Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Categories:

U-2, КГБ и охрана секретов Куйбышевского промышленного узла

Не так давно я вам рассказывал об обстоятельствах разведывательного полёта британского пилота Роберта Робинсона на американском самолёте-шпионе U-2 над городом Куйбышевом и его окрестностями, и на тот момент мне казалось, что об этом полёте более никакой информации в русскоязычном интернете нет.

Однако, продолжая изучение обстоятельств того полёта и, самое главное, реакции на него войск советской ПВО, я наткнулся на статью Валентины Полетаевой КАК ПРЯТАЛИ «СЕМЕРКУ», основу которой составляет интервью с бывшим сотрудником МГБ-КГБ СССР Владимиром Дмитриевичем Меденцевым, курировавшим в 1950-е годы самарские оборонные предприятия авиационно-космической отрасли.



В этой статье, опубликованной в 2013 году, упоминается и интересующий нас полёт самолёта-шпиона над Куйбышевом.
Более того - приоткрываются некоторые обстоятельства, проливающие свет на меры противодействия НАТОвским самолётам-разведчикам и спутникам-шпионам, предпринятые в своё время куйбышевскими чекистами.

2 января 1958 года было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 2-1сс/ОВ[18], в котором куйбышевскому Государственному авиационному заводу № 1 имени Осоавиахима (ГАЗ № 1, завод «Прогресс») Министерства авиационной промышленности предписывалось, не прекращая выпуска самолётов «Ту-16», реконструировать производство и освоить выпуск МБР Р-7, индекс 8К71, с выпуском трёх лётных изделий в четвёртом квартале 1958 года.
С 1958 года на куйбышевском заводе №1 началось производство ракет семейства Р7 (SS-6 по классификации NATO).
Информация эта была совершенно секретной, чрезвычайно интересующей иностранные разведки, и потому в полетных заданиях пилотов U-2, в перечне объектов, которые требовалось обнаружить и сфотографировать, кроме центров атомной промышленности, стратегических аэродромов и объектов ПВО, появляются советские ракетные полигоны.

Фотография стартового комплекса ракеты Р-7 на полигоне Тюратам (Байконур) сделанная с борта U-2:


Источник фото: naukatehnika.com

С этого момента и начинается история противостояния КГБ и ЦРУ в деле выяснения советских ракетных секретов.
Разумеется, американцев и британцев интересовали не только ракетные полигоны, но и ракетные заводы.

Вот что писала В. Полетаева о полёте Робинсона:

6 декабря 1959 года высоко в небе над городом Куйбышевом легкой бесшумной тенью скользнул самолет необычной формы - вытянутый фюзеляж, узкие длинные крылья. Советские радарные установки в очередной раз засекли этот чужой самолет, но 18-километровая высота, на которой он летел, делала его неуязвимым.

В тот день американский самолет-разведчик U-2 сделал фотоснимки нашего города и Безымянского промышленного узла.
Предприятия Безымянки попали в сферу особого интереса иностранных спецслужб буквально в самые первые дни своего существования на волжской земле.



С 1953 года Владимир Дмитриевич Меденцев стал старшим оперуполномоченным, и ему поручили обслуживать авиационный завод № 1, будущий «Прогресс», защищая его секреты.

