Высотные испытания U-2 вскоре привели к неожиданному стороннему эффекту - значительному увеличению количества сообщений о неопознанных летающих объектах (НЛО).
В середине 1950-х годов большинство коммерческих авиалайнеров летали на высотах между 10 000 и 20 000 футов (3 - 6 км), и военные самолеты, такие как B-47 и B-57 работали на высотах ниже 40 000 футов (12 км).
Как следствие, как только U-2 начали летать на высоте более 60 000 футов (18 км), авиадиспетчеры стали получать все больше сообщений об НЛО.
Такие сообщения были наиболее распространены в ранние вечерние часы от пилотов авиалайнеров, летящих с востока на запад. Когда солнце опускалось за горизонт авиалайнера, летевшего на высоте 20 000 футов, самолет оказывался в темноте.
Но если U-2 одновременно находился в воздухе в непосредственной близости от авиалайнера, его горизонт на высоте 60000 футов был значительно дальше, и, находясь так высоко в небе, его серебряные крылья ловили и отражали солнечные лучи, и казалось, что пилот авиалайнера, находящийся ниже него на 40 000 футов, видит светящийся объект.
Тут надо сделать одно важное замечание - до того, как советские ПВО научились сбивать U-2, он был окрашен в серебристый цвет, и только после инцидента с Френсисом Пауэрсом его перекрасили в хорошо известный тёмно-синий, почти чёрный, цвет - под цвет неба на высоте в 20 км.
Даже в светлое время суток серебряные тела высоко летящих U-2 могли попадать на солнце и вызывать блики или отражения, которые можно было увидеть на более низких высотах и даже на земле. В то время никто не верил, что пилотируемый полет возможен на высоте более 60 000 футов, поэтому никто не ожидал увидеть объект так высоко в небе.
Пилоты авиакомпаний не только сообщили о своих наблюдениях в переговорах с диспетчерами, но они и наземные наблюдатели также писали письма в подразделение ВВС Wright Air Development Command в Дейтоне, которому было поручено исследовать такие явления.
Это, в свою очередь, привело к проекту ВВС «СИНЯЯ КНИГА». Операция, базирующаяся на авиабазе Райт-Паттерсон, собирала все сообщения о наблюдениях НЛО.
Затем следователи ВВС попытались объяснить такие наблюдения, связав их с природными явлениями. Исследователи "Синей книги" (BLUE BOOK) регулярно обращались к сотрудникам проекта Агентства в Вашингтоне, чтобы проверить сообщения о наблюдениях НЛО в журналах полетов U-2.
Это позволило исследователям исключить большинство сообщений об НЛО, хотя они не смогли раскрыть авторам писем истинную причину наблюдений НЛО. На рейсы U-2 и более поздних OXCART приходилось более половины всех сообщений об НЛО в конце 1950-х и большей части 1960-х.
Справка:
UFO, Unidentified flying object — неопознанный летающий объект (НЛО)
Источник:
Gregory W. Pedlow and Donald E. Welzenbach "The Central Intelligence Agency and Overhead Reconnaissance: The U-2 and OXCART Programs, 1954-1974", History Staff Central Inteligence Agency, Washington, D.C., 1992 - Глава "U-2s, UFOs, and Operation BLUE BOOK", стр. 72-73