Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Categories:

ЦРУ о пос. Управленческий и аэродроме Красная Глинка

Как известно, корни нынешнего ПАО "Кузнецов" растут из опытного завода №2, на котором вскоре после войны при участии интернированных немецких специалистов фирм Jumo, Junkers и BMW создавались первые советские турбореактивные двигатели.

Безусловно, чем-то немецкие конструкторы нам помогли, но от этой помощи был и отрицательный "выхлоп" - и дело тут не только в "бунте" немецких специалистов, приключившемся на заводе №2, в 1950-м.

Начиная с 1950-го по 1953-й годы германские специалисты в несколько этапов возвратились к себе на родину, в Германию

В феврале 1953 года на основе данных, полученных, по-видимому, в основном именно от возвратившихся в Германию из Управленческого немецких специалистов, аналитики ЦРУ составили достаточно подробное описание посёлка Управленческий (ныне часть Самары):






Эта схема опубликована в отчете ЦРУ CIA-RDP82-00457R011600290009-7 об Экспериментальном заводе №2 в пос. Управленческий :



Схема приведена в Приложении I, есть к ней и легенда, поясняющая, что на ней отмечено:

Легенда к Приложению I:
1. Санаторий,
2. Причал,
3. Лестница,
4. Рыбацкая деревня,
5. Извилистая дорога,
6. Большой лесной склад с лесопилкой,
7. Клуб завода,
8. Склад для хранения ящиков, в которых ранее хранилось оборудование высотного испытательного центра Jumo.
9. Поселок немецких инженеров,
10. Новые карьеры,
11. Большое поселение для немцев и советских,
12. Завод № 2,
13. Завод, обозначенный АРМ.


Карта нарисована от руки и не в масштабе, но, тем не менее, мне практически удалось "натянуть" её на реальный спутниковый снимок, в результате удалось привязать большинство объектов этого плана к современной местности:



Немного зная поселок и его историю, я смог проверить приведенные данные - и в подавляющем большинстве они соответствуют действительности (по состоянию на конец 1940-х - начало 1950-х, разумеется.

Судите сами.

Санаторий под №1 - это уже ныне не существующая "Здравница", о которой я как-то писал, на схеме нарисована она совершенно не на своём месте, но расположенные поблизости от нее объекты отображены достаточно полно и достоверно.

Вид на "Здравницу" в конце 40-х - начале 50-х с берега Волги:



Ильинский С.А., в книге "Управленческий", упоминает и деревянную лестницу (№3 на схеме):
Построили деревянную лестницу при строительстве Здравницы в 1933-35 году.

Эту лестницу я еще застал в конце 1970-х во вполне сносном состоянии.
Соответствует действительности и извилистая дорога под №5 - вот она на снимке с американского спутника от 07 июня 1966 года вместе со здравницей:



Клуб завода (№6) в 1950-х находился не на том месте, что сейчас занимает ДК "Чайка" - краевед Ильинский С.А. в книге "Управленческий" писал:
Клуб "Чайка" на 300 мест находился в районе современного корпуса №8 завода. Это было большое двухэтажное деревянное здание.




На схеме обозначена и огороженная забором "Пехотная школа" (Infantry school) - до 1970-х остановка автобуса возле этого объекта носила название "Школа ГУЛАГа", мне об этом родные дядьки с Мехзавода рассказывали ;)
Хотя Пехотное училище в управленческом в войну было.

Отчет ЦРУ содержит и еще одну схему, более детально показывающую весь посёлок Управленческий и несколько интересных объектов, включая завод №2:



Схема расположения завода №2 в пос. Управленческий:

1. ж/д станция Красная Глинка
2. Машинно-тракторная станция
3. Завод дверных креплений
4. Дорога с остановкой автобуса
5. Завод No 2
6. Казарма для немцев
7. Клуб и кинотеатр
8. Санаторий
9. Стадион
10. Казарма для советских
11. Магазины
12. Многоквартирные дома
13. Бывший лагерь военнопленных
14. Предполагаемое местоположение аэродрома
15. Школа
16 Больница


Меня на схеме более всего заинтриговал аэродром.
Оказалось, что он числится в числе аэродромов Куйбышева в документах ЦРУ от 18.02.1952 г. (CIA-RDP82-00457R006800790012-5) как "аэродром Красная Глинка"
Большая часть информации - со слов бывших военнопленных или женщин - членов семей немецких специалистов (перевод с английского мой  на пару с гуглом):

1. Аэродром находился к востоку от Красной Глинки (33 ° 21 'с.ш. / 50 ° 11' в.д.), Куйбышевская область, примерно в 400 метрах к востоку от дороги на Куйбышев (53 ° 12 'с.ш. / 50 ° 09' в.д.).
Площадка для приземления была не менее 500 х 1000 метров.
Серо-черная взлетно-посадочная полоса была шириной около 40 метров.
С севера была железная дорога.
Четыре или пять больших ангаров со сводчатым потолком находились на восточной окраине поля.

