Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

ЦАРЕВИЧЪ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧЪ въ городѣ Самарѣ въ 1863 году

На страницах блога я уже освещал подробности визитов в Самару августейших особ Российского Императорского Дома - Александра II в августе 1871 года и Николая II, дважды (в 1891 и 1904 гг.) посещавшего Самару.

Сегодняшний рассказ - о подробностях визита в Самару в 1863 году полного тёзки последнего Императора Всероссийского, Цесаревича Николая Александровича, в честь которого отец Николая II, Александр III, приходившийся рано умершему Николаю Александровичу младшим братом, и назвал своего сына.

Когда стало извѣстно, что Его Высочество Государь Наслѣдникъ Цесаревичъ Николай Александровичъ, проѣздомъ изъ Нижняго-Новгорода по Волгѣ, посѣтитъ Самару, начались дѣятельныя приготовіенія къ пріезду дорогаго гостя.

Николай Александрович - старший сын императора Александра II, фото 1862 г.:


Губернское начальство, городскія власти и дворянство усиленно спѣшили представить Его Высочеству въ наиіучшемъ состояніи свой родной городъ: исправлялись заново тротуары и мостовыя; казенныя и обществен-ныя зданія, а также дома знатныхъ горожанъ на тѣхъ улицахъ, по которымъ предполагался путь слѣдованія въ городъ Царевича, ремонтировались и красились.

[P.S. прямо как в Cамаре перед мундиалем ;))]
Жители отъ мала до велика съ нетерпѣніемъ ждали дня 15-го Іюля. Наконецъ давно желанный день насталъ.

Чуть не съ утра разношерстныя толпы горожанъ, разодѣтыя въ лучшія одежды, потекли къ пароходной пристани Общества „Самолетъ".

Ближайшіе къ Волгѣ дома и колокольни церквей покрылись ожидающими, глаза были устремлены вверхъ по теченію р. Волги на изгибъ за Молоканскимъ садомъ.

Городъ представлялъ праздничный видъ въ этотъ радостный, торжественный день.

Всюду улицы убрались Флагами. Дома знатныхъ и богатыхъ украсились разноцвѣтными матеріями и гирляндами зелени.

Погода была солнечная, что еще болѣе усиливало впечатлѣніе торжественности.

Чу! вдали послышался пароходный свистокъ, и изъ-за угла Молоканскаго сада показался пароходъ „Туристъ".



Пароход "Турист" (Пароходное общество "Самолет", построен 1862 в Бельгии, Коккериль):


Народъ замеръ въ нетерпѣливомъ ожиданіи. Пароходъ сдѣлалъ еще нѣсколько дружныхъ взмаховъ колесами и ровно въ 7 час. пополудни причалилъ къ берегу.

Громкое, восторженное "ура" огласило воздухъ. Его Высочество стоялъ на палубѣ, милостиво отвѣчая на привѣтствіе народа. Едва пароходъ присталъ, Царевича встрѣтилъ съ рапортомъ Самарскiй губернаторъ Н. А. Замятинъ.

У самой пристани, въ особо устроенной на берегу палаткѣ, ожидали Государя Наслѣдника дворяне, начальствующiя
лица города и губерніи, купечество, городскіе головы уѣздныхъ городовъ, волостные и приказные головы государственныхъ и удѣльныхъ крестьянъ и волостные старшины временно-обязанныхъ крестьянъ.

Вдоль подмостковъ отъ пароходной пристани въ два ряда стояли инородцы Самарской губерніи въ племенныхъ своихъ одеждахъ.

По обѣимъ сторонамъ палатки возвышались амфитеатромъ нарочно устроенныя мѣста для дамъ и воспитанниковъ учебныхъ заведенiй г. Самары, куда желающіе допускались по билетамъ.

Весь Волжскій берегъ близъ пристани былъ положительно запруженъ народомъ; какъ говорится, негдѣ было яблоку упасть. И во все время шествія Его Высочества на берегъ и берегомъ къ палаткѣ народъ несмолкаемыми кликами выражалъ свою радость, а нѣкоторые по пути шествія разстилали платки и одежду.

Въ палаткѣ Государю Цесаревичу поднесли хлѣбъ-соль Самарскій городской голова съ почетными гражданами города и временно-обязанные крестьяне.

Затѣмъ Его Высочество изволилъ сѣсть въ коляску и, въ сопровожденіи свиты и начальствующихъ лицъ, чрезъ тріумфальные ворота, отправился въ Вознесенскiй каѳедральный соборъ, гдѣ собралось Самарское духовенство; преосвященный Ѳеофилъ, епископъ Сашарскiй и СтавропоіьскШ, съ крестомъ и святой водой, сказалъ привѣтственную рѣчь.

