Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Category:

Веденеевская яма и скотское кладбище

В верховьях бывшего Колесникова оврага, занимая часть современного разворотного трамвайного кольца и частный сектор между улицами Тухачевскогго и Лунной, в начале XX века находился скотомогильник (скотское кладбище), а рядом располагался провал, предположительно изначально карстового происхождения, носивший название Веденеевская (или Едина) Яма:



Веденеевская Яма, по свидетельству К.П. Головкина, находилась на высоте 40 сажен над уровнем Волги, и многие годы служила самарцам для свалки нечистот:



Для свалки нечистот, помимо расположенной в верховьях одного из отрогов Колесникова оврага, самарцами использовалась и средняя часть этого оврага:



Когда самарцы начали сбрасывать в Веденеевскую яму нечистоты, доподлинно неизвестно.
Дело в том, что до последней четверти XIX века Веденеевская яма находилась далеко за чертой города, и потому на всех картах и планах города Самары до 1898 года она оказывалась за границами листа карт и планов.

Помимо нечистот, озабоченность самарцев и властей вызывало и состояние Скотского кладбища.
Вот один из примеров из "Городского вестника" Самары за 1910 год:



Впервые мне удалось обнаружить изображение Веденеевской ямы и расположенного по соседству с ней Скотского кладбища на Плане Самарской городской дачи 1898 года:



Зато хорошо известно, кто и как помог в конце концов спасти город от нечистот, переполнявших Веденеевскую яму:

Городу помог владелец пивоваренного завода Альфред Филиппович Вакано. В 1906 году он предложил думе 15 тысяч рублей на составление проекта канализации, и проект этот был заказан немецкому инженеру из Франкфурта на Майне В. Г. Линдлею.
В начале июля 1907 года, после того как были собраны все данные и приготовлены планы и промеры, автор проекта провел в Самаре две недели, изучая местные условия. Весной 1908 года он представил проект, в апреле этого же года закончилось печатание пояснительной записки на русском языке, а в конце года - правил устройства домовых стоков.



"Современные водостоки города и устройства по удалению нечистот находятся в примитивном состоянии", - писал В.Г.Линдлей после посещения города. - "Не хватает бочек для ассенизационного обоза. Вывоз направляется в Видинеевскую яму, расположенную на самарском склоне к востоку и выше города, но при этом часто опорожняется по дороге. Дождевые потоки собираются в ручьи и выносятся в реки, загрязняя их. Некоторые домовладельцы и заведения устроили для отвода своих стоков в различное время подземные каналы. Они впадают в Волгу и Самарку, проходя их поймы открытыми каналами."

Впрочем, до спасения было еще далеко.
Сайт SGPRESS.RU со ссылкой на дореволюционные самарские источники, пишет:

«Газета для всех», вышедшая в Самаре 18 декабря 1910 года, рассказывала о скандале, возникшем по поводу Веденеевской ямы – места сброса городских отходов.

Дело в том, что канализационная комиссия на очередном заседании была сильно удивлена, когда увидела в поданном на подпись протоколе измененный пункт.
Комиссии предлагалось согласиться с тем, что если город к 1917 году не примет меры к уничтожению или переносу в другое место Веденеевской ямы, он будет вынужден возвратить господину Вакано все понесенные им расходы на устройство канализации, причем, с процентами.

Автор заметки язвительно заявлял, что давно переполненная Веденеевская яма, видимо, дорога городу, раз для ее очистки не делается ровным счетом ничего:
«Головы «отцов», очевидно, так привыкли к факту существования Веденеевской ямы, что иного выхода, кроме уплаты расходов с процентами, не могут представить».





В марте 1911 при самарской городской управе был учреждён канализационный отдел, с этого акта началась официальная история самарской городской канализации. А на следующий год началось строительство основной канализационной сети Самары, не прекращавшееся даже в годы Первой Мировой войны. К 1918 году в Самаре было построено 35,4 километра канализационной сети.

Строительство самарской канализации велось вплоть до 1918 года. Ввод в действие городской канализационной сети заметно улучшило санитарное состояние Самары. Потом стало не до того…

Несмотря на это, вывоз нечистот в Веденеевскую яму. очевидно, постепенно сократился, а затем, видимо, сошел на нет.

Благодаря имеющимся в нашем распоряжении старым картам и планам г. куйбышева мы можем примерно установить, когда исчезла яма и на ее месте появилась городская застройка.

Из трудов К.П. Головкина известно:

В 1921 г. город (комхоз) отвел новую площадь земли д[ля] кладбища на месте скакового ипподрома за городом, между дорогой в Черновку и Смышляевку. Громадная площадь земли (40 дес[ятин] 2115 с[ажен]) была со всех сторон обрыта глубоким рвом, работу каковую производили голодающие и безработныею

В 1926 году на плане Веденеевская яма все еще присутствует, хотя по соседству с ней, за современной улицей Пензенской, возникли частные дома Железнодорожного посёлка :



На плане 1929 года на месте бывшей Веденеевской ямы изображена садово-парковая зона - по всей вероятности, к этому моменту яму уже запланировали засыпать, а территорию рекультивировать:



Впрочем, карта Самары и окрестностей за 1934 год вместо протяженной ямы показывает по соседству с кладбищем, которое в то время начали переносить на место современного городского, лишь несколько разрозненных ям - очевидно, Веденеевскую яму к этому времени уже частично засыпали.



План 1937 года ясности особой не вносит, однако тенденция застройки окрестных пустырей, примыкающих к новому на тот момент городскому кладбищу, понятна:



Схематический план довоенного куйбышева 1940 года уже рисует на месте бывшего Скотского кладбища и Веденеевской ямы кварталы частной застройки:




Дальнейшее развитие городская канализационная сеть получила уже после Великой Отечественной войны, когда население города по сравнению с началом века, возросло в разы. В конце 60-х годов в Куйбышеве (Так Самара называлась с 1934 по 1990 годы) было начато строительство крупнейшего в стране канализационного комплекса. В 1974 году вступили в строй очистные сооружения механической очистки мощностью до 600 тыс. кубометров сточных вод в сутки, а в 1976 году - сооружения биологической очистки с аэротэнками.

Масштаб прочих имеющихся в моём распоряжении карт военных и первых послевоенных лет не позволяет доподлинно выяснить, когда на месте бывшего скотомогильника и полигона нечистот возникли частные дома - на плане 1956 года на этом месте уже нанесены городские кварталы:



Американский космоснимок1965 года документально подтверждает, что в середине 1960-х о том, что тут была свалка городских биологических отходов, никто и не вспоминал - на месте нечистот стоит частный сектор и растут деревья, и лишь взаимное расположение построек позволяет догадываться. где именно находился овраг, по которому нечистоты утекали в Самарку:



И в заключение - контуры бывшего Скотского кладбища и Веденеевской ямы, наложенные на современный космоснимок:



Остаётся надеяться, что сады и огороды на участках, расположенных на месте этих объектов, до сих пор отлично плодоносят, принося своим хозяевам чисто органические продукты ;)

Источник текста:

"История Самарской канализации" на сайте Водоканала

Tags: Российская Империя, Самара, давайте разберемся, заброшенные объекты, забытая история, изследования, история, как это было
Subscribe

Posts from This Journal “Российская Империя” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

Posts from This Journal “Российская Империя” Tag