2. Много летали на бипланах. Выполнялись индивидуальные и групповые полеты до 12 самолетов и индивидуальные прыжки с парашютом на высоте от 300 до 1 000 метров. Были неоднократно замечены отдельные реактивные самолеты, взлетающие и приземляющиеся.
Предположительно, это были лишь промежуточные посадки.

3. Немецкие женщины, живущие со своими семьями в районе 15-20 одноэтажных домов на восточной окраине города, рассказали, что немецкие инженеры работали на аэродроме и на заводах в Куйбышеве.

4. Реактивный самолет с двумя турбинами, выступающими за заднюю кромку крыльев, и одним килем впервые был замечен над Куйбышевом летом или осенью 1947 года.
Это был турбореактивный истребитель того же типа, что и замеченный в Чехословакии в 1945 году.
Это был единственный тип самолета, который видели над Куйбышевым до лета 1948 года.
Было замечено, что самолеты летели со стороны Красной Глинки, где находился аэродром, где они взлетали и снова приземлялись.

5. В 1948 году появился новый реактивный истребитель, напоминавший "ласточку" из-за изогнутых крыльев, он имел воздухозаборник в носу, тонкий фюзеляж, кабину впереди крыльев, очень высокий руль направления, руль высоты располагался на киле над фюзеляжем, хвост выступал за узел руля направления, крылья двугранные и установлены в середине фюзеляжа, размах крыла больше длины самолета.
Он был меньше и быстрее двухмоторного реактивного самолета и имел продолжительность полета около часа.
Эти самолеты также прилетели со стороны Красной Глинки, где, по словам советских рабочих, немецкие инженеры работали на заводе ТРД.
Самолеты нового типа, которые можно было увидеть только по отдельности осенью 1948 года, чаще появлялись весной 1949 года.
Шесть самолетов часто летали одновременно.
Двухдвигательный реактивный самолет можно было увидеть только по отдельности и только весной 1949 года.

6. Аэродром Красная Глинка предположительно находился в 6 км к северо-северо-востоку от Куйбышева за лесом. Ч
етыре больших ангара находятся примерно в 800 метрах от места разгрузки на двухпутной узкоколейной полевой железной дороге, предположительно ведущей к станции Красная Глинка.
Военнопленные сказали, что на поле был беглый военнопленный.

7. Ночью подразделение военнопленных разгружало материалы, которые были перегружены из вагонов стандартной колеи на узкоколейные на станции Красная Глинка. Разгруженные материалы состояли из сужающихся металлических крыльев, каждое длиной от 6 до 7 метров и шириной около 2 метров, собранных в ящики и обернутых брезентом.
На каждый вагон было около 40 крыльев, и каждую ночь разгружалось от 7 до 10 вагонов.
Ящики размером 30x80x150, до 180 см, и 60x80x150 см с металлической обшивкой также были выгружены. Ящики были опечатаны, и некоторые из них были очень тяжелыми.

8. Индивидуальные полеты на турбореактивных самолетах со значительно стреловидными крыльями, заметно длинным носом, серебристого цвета, без опознавательных знаков совершались ежедневно.
Время их полета было коротким.
Самолеты совершают посадку в районе Красной клинки.
Также каждый день наблюдались групповые полеты по двое с самолетами указанного типа, но с красной советской звездой на крыльях. Самолеты, предположительно перегоняемые, взлетали на Красной Глинке, но не приземлялись там.

9. В июне 1949 года немецкие женщины рассказали, что 600 германских инженеров и техников со своими семьями из Дессау, Дрездена и Лейпцига проживают в Красной Глинке и что турбореактивные самолеты построены в Красной Глинке и испытаны немецкими летчиками.


У меня есть две версии возможного расположения загадочного "аэродрома Красная Глинка".
Первая - аэродром мог располагаться в "урочище "Дойки", на учебных полях Куйбышевского Пехотного Училища (КПУ).

Карта любезно предоставлена Дмитрием Химиком (архив АНО "Историческая комиссия по исследованию иностранных сооружений"):



Вторая - на месте аэродрома позднее появилась "Вертолетная площадка" завода, или "Вертолётка"
С.А. Ильинский в книге "Управленческий" пишет о ней:
Здесь была стоянка заводского вертолёта.
...
На вершине горы была заасфальтированная площадка, которая и была местом стоянки вертолета.


По свидетельству С.А. Ильинского, со времен строительства Порохового завода в Коптевом овраге и стройки Волжского Гидроузла в Красноглинском створе по Коптеву оврагу проходила узкоколейка. ответвление которой, вероятно, доходило до Кирпичного завода ("декавилевский путь").
Вероятно, именно об этой узкоколейке и упоминали военнопленные.

В отчете ЦРУ приведены и довольно интересные данные об опытном заводе №2 (перевод с английского мой  на пару с гуглом):

1. Опытный завод № 2 располагался между Управленческим (53-21N, 50-128) и рекой Волга. Ранее завод имел обозначение № 145. В 1945 году он производил крылья и понтоны из листовой стали.
При реконструкции завода в 1945 году большое количество машин было демонтировано и отправлено на экспорт.
В октябре 1946 года демонтированные машины завода Jumo монтировались на заводе № 2.

2. Некоторые члены экспертной группы под руководством дипломированного инженера Вальдемара Мёллера были переведены на небольшой филиал, обозначенный как ARM, который являлся заводом-поставщиком для Завода № 145. В течение отчетного периода завод ARM в основном производил осциллографы.

3. Заводы № 207 и 455 [____] во время войны, как известно, располагались в Управленческом районе, возможно, Куйбышевская радиостанция и ее здания были построены на месте бывшего завода № 207. Завод, получивший обозначение Завод № 1, г. будет располагаться в Красной Глинке

4. Инженер Хартлейб (fnu) не входил в число специалистов, уехавших из СССР, и, как предполагается, до сих пор работает на заводе № 2, инженер Bahn (fnu), примерно с завода Jumo, работал в секции огневых испытаний камер сгорания и устройств управления, инженер Пейаскер (fnu), приехавший из Тушино с выпускником Bnyineer Manfred Gerlach, работал в секции турбин и упорных форсунок.

5. Металлические сплавы, которые предполагалось использовать для лопаток турбины, по данным аналитического отчета [_____], содержали семь процентов никеля.
Учитывая нехватку никеля, Советы приказали использовать заменители, и эти сплавы должны были служить в течение 100 часов.

1 Комментарий . Сообщенная история завода соответствует предыдущей информации и считается правильной. Схема расположения завода приведена в Приложении 1.
Этот эскиз был сделан на основе предыдущей информации. Схему расположения см. В Приложении 2, 4А. Сравнение с картами показывает, что Красная Глинка и Управленческий Городок идентичны. См. Раздел карты воспроизведенные. Заводы № 455 и № 207 были переданы во время войны и не были возвращены на прежнее место.

2. Комментарий. Дополнительные состояния [] также были внесены в Приложение 1, если они были сочтены правильными. Предполагается, что радиостанция расположена недалеко от Ново-Семейкино, а не, как сообщалось, на месте предыдущего завода № 207.
О Заводе № 1, предположительно расположенном в конце железнодорожной линии на Красную Глинку, сообщается впервые
[вероятно, будущий "Электрощит"].

3. Комментарий. Информация кажется достоверной []
Немецкий хромоникелевый сплав под названием Vanidur, который также используется для изготовления лопастей рабочего колеса, содержит 10 процентов никеля.


Собственно, вот и всё на сегодня.
Степень достоверности приведенных материалов не стопроцентная, но, тем не менее, информация весьма интересна.

Источники:
CIA-RDP82-00457R011600290009-7
CIA-RDP82-00457R006800790012-5
С.А. Ильинский, "Управленческий", Самара, изд. "Офорт", 2012
Tags: Куйбышев, СССР, гипотезы, давайте разберемся, заброшенные объекты, забытая история, загадки истории, история, как это было, сделано в СССР
Subscribe

Posts from This Journal “забытая история” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

Posts from This Journal “забытая история” Tag