инженером тов. Аптековым)" писала:

— Уйдет ли Волга от Самары? — такой вопрос был задан инженеру тов. Аптекову, производителю работ по укреплению правого берега Волги.

Инженер Аптеков с 1889 года работает на этом деле. Вся проблема Воложки зародилась на его глазах, разрешалась и близится к концу при его непосредственном участии. Он рассказывает следующее:
— В 1876 году вопрос о Воложке был поставлен впервые профессором Богуславским. Проводя съемку у Самары, он обнаружил, что у левого берега Волги, от Барбашиной Поляны до Постникова оврага происходит усиленное отложение песков. Вследствие этого течение направлялось в Воложку, ее берега сильно размывались и в весеннее время через нее проходило до четверти всей воды.

Это поставило Самару перед угрозой остаться на мели. Поэтому в 1889 году начались изыскания, составлен был проект укрепления правого берега. Однако, проект этот блуждал в министерских канцеляриях до 1896 года.

С 1896 до 1909 года были проведены некоторые работы: укрепление правого берега выше Воложки, на расстоянии 2,5 километров, были сделаны
три полузапруды для направления течения к Самаре. Но вся эта работа была недостаточно эффективна, так как средства отпускались малыми дозами, да и всего-то было затрачено за те годы около полумиллиона рублей.

Только после Октябрьской революции борьба приняла серьезный размах. Пески ежегодно спускались на 200—300 метров по течению, а высокая
вода 1926 года спустила их сразу на километр. Против прорана Воложки образовался перевал. В результате этого началось усиленное размывание берегов Воложки и создалась реальная угроза ухода Волги от Самары.

Немедленно был составлен проект работ, его утвердили в 1928 году и тут же начались широкие работы, на которые было израсходовано 4,5 миллиона рублей.

Что сделано? Воложка преграждена каменной дамбой, а правый берег Волги укреплен камнем на протяжении 3,5 километров. Работа окончена в
прошлом году и принята комиссией Наркомвода.

За это время навигация у Самары была затруднена песками, приходилось проводить большие землечерпательные работы. Теперь эти трудности
позади. Если и придется этим летом провести некоторые землечерпательные работы, то по объему их никак нельзя будет сравнить с прошлыми.

Волга от Самары не уйдет и навигация будет проходить нормально.

В дальнейшем надо провести дополнительное укрепление правого берега, чтобы не допустить его размыва против устья Самарки, иначе пески
осядут при владении Самарки в Волгу. Надо сказать, что в результате наших работ пески уже уменьшаются.

Их высота равнялась в 1926 году 8 метрам, а сейчас около 6 метров. Нет никакого сомнения, что и здесь мы выйдем победителями.





Владимир Казарин в журнале «Самара и Губерния» в номере 3#2013 (сентябрь) писал и об истории разрушения этой дамбы:

По словам бывшего капитана-наставника Самарского речного порта В.Ф. Золотенкова, дамба через Проран частично была разобрана со стороны одноимённого посёлка в конце сороковых или начале пятидесятых годов. Пассажирские суда не стали огибать остров Поджабный, а пошли напрямую в село Рождествено. Со стороны Рождественского острова несколько десятков метров дамбы сохранилось.
Она ушла под воду с заполнением Саратовского водохранилища
.




Tags: Самара, давайте разберемся, заброшенные объекты, забытая история, изследования
Subscribe

Posts from This Journal “изследования” Tag

  • Легенды и были мацестинской дачи Сталина

    Дача в Сочи была построена по проекту архитектора Мирона Мержанова в 1931 году специально для Сталина на территории бывшего имения Михайловское, до…

  • С чего начинался Сочи?

    Сочи широко известен со времен СССР как "всесоюзная здравница", множество народу на бывшем постсоветском пространстве хоть раз в жизни, но…

  • Хостинская крепость

    В северо-восточной части Хостинской «Тисо-самшитовой рощи», на полукруглом известняковом плато, образованном изгибом реки Хоста,…

  • Золото Самарки

    Листая сборник "Богат минералами край самарский (очерки по геологии Самарской области и воспоминания о Небритове Н.Л.)", изданный в Самаре…

  • 1300 километров на собаках летом

    Многие давние читатели моего блога в курсе, что меня, как владельца сибирского хаски, давно занимает тема собачьих упряжек и ездового спорта, также…

  • Бахиловский гудронный завод

    На территории Жигулёвского заповедника им. И.И. Спрыгина находится урочище Гудронный, названное так по когда-то находившемся тут посёлке при…

  • "Трон волхва" и "Храм Перуна"

    О "Троне верховного Волхва", обнаруженном где-то в дебрях самарских лесов широко известным в узких кругах "самарским писателем,…

  • Лотар фон Вакано

    Сегодняшний пост - о некоторых интересных фактах из жизни третьего сына Альфреда фон Вакано - Лотара Леопольда (Лотара) и о дальнейшей судьбе…

  • Эрих фон Вакано

    Сегодняшний пост - о некоторых интересных фактах из жизни второго сына Альфреда фон Вакано - Эриха-Виктора-Иоганна (Эриха). Эрих фон Вакано -…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

Posts from This Journal “изследования” Tag

  • Легенды и были мацестинской дачи Сталина

    Дача в Сочи была построена по проекту архитектора Мирона Мержанова в 1931 году специально для Сталина на территории бывшего имения Михайловское, до…

  • С чего начинался Сочи?

    Сочи широко известен со времен СССР как "всесоюзная здравница", множество народу на бывшем постсоветском пространстве хоть раз в жизни, но…

  • Хостинская крепость

    В северо-восточной части Хостинской «Тисо-самшитовой рощи», на полукруглом известняковом плато, образованном изгибом реки Хоста,…

  • Золото Самарки

    Листая сборник "Богат минералами край самарский (очерки по геологии Самарской области и воспоминания о Небритове Н.Л.)", изданный в Самаре…

  • 1300 километров на собаках летом

    Многие давние читатели моего блога в курсе, что меня, как владельца сибирского хаски, давно занимает тема собачьих упряжек и ездового спорта, также…

  • Бахиловский гудронный завод

    На территории Жигулёвского заповедника им. И.И. Спрыгина находится урочище Гудронный, названное так по когда-то находившемся тут посёлке при…

  • "Трон волхва" и "Храм Перуна"

    О "Троне верховного Волхва", обнаруженном где-то в дебрях самарских лесов широко известным в узких кругах "самарским писателем,…

  • Лотар фон Вакано

    Сегодняшний пост - о некоторых интересных фактах из жизни третьего сына Альфреда фон Вакано - Лотара Леопольда (Лотара) и о дальнейшей судьбе…

  • Эрих фон Вакано

    Сегодняшний пост - о некоторых интересных фактах из жизни второго сына Альфреда фон Вакано - Эриха-Виктора-Иоганна (Эриха). Эрих фон Вакано -…