По выслушаніи краткаго молебствія съ провозглашеніемъ многолѣтія Августѣйшему гостю и всему царствующему дому, Его Высочество, провожаемый безчисленными толпами народа, изволилъ отбыть въ назначенный для его пребыванія домъ Самарскаго дворянства; у подъѣзда былъ встрѣченъ съ обычными воинскими почестями почетнымъ карауломъ отъ резервнаго баталіона Тульскаго пѣхотнаго полка, а при входѣ въ домъ всѣми наличными дворянами.

Уже стало смеркаться. Улицы освѣтились кругомъ. Дома горожанъ и зданія присутственныхъ мѣстъ заблистали разноцвѣтными шкаликами, разныхъ формъ фонариками и вензелями. Толпы народныя шумно двигались по улицамъ, оглашая воздухъ радостнымъ "ура".

Въ это время Его Высочество, отобѣдавъ въ обществѣ почетныхъ дворянъ Самарской губерніи, въ 9 час. вечера изволилъ посѣтить городской театръ, откуда, по окончаніи второй піесы, возвратился обратно въ домъ своего пребыванія.

Не надо говорить, что послѣ отъѣзда Цесаревича театръ моментально сдѣлался пустъ. И представители властей, и горожане поспѣшили скорѣе оставить душныя стѣны храма Мельпомены и провожали Его Высочество до дома.

Народныя массы до тѣхъ поръ толпились передъ помѣщеніемъ дорогаго гостя и восторженными кликами оглашали воздухъ, пока тамъ не потухли огни и все въ домѣ успокоилось.

Городъ же долго еще ликовалъ. Жители, кажется, не смыкали глазъ въ эту торжественную для нихъ ночь.

Снова наступило лѣтнее утро. Тамъ и сямъ замелькали извощичья пролетки и собственные экипажи съ еѣдоками всѣхъ ранговъ и всевозможныхъ проФессій.

Начальство и должностныя лица съѣзжались къ дворянскому дому. Народъ также толпился на этой улицѣ въ ожиданіи увидѣть еще разъ своего Августѣйшаго Гостя.

Наконецъ, въ 10 час. утра Государь Наслѣдникъ изволилъ выйти изъ внутреннихъ покоевъ и принималъ военныхъ чиновъ, дворянъ Самарской губерніи, предсѣдателя и членовъ губернскихъ учреждений и прочихъ гражданскихъ чиновъ всѣхъ вѣдомствъ.

За ними представлялись Его Высочеству волостные и приказные головы и волостные старшины сельскихъ обывателей, Самарскій голова съ городскими должностными лицами и выборнымъ купечествомъ и городскіе головы всѣхъ уѣздныхъ городовъ.

Утро этого дня, по случаю ненастной погоды, Царевичъ не изволилъ оставлять своихъ покоевъ и только въ 3 часа дня присутствовалъ въ квартирѣ губернатора на панихидѣ умершей наканунѣ отъ обжога на пароходѣ супруги Симбирскаго дворянина г-жи Бестужевой, которая ѣхала въ г. Самару исключительно для того, чтобы еще разъ видѣть Его Высочество.

Въ 4 часа пополудни, Государь Наслѣдникъ удостоилъ своимъ посѣщеніемъ обѣдъ, данный въ честь его Самарскимъ купеческимъ обществомъ въ вокзалѣ Струковскаго сада.

Во время этого обѣда горожане обратились къ Его Высочеству со всеподданнѣйшей просьбой ознаменовать время посѣщенія г. Самары учрежденіемъ дѣтскаго пріюта его августѣйшаго имени.

Царевичъ съ удовольствіемъ далъ на то свое согласіе, и тутъ же, не выходя изъ-за стола, купцы по добровольной подпискѣ въ одинъ мигъ собрали около 12 тыс., которыя послужили основаніемъ для постройки нынѣ существующаго въ г. Самарѣ Николаевскаго сиротскаго дома, на углу Алексѣевской и Дворянской улицъ.

Учрежденіе такого пріюта было предположено еще въ 1849 году, когда Самара была уѣзднымъ городомъ Симбирской губерніи, и его предполагалось назвать въ честь Св. Алексѣя митрополита Московскаго и всея Россіи чудотворца, покровителя г. Самары, Алексѣевскимъ; но съ пріѣздомъ сюда Царевича, всѣ помыслы были направлены къ тому, чтобы увѣковѣчить время его пребыванія въ Самарѣ какимъ - либо памятнымъ благотворительнымъ учрежденіемъ.

Николаевскій сиротскій домъ былъ построенъ на пустомъ мѣстѣ, принадіежавшемъ вѣдомству удѣловъ, которое по ходатайству Его Высочества для этой цѣли было подарено Его Величествомъ Государемъ Аленсандромъ Никоіаевичемъ Самарскому обществу.