Однако американская разведка не знала, когда и где начнется в Советском Союзе серийное производство SS-6. И это означало, что перед куйбышевскими сотрудниками службы госбезопасности стояло задание чрезвычайной государственной важности: «спрятать» огромное ракетное производство.
- Режим секретности, который был при производстве самолетов и при производстве ракет – это небо и земля, - продолжает рассказ Владимир Дмитриевич Меденцев. – Производство баллистических ракет в Куйбышеве начиналось с нуля, и становление нашей чекистской деятельности тоже происходило практически с «белого листа». Надо< было создать эффективную систему защиты секретов. И меня посадили за теоретическую часть, а мой начальник Виктор Николаевич Комаров взял на себя практическую деятельность. Курировал нас Гусев Николай Павлович, начальник Управления КГБ по Куйбышевской области.
Перед нами были поставлены две главные задачи. Первая – предотвратить утечку секретных сведений. Вторая – предотвратить чрезвычайные происшествия с изделиями в процессе их сборки, испытаний и эксплуатации.
Что такое «предотвратить утечку секретных сведений»? Прежде всего, это борьба со шпионажем: мероприятия по борьбе с агентурной разведкой и по борьбе с радиоэлектронной разведкой.
Была ли здесь в то время иностранная агентура? Я бы ответил так: не знаю, была она или не была в каком-то конкретном подразделении на заводе, но ее наличие в связи с особой активность иностранных спецслужб мы не исключали. А поэтому держали ситуацию под контролем, создав систему противодействия агентурной разведки Каким образом?
На каждом заводе, на каждом режимном производстве есть места сосредоточения секретов. Например, безусловно, одним из важнейших таких мест является сборочный цех, откуда выходит готовое изделие. Следовательно, все секреты сосредоточены там. С другой стороны, цех общей сборки, завершая технологический процесс, осуществляя свою деятельность в соответствии с выработанным технологическим процессом, поддерживает производственные связи И с агрегатно- сборочными цехами и другими, в том числе, нережимными, подразделениями завода, а также предприятиями, в числе которых немалое количество иногородних промышленных объектов.
Всё это объективно СОЗДАВАЛО создает условия для возможного несанкционированного доступа заинтересованных в этом лиц к охраняемым секретам. Поэтому надо было определиться со всеми возможными каналами утечки информации, что в конечном итоге и было сделано.
Причем наличие системы противодействия предполагает такой контрольный аппарат, который бы нам мог достоверно и своевременно выявить лиц, ведущих себя подозрительно или в поведении которых есть элементы, напоминающие поведение агентов противника. Это одна qrnpnm` дела.
К началу 60-х годов американцы всю нашу страну окружили вдоль границы станциями радиолокационного слежения за советским информационным пространством. Поэтому вопросы, связанные с борьбой против радиоэлектронного шпионажа стояли так же остро, как и борьба с агентурной разведкой.
Например, при сборке изделия отрабатывается и контролируется вся радиоэлектронная аппаратура. При этом излучение идет по всем направлениям. Поэтому мы с самого начала очень внимательно следили, чтобы все необходимые мероприятия по радиомаскировке выполнялись неукоснительно. Такой контроль не был нашей куйбышевской инициативой – это в принципе было заложено в конструкторской документации, мы же контролировали ее исполнение. В том числе, контролировали с помощью инструментария - с земли, с воздуха, с самолетов и с вертолетов. И я должен сказать, что касается завода «Прогресс» - всё здесь было просто так, как нужно. Полное молчание. Эфир был абсолютно пуст!
Одновременно проводились мероприятия по предотвращению утечки сведений через визуальную разведку, в том числе, обеспеченной спецтехникой, включая орбитальные спутники. Плюс мероприятия, непосредственно связанные с организацией режима секретности на заводе.
Мы начали с «белого листа», и этот белый лист закрыли где-то года через полтора. По итогам нашей работы Николай Павлович Гусев выступал в Москве на совещании по обмену опытом организации обеспечения безопасности производства ракетно-космической техники. Там были представители всех городов, где была такая техника: Днепропетровск, Омск, Новосибирск, Ленинград, Москва… И после выступления Николая Павловича нас тут замучили. Года три к нам ехали учиться. Я едва ли не половину рабочего времени занимался этими гостями.



Судя по всему, информацию о полёте Робинсона Валентина Полетаева почерпнула в одной из переводных книг о деятельности зарубежных разведок, изданных в 1990-е – «Энциклопедия шпионажа» Н. Полмара и Т. Аллена или «Тайные полеты» К. Пиблза:

6 декабря 1959 года британский пилот Роберт Робинсон, выполняя «Задание 8005», вылетел из Турции на самолете U-2 № 351. Он пролетел над полигоном Капустин Яр, над арсеналом бомбардировочной авиации в городе Энгельс близ Саратова, сфотографировал военную базу севернее Капустина Яра, на берегу Волги, и объекты в городе Куйбышеве.
Последними снимками он особенно гордился: перед вылетом ему объяснили, что надо будет пролететь вдоль одного шоссе, так как слева от него находится авиастроительный завод, а справа завод двигателей. Робинсон точно выполнил инструкции и успешно вернулся на базу.


Вероятно, информация о полёте могла быть почерпнута и из интервью, которое Робби Робинсон дал Полу Лашмару 16 мая 1993 года (U2 RAF pilot W/C Robbie Robinson. Interview with Paul Lashmar 16 May 1993).
На основе этого интервью и прочей рассекреченной к тому времени информации Пол Лашмар раскрыл так долго скрывавшийся факт участия пилотов Королевских ВВС Великобритании в программе полётов U-2 над территорией СССР.

Sqn Ldr Robinson the first RAF pilot to fly the U-2:


Источник фото - THE CANBERRA IN THE RAF - Copyright 2009: Royal Air Force Historical Society.

