Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Categories:

Забытая история - кто, как и чем строил Самарский элеватор

Здание Куйбышевского (Самарского) элеватора, располагавшееся на берегу Волги ниже Речного вокзала и имевшее адрес ул. Максима Горького, 58, было снесено в 2013-2014 годах, и сейчас о нём напоминает только пустырь да остатки погрузочной эстакады, уходящие далеко в Волгу.

Мы с моим верным псом Ричем снимали его почти 11 лет назад, в марте 2010 года:



Благодаря уникальным материалам из альбома "Строительство элеватора, 1936-1939", присланным мне одним из читателей блога Маратом Аблеевым, производившим демонтаж этого сооружения с 2012 по 2014 гг., мы с вами сможем сегодня совершить виртуальное путешествие во вторую половину 1930-х, когда в Куйбышеве строился этот элеватор.

В своё время это было величественное сооружение, хотя и построено оно было по типовому проекту:



Столь же величественным элеватор был и в конце 1970-х, когда я переехал в Самару, и в середине 1960-х, когда его сфотографировал с орбиты американский спутник-шпион:




Начнём наш сегодняшний рассказ о строительстве этого сооружения с предыстории - до революции и в первые годы после нее на месте элеватора помещались лесные пристани и щепные лавки, как о том нам свидетельствует "План города Самары с посёлками 1910 года":



В начале 1930-х место, которое было выбрано под строительство элеватора, выглядело с Волги вот так:



Вдоль реки шла портовая железнодорожная ветка, весь берег был завален лесом, а далее, перед коренным склоном берега, помещались щепные лавки.
В 1936 году началось строительство, и 26 марта 1937 года котлован будущего элеватора выглядел уже вот так:



Обратите внимание на церковь на заднем плане (она видна и на фото с борта парохода, приведенном выше).
Но заметны и отличия - помимо котлована на переднем плане, чуть правее колокольни церкви вы можете увидеть специфического вида деревянную вышку с шатровой крышей.
Ничего не напоминает?

Правильно - это сторожевая вышка охраны, а стоит она на углу обнесенной высоким забором "зоны".
27 июня 1937 года:



О том, что строил элеватор, как и многие другие объекты того времени, "спецконтингент", свидетельствуют фотографии офицеров НКВД:



Фото от 15.03.1938 г. показывает нам обнесенную высоким забором "зону" и вышки охраны:



.. а на фото ДТП, случившегося 3 декабря 1937 года с одним из грузовиков, работавших на строительстве нашего объекта, явственно видна надпись "Особстрой":



На другом фото с ДТП (19.10.1937 г.) тоже читается надпись на борту грузовика - "Управ. особ. строит.":



И вот тут возникает некая историческая загадка.
Фотографии грузовика с надписью "Особстрой" датированы 3 декабря 1937 года.

Однако в "этих энторнетах" широко распространено мнение, что "Особстрой" в Куйбышеве был создан значительно позднее, в 1940-м:

Управление особого строительства НКВД, Особстрой (УОС НКВД СССР) — подразделение, действовавшее в структуре Главного управления исправительно-трудовых лагерей НКВД СССР.
Организовано приказом НКВД СССР №001060 28 августа 1940 года.


Что же тогда означает в нашем случае надпись "Особстрой"?

Сайт МВД РФ даёт ответ на этот вопрос:

15 января 1936 г.
В составе НКВД СССР организовано Управление особого строительства (УОС). На УОС НКВД СССР возложено руководство строительством хлебогородков для хранения неприкосновенного фонда хлебофуража.

Его начальником был назначен Э.А.Зибрак.

Далее известно:
с 11 апреля 1938 г. — УОС из ведения НКВД СССР было передано в ведение Управления государственных резервов при СНК СССР.

Таким образом, получается. что в довоенном Куйбышеве в разное время существовало два различных "Особстроя", но оба находились в подчинении НКВД и использовали труд заключенных, и первый "Особстрой" работал на строительстве хранилищ зерна для госрезерва.

Как и положено з/к - "забайкальским комсомольцам" - на стройке, основное орудие труда строителя элеватора - тачка:



Помимо хорошо известной по книгам, фотографиям и кингофильмам обыкновенной деревянной тачки, которую мы видим на предыдущем фото, на строительстве использовались и более продвинутые и удобные в использовании модели тачек, использовавшихся для доставки бетона и щебня:



Укладка бетона, доставляемого тачками:



Разумеется, не обошлось и без гужевого транспорта (03.02.1938г):

:


Впрочем, нельзя сказать, что строительство велось исключительно дедовскими способами - использовалась и техника, и средства механизации.

Бетономешалка:



Конвейеры для доставки сыпучих материалов:





Паровой экскаватор:



Еще один (судя по отличной от первого трубе):



И вновь техника на фоне вышки охраны:



Паровой подъёмный кран



Поскольку мимо котлована строящегося элеватора еще с дореволюционных времен проходила железнодорожная ветка, то на строительстве достаточно широко использовался и железнодорожный транспорт:




Зимой по льду прокладывалась временная погрузочная железнодорожная ветка (возможно, на правый берег Волги, для доставки лесоматериалов):



и строились временные ж/д мосты.



Помимо паровозов, использовались и мотовозы на временных узкоколейных путях:





Часть узкоколейных путей шла с большим уклоном, и для затаскивания вагонеток по ним использовалась канатная тяга (бремсберг):



Для перевозки грунта использовали тракторные поезда:



... таскавшие тележки с широкими стальными шинами:



Для работы в ночное время в котловане было организовано электрическое освещение:



На стройплощадке для виброуплотнения бетона использовался пневмоинструмент:









21 марта 1938 , на фото - агрегат  с надписью "Невский машиностроительный завод" - по видимому, копрессор с двумя массивными маховиками:



Большой автопарк приносил и проблемы - помимо уже показанных выше двух ДТП, было зафиксировано еще несколько:





И все же, несмотря на все проблемы, к  4 октября 1938 года элеватор принял уже вполне законченный вид:



Что послужило причиной его закрытия и разборки - мне доподлинно неизвестно, но сейчас на месте плодов труда многих тысяц заключенных и вольнонаёмных строителей из УОС НКВД остался лишь пустырь...


P.S.

Отдельная благодарность Марату Аблееву за предоставленные фотографии альбома



Tags: Куйбышев, СССР, заброшенные объекты, забытая история, загадки истории, история, как это было, сделано в СССР
Subscribe

Posts from This Journal “как это было” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments

Posts from This Journal “как это было” Tag