Кромѣ собранныхъ по добровольной подпискѣ 12 тыс. рубл., Самарская дума 21 Февраля 1867 г. изъ прибылей общественнаго банка за 1866 г. отчислила еще 2,000 р., изъ коихъ 1,500 р. на расходы по возведенію зданія, а 500 р. на содержаніе пріюта. Въ 1868 г. отчислено было еще 1,000 р и кромѣ того поступали пожертвованія отъ разныхъ лицъ города и уѣздовъ.

Постройка дома началась съ лѣта 1864 г., подъ наблюденіемъ именитаго Самарскаго купца Михаила Ивановича Гладкова, который на это дѣло давалъ изъ своихъ суммъ денегъ безъ счета, а въ 1866 г. была окончена, и 8 Сентября этого года Николаевскій сиротскій пріютъ былъ открытъ для пріема сиротъ.

Благодаря усердію гражданъ города, и особенно попечителя пріюта того же купца Гладкова, въ какихъ-нибудь два года была устроена тамъ и церковь, со всею утварью, во имя Николая Мѵръ-Ликійскаго чудотворца, которая освѣщена преосвященнымъ Самарскимъ Герасимомъ 19 Января 1869 года.

Послѣ обѣда въ Струковскомъ саду, вечеромъ, Царевичъ посѣтилъ находящееся за городомъ кумысо-лѣчебное заведеніе доктора Постникова, заѣзжалъ на дачу купца Анаева, гдѣ также лѣчатся кумысомъ, а на обратномъ пути оттуда, на военномъ плацу, противъ Молоканскаго сада, производилъ смотръ 4-му баталіону Тульскаго полка, выведенному по его приказанію безъ ружей.

Передъ выѣздомъ Его Высочества за городъ сильная буря и страшный песчаный ураганъ пронесся надъ Самарой; но это не помѣшало сопровождающему Царевича доктору Шестову обозрѣть въ этотъ день городскую больницу и лазаретъ резервнаго баталіона.

На другой день, 17 Іюля, утромъ Его Высочество обозрѣвалъ учебныя заведенія и благотворительныя учреждения г. Самары, а въ 4 часа дня у него въ дворянскомъ домѣ былъ обѣденный столъ, къ которому были приглашены, кромѣ лицъ свиты, преосвященный Ѳеофилъ, Самарскій губернаторъ, вице-губернаторъ, губернскій и уѣздный предводители дворянства, члены губернскаго по крестьянскимъ дѣламъ присутствия, губернскій жандармскій штабъ-офицеръ, командиры 4-го резервнаго и 11-го линейнаго баталіоновъ, городской голова, полицеймейстеръ и двое частныхъ лицъ: коллежскій совѣтникъ Чемодуровъ и купецъ Бурѣевъ (Впослѣитвіи въ 1870—1871 гг. Самарскiй городской голова).

Въ 6 часовъ вечера Государь Наслѣдникъ удостоилъ благосклоннымъ вниманіемъ выставку мѣстныхъ произведеній, устроенную дворянствомъ и начальствомъ удѣльваго и казеннаго вѣдометвъ, въ 10 верстахъ отъ г. Самары, по Черновской дорогѣ, гдѣ Царевичу были представлены образцы произведеній Самарской почвы и природы, а также обозрѣвалъ пріемы мѣстнаго земдедѣлія и опыты съ жатвенной машиной.

Не смотря на отдаленность этой мѣстности отъ города, стеченіе народа было столь многочисленно, что препятствовало удобному обозрѣнію производившихся опытовъ.

Куда бы ни направился Августѣйшій гость, толпы горожанъ всюду сопровождали его, и громкое "ура" лилось и лилось, не смолкая.

Уже поздно вечеромъ Его Высочество возвратился въ городъ; путь слѣдованія освѣщали на всемъ десятиверстномъ пространствѣ зажженныя смоляныя бочки.

По случаю отъѣзда въ этотъ день Царевича народу отъ города было предложено угощеніе.

Въ 10 час. вечера Наслѣдникъ Цесаревичъ, сопровождаемый начальникомъ губерніи, губернскимъ предводателемъ дворянства и прочими начальствующими лицами, посреди восторженныхъ кликовъ народныхъ, изволилъ пересѣсть на пароходъ и отбылъ изъ города.


Членъ Оренбургской Ученой Архивной Комиссіи П. Л.Юдинъ.



Источник:

Русский архив, издаваемый Петром Бартеневым, 1894, стр. 236-240
Tags: Российская Империя, Самара, забытая история, история
Subscribe

Posts from This Journal “Самара” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments