Мы с моим верным псом Ричем снимали его почти 11 лет назад, в марте 2010 года:
Благодаря уникальным материалам из альбома "Строительство элеватора, 1936-1939", присланным мне одним из читателей блога Маратом Аблеевым, производившим демонтаж этого сооружения с 2012 по 2014 гг., мы с вами сможем сегодня совершить виртуальное путешествие во вторую половину 1930-х, когда в Куйбышеве строился этот элеватор.
В своё время это было величественное сооружение, хотя и построено оно было по типовому проекту:
Столь же величественным элеватор был и в конце 1970-х, когда я переехал в Самару, и в середине 1960-х, когда его сфотографировал с орбиты американский спутник-шпион:
Начнём наш сегодняшний рассказ о строительстве этого сооружения с предыстории - до революции и в первые годы после нее на месте элеватора помещались лесные пристани и щепные лавки, как о том нам свидетельствует "План города Самары с посёлками 1910 года":
В начале 1930-х место, которое было выбрано под строительство элеватора, выглядело с Волги вот так:
Вдоль реки шла портовая железнодорожная ветка, весь берег был завален лесом, а далее, перед коренным склоном берега, помещались щепные лавки.
В 1936 году началось строительство, и 26 марта 1937 года котлован будущего элеватора выглядел уже вот так:
Обратите внимание на церковь на заднем плане (она видна и на фото с борта парохода, приведенном выше).
Но заметны и отличия - помимо котлована на переднем плане, чуть правее колокольни церкви вы можете увидеть специфического вида деревянную вышку с шатровой крышей.
Ничего не напоминает?
Правильно - это сторожевая вышка охраны, а стоит она на углу обнесенной высоким забором "зоны".
27 июня 1937 года:
О том, что строил элеватор, как и многие другие объекты того времени, "спецконтингент", свидетельствуют фотографии офицеров НКВД:
Фото от 15.03.1938 г. показывает нам обнесенную высоким забором "зону" и вышки охраны:
.. а на фото ДТП, случившегося 3 декабря 1937 года с одним из грузовиков, работавших на строительстве нашего объекта, явственно видна надпись "Особстрой":
На другом фото с ДТП (19.10.1937 г.) тоже читается надпись на борту грузовика - "Управ. особ. строит.":
И вот тут возникает некая историческая загадка.
Фотографии грузовика с надписью "Особстрой" датированы 3 декабря 1937 года.
Однако в "этих энторнетах" широко распространено мнение, что "Особстрой" в Куйбышеве был создан значительно позднее, в 1940-м:
Управление особого строительства НКВД, Особстрой (УОС НКВД СССР) — подразделение, действовавшее в структуре Главного управления исправительно-трудовых лагерей НКВД СССР.
Организовано приказом НКВД СССР №001060 28 августа 1940 года.
Что же тогда означает в нашем случае надпись "Особстрой"?
Сайт МВД РФ даёт ответ на этот вопрос:
15 января 1936 г.
В составе НКВД СССР организовано Управление особого строительства (УОС). На УОС НКВД СССР возложено руководство строительством хлебогородков для хранения неприкосновенного фонда хлебофуража.
Его начальником был назначен Э.А.Зибрак.
Далее известно:
с 11 апреля 1938 г. — УОС из ведения НКВД СССР было передано в ведение Управления государственных резервов при СНК СССР.
Таким образом, получается. что в довоенном Куйбышеве в разное время существовало два различных "Особстроя", но оба находились в подчинении НКВД и использовали труд заключенных, и первый "Особстрой" работал на строительстве хранилищ зерна для госрезерва.
Как и положено з/к - "забайкальским комсомольцам" - на стройке, основное орудие труда строителя элеватора - тачка:
Помимо хорошо известной по книгам, фотографиям и кингофильмам обыкновенной деревянной тачки, которую мы видим на предыдущем фото, на строительстве использовались и более продвинутые и удобные в использовании модели тачек, использовавшихся для доставки бетона и щебня:
Укладка бетона, доставляемого тачками:
Разумеется, не обошлось и без гужевого транспорта (03.02.1938г)::
Впрочем, нельзя сказать, что строительство велось исключительно дедовскими способами - использовалась и техника, и средства механизации.
Бетономешалка:
Конвейеры для доставки сыпучих материалов:
Паровой экскаватор:
Еще один (судя по отличной от первого трубе):
И вновь техника на фоне вышки охраны:
Паровой подъёмный кран
Поскольку мимо котлована строящегося элеватора еще с дореволюционных времен проходила железнодорожная ветка, то на строительстве достаточно широко использовался и железнодорожный транспорт:
Зимой по льду прокладывалась временная погрузочная железнодорожная ветка (возможно, на правый берег Волги, для доставки лесоматериалов):
и строились временные ж/д мосты.
Помимо паровозов, использовались и мотовозы на временных узкоколейных путях:
Часть узкоколейных путей шла с большим уклоном, и для затаскивания вагонеток по ним использовалась канатная тяга (бремсберг):
Для перевозки грунта использовали тракторные поезда:
... таскавшие тележки с широкими стальными шинами:
Для работы в ночное время в котловане было организовано электрическое освещение:
На стройплощадке для виброуплотнения бетона использовался пневмоинструмент:
21 марта 1938 , на фото - агрегат с надписью "Невский машиностроительный завод" - по видимому, копрессор с двумя массивными маховиками:
Большой автопарк приносил и проблемы - помимо уже показанных выше двух ДТП, было зафиксировано еще несколько:
И все же, несмотря на все проблемы, к 4 октября 1938 года элеватор принял уже вполне законченный вид:
Что послужило причиной его закрытия и разборки - мне доподлинно неизвестно, но сейчас на месте плодов труда многих тысяц заключенных и вольнонаёмных строителей из УОС НКВД остался лишь пустырь...
P.S.
Отдельная благодарность Марату Аблееву за предоставленные фотографии альбома