Я уже не раз показывал спутниковые снимки американского проекта CORONA, сделанные со спутников-шпионов в 1970-х - 1970-х годах,  и мы вместе с вами разглядывали отлично видимые на снимке самолёты, стоящие на заводском аэродроме Безымянки.
Теперь мы с вами можем убедиться в том. что именно в демонстрации этих многочисленных самолётов американцам и состоял замысел советских чекистов - им было прекрасно известно, что после того, как в Куйбышеве во время войны жило множество иностранных дипломатов эвакуированных в Rуйбышев посольств, а на авиазаводах Куйбышева трудились сотни интернированных немецких специалистов и тысячи немецких пленных, роль Куйбышева в производстве и разработке новейших советских самолётов утаить невозможно.



Но и из этого, как оказалось, можно было извлечь определенную выгоду.



- Мы понимали, что производство ракет в Куйбышеве в тайне долго не сохраним, - говорит полковник КГБ В.Д. Меденцев.
- Почему?
Хотя бы потому, что на Байконуре стоит монтажно-испытательный комплекс (МИК) точно такой же, как построили у нас на «Прогрессе».
А если наблюдают за территорией из космоса, какую дымовую шашку зажжешь?
И мы определили, что именно нам надо было обязательно сохранить в секрете.


Это тип ракеты; ее тактико-технические данные; и по возможности принизить масштабы ракетного производства, создать впечатление, что здесь основное все-таки в Куйбышеве не ракеты, а самолеты.

Действительно, форму и размеры корпусов завода №1 американская разведка знала прекрасно (CIA-RDP78B04560A002300010025-6 - Airframe plants #1 and 18, Kuybyshev, USSR, may 1964):



Имелся достаточно подробный план зданий и сооружений завода:



В отчете за ноябрь 1966 (CIA-RDP02T06408R000400010004-2 - Airframe plant #1, Kuybyshev, USSR, november 1966) аналитики выделяют МИК, но всё так же ни слова не пишут о ракетах:


Таким образом, комплекс мероприятий куйбышевских чекистов по легендированию продукции завода №1 с блеском удался.

Один из самых эффективных способов борьбы со всеми видами разведок – это дезинформация.
Поскольку мы полагали, что надо стремиться к тому, чтобы как можно дольше сохранить для противника наш город как центр авиастроения, такую серьезную акцию по дезинформации мы и разработали.
Разрабатывали мы ее долго, около года. Когда обобщили все материалы – здесь уже подключился Центр. Когда отшлифовывали заключительный вариант, я недели три провел в Москве. Обобщили информацию с днепропетровских заводов, новосибирских, омских. И общие предложения пошли на утверждение Председателю КГБ и на согласование с другими заинтересованными инстанциями.

Когда всё было утверждено, мы определили практические мероприятия, как мы будем доводить дезинформацию: это через лиц, причастных к спецслужбам противника и через технические средства.
В первом случае мы использовали пребывание иностранцев в Куйбышевской области – в частности, в Тольятти. Практически все заграничные специалисты, представляющие интерес как возможная агентура или сотрудники спецслужб, были нам в Управлении известны. И вот через эту публику, уже используя нашу агентуру, мы передавали,< что в Куйбышеве делают самолеты, и назывались марки самолетов. И только самолеты, исключительно самолеты. Это, так сказать, языковая передача дезинформации.

Наряду с этим, мы использовали туристические каналы, частные въезды и выезды. То есть, везде, где мы могли контактировать с иностранцами - и за границей, и здесь, на территории Союза. Если при этом иностранец как-то проявлял интерес к нашему городу и его промышленности, то мы ему всегда рассказывали нашу дезинформацию – с большим удовольствием! А они с удовольствием слушали.

В непосредственной связи с этими шагами, на всех заводах с обязательным учетом особенностей конкретной обстановки на каждом из них, были разработаны легенды прикрытия ракетной техники. Эти легенды использовались также и в соответствующей работе среди местного населения.


Здесь показателен факт выработки легенды по испытательным стендам для ракетных двигателей в поселке Винтай под «Химзавод по испытанию авиационных топлив». Как показало время легенда эта прижилась хорошо.

Впрочем, тут, как мне кажется, чекист ошибается - еще в 1960-м на основе данных полета U-2 Робинсона аналитики ЦРУ определили этот объект именно как испытательный стенд для ракетных двигателей (CIA-RDP78T04751A000400010045-2 - Propulsion test complex, Kurumoch, USSR, november 1960):



В соответствии с мерами по дезинформации в первую очередь на заводах «Прогресс» и им. Фрунзе, а потом на всех оборонных заводах Безымянки, личный состав военных представительств по приемке ракетной техники, носивший артиллерийскую форму, был переодет в авиационную. Позднее на некоторых объектах офицеры были переведены на гражданскую форму одежды.


Когда мы доводили техническими средствами дезинформацию до противника, мы использовали и самолеты, которые поднимались с заводского аэродрома. Светлой памяти Тюхтин Павел Сергеевич, в то время начальник ЛИСа, был по-настоящему деловой мужик и понимал, что это необходимо. С участием П.С. Тюхтина и специалистов аэродрома под непосредственным кураторством моего заместителя подполковника Е.А. Антипова было составлено много дополнительных инструкций лётному составу, которые в конечном итоге позволяли каждый самолетовылет при фиксировании считать за два!
Вот так мы потихоньку разматывали ниточку дезинформации – создавали впечатление, что самолетов заводы выпускают в два раза больше, чем было на самом деле, и таким образом «прятали» объемы производства ракет…


Об интересе к продукции куйбышевских заводов свидетельствует вот этот отчет от августа 1965 года (CIA-RDP78T05439A000500300037-7 - KUYBYSHEV AIRFRAME PLANT NO. 18, USSR)




Закончить хотелось бы еще одной цитатой ветерана КГБ СССР В.Д. Меденцева:

Конечно, о чем-то зарубежные спецслужбы могли догадываться – сверху спутники многое видят, от них не все замаскируешь.
Однако, тем не менее…
В 1985 году, за несколько месяцев до моего ухода на пенсию, мы получили и от нашего московского руководства аналитические данные, свидетельствующие о том, что осведомленность иностранных спецслужб о Куйбышеве и о куйбышевской промышленности, соответствует схеме нашей дезинформации.
И, когда они первый раз побывали на «Прогрессе», я думаю, что их спецслужбы были сильно удивлены истинными масштабами производства. Все наши ребята не жалели себя, работали по-настоящему.
От души.
Не просто с романтикой, а по-настоящему профессионально, глубоко, анализировали, докапывались до настоящих причин, мотивов...


ИСТОЧНИКИ:
КАК ПРЯТАЛИ «СЕМЕРКУ» - Валентина Полетаева
THE CANBERRA IN THE RAF - Copyright 2009: Royal Air Force Historical Society
Revealed: the RAF's secret Cold War heroes
CIA-RDP78B04560A002300010025-6 - Airframe plants #1 and 18, Kuybyshev, USSR, may 1964
CIA-RDP78T04751A000400010045-2 - Propulsion test complex, Kurumoch, USSR, november 1960
CIA-RDP02T06408R000400010004-2 - Airframe plant #1, Kuybyshev, USSR, november 1966
Tags: Куйбышев, СССР, забытая история, загадки истории, история, как это было
Subscribe

Posts from This Journal “забытая история” Tag

  • Г.И. Успенский в Сколково

    Самарская земля за многие годы видела множество известных писателей и общественных деятелей, кто-то бывал у нас, как А.С. Пушкин, проездом,…

  • Несостоявшаяся железнодорожная ветка Симбирск - Кинель

    Два с половиной года назад с подачи френда leonovvaleri я уже писал о планах строительства железнодорожной магистрали С.-Петербург -…

  • Счастливая корова и начальник ст. Кинель

    Помните эпизод из фильма "Особенности национальной охоты", в котором егерь Кузьмич отправляет свою корову с одной делянки на другую в…

  • Губернский рынок

    Ровно 66 лет назад, 22 июля 1955 года, в Куйбышеве (ныне Самаре) открылся хорошо известный всем жителям города и области Губернский рынок. Об…

  • Приволжская биофабрика №6

    В начале 30-х годов в районе станции Липяги начинается строительство приволжской биофабрики №6 – одной из 10 строившихся в СССР противочумных…

  • Пропавшая Падовка

    Среди малых рек бассейна реки Самара река Падовка интересна тем, что совершенно точно известно, где расположен её исток, а вот где находится её устье…

  • Тени былого - транспортировка баков "Энергии" на ВМ-Т

    Осенью 1982 года на третьем курсе КуАИ мы проходили ознакомительно-производственную практику на Куйбышевском авиационном заводе. Однажды, когда я…

  • Тени былого - причал завода "Прогресс" на р. Самара

    Это всё, что осталось от грузового причала самарского завода "Прогресс", построенного на рубеже 1970-х-80-х для речной транспортировки…

  • Mark V из Харькова

    Танки периода Первой Мировой войны, которые затем использовались у нас во время Гражданской, интересовали меня с детства - не знаю почему, но мне…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments