Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Categories:

Lockheed U-2 над Куйбышевом

В этом блоге я неоднократно уже рассказывал о шпионских аэрофотоснимках Куйбышева и его окрестностей, начиная от сделанных пилотами Люфтваффе во время Великой Отечественной войны, в апреле 1943 года с самолётов-разведчиков и заканчивая спутниковыми снимками, снятыми американскими спутниками-шпионами KeyHole в рамках проекта CORONA в середине 1960-х - начале 1970-х.

Однако, помимо этих уже давно рассекреченных и хорошо известных многим самарским краеведам данных был и еще один шпионский проект по аэрофотосъёмке советской территории, осуществлённый разведками стран - членов NATO во второй половине 1950-х - самом начале 1960-х.
Этот проект осуществлялся с использованием дальних высотных самолётов-разведчиков U-2 фирмы Lockheed, и завершающая его фаза хорошо известна и документирована - 1 мая 1960-го года самолёт-шпион U-2  под управлением американского пилота Френсиса Гэри Пауэрса был сбит под Свердловском советской ракетой комплекса С-75, а сам пилот попал в плен.



Об остальных полётах U-2 над территорией СССР широкой публике известно гораздо меньше, хотя ЦРУ уже достаточно давно рассекретило данные об этих миссиях.
Одна из таких шпионских миссий, осуществленная Королевскими ВВС Великобритании (RAF), захватила аэрофотосъёмкой и наш город, именно об этой миссии и её результатах и пойдет речь далее.


Полёт над Куйбышевом был 21-м по счету разведывательным полётом U-2 над территорией СССР, но отличался от всех предыдущих тем, что осуществлял его не американский, а британский пилот.

21-я советская пролетная миссия 8005, первая миссия ВВС Великобритании:
6 декабря [19]59 года [U-2] вылетел из Пешавара [Пакистан] под управлением командира эскадрильи Робби Робинсона.
Летел на север над Тюратамом, Кыштымом, аэродромом Энгельс под Саратовом, Капустиным Яром и заводом бомбардировщиков в Куйбышеве.
Вышел из советского воздушного пространства над Черным морем и вернулся в Инджирлик [Турция].
Кодовое название для участия RAF в программе U-2 - JACKSON.


Схема миссии Робби Робинсона 6 декабря 1959 года:

Как видим, Куйбышев был, очевидно, одной из главных целей данного разведывательного полёта, почему, собственно, меня и заинтересовала данная миссия.

Вот что мне удалось собрать из различных источников о пролёте U-2 над нашим городом.

Несмотря на пристальный интерес разведывательного сообщества к Ядерной и ракетной программам Советского Союза, президент Эйзенхауэр в декабре 1959 г. больше не санкционировал полеты над Советским Союзом.
Почти год пилоты RAF Отряда D были готовы к полету над Советским Союзом, но Премьер-Министр Гарольд Макмиллан явно не санкционировал такие миссии в рамках визита в Советский Союз, нескольких международных встреч и других государственных визитов.
В результате британские миссии U-2 были ограничены Ближним Востоком. Теперь, когда одобрение премьер-министра было получено, отряд B провел операцию HIGH WIRE с пилотом RAF.


Пилот Робби Робинсон (на фото - сидит), пролетевший над Куйбышевом 6 декабря 1959 года:



Некий Джон Фарли из Великобритании на одном из форумов ветеранов, фото с которого приведено выше, писал:
"Робби Робинсон был моим наставником в ETPS в первый семестр. Здесь он сидит на нашем праздничном ужине в декабре 63.

Он не говорил о своих рейсах U2 в наше время. Я бы не узнал, что он участвовал в программе U2, если бы другой преподаватель не упомянул об этом мне."



Рассекреченные на сайте ЦРУ данные о полёте Робби Робинсона содержат детальную схему пролёта, показывающую не только его траекторию, но и направление и границы сделанных Робинсоном аэрофотоснимков:



Сами аэрофотоснимки миссии мне обнаружить не удалось - возможно, они просто еще не оцифрованы, хотя, возможно, что оригиналы хранятся не в американских, а в британских архивах и еще секретны.

Однако на сайте ЦРУ опубликованы обобщенные и дешифрованные материалы по миссии B 8005 - именно такое кодовое название получил полёт Робби Робинсона:



Обратите внимание на гриф - до рассекречивания этот отчет был совершенно секретным, да и после рассекречивания часть информации из отчета была вымарана цензорами.
Самая правая колонка носит наименование "Target" и, очевидно, содержит информацию о категории цели - именно как цели американская разведка рассматривала объекты на нашей территории.

Когда я впервые увидел траекторию полёта самолета Робинсона над Куйбышевом и окрестностями, первой моей мыслью было - а что же наши доблестные войска ПВО?
Обнаружили ли нарушителя воздушного пространства, вылетали ли на перехват?

Ведь совсем рядом с траекторией полёта - аэродром Бобровка, на котором с 1952 года базировались истребители-перехватчики.
Правда, были ли в то время в Бобровке новейшие советские перехватчики Су-9, способные забраться на 20 километров, я не знал, а МиГ-15 и Миг-17, которые там в это время точно уже были, до высоты полёта U-2 (21 км, как указано на схеме полета), разумеется, не доставали (потолок 13 - 15.5 км).

Найти информации о реакции советской ПВО на этот полёт U-2 мне так нигде и не удалось, как и вообще любого упоминания этой миссии в русскоязычной печати, но зато в самом отчете о полёте я нашел информацию и о самолётном парке аэродрома Бобровка, и о исследовавшемся мной прошлым летом заброшенном складе ГСМ (6 хранилищ топлива разного вида, железнодорожная ветка):





Расшифровка обозначений советских самолётов по кодификации НАТО даёт представление о самолётном парке аэродрома Бобровка по состоянию на 6 декабря 1959 года:
Fagot Mikoyan-Gurevich MiG-15
Fresco Mikoyan-Gurevich MiG-17
Yakovlev Yak-12 (Russian: Яковлев Як-12, also transcribed as Jak-12, NATO reporting name: "Creek")
Lisunov Li-2 (NATO reporting name: Cab)


Итого американская разведка насчитала в Бобровке:

48 истребителей типа Миг-15/Миг-17
3 вероятно Миг-15/Миг-17
2 военно-транспортных самолёта Ли-2
5 вероятно легких многоцелевых транспортных самолетов Як-12

Небезынтересным может показаться и описание еще нескольких аэродромов Куйбышева -  начиная от почти заброшенного уже к тому времени аэродрома ДОСААФ на ул. Аэродромной (Kuybyshev Afld) c 16 самолетами разных типов, аэродрома Рождествено (Kuybyshev West Afld) и заканчивая заводским аэродромом Безымянка, известным американцам еще по немецкой аэрофотосъёмке времен войны (Kuybyshev/Bezymyanka Afld):




На заводском американцы видят 15 бортов Ту-95 (Bear, медведь по их классификации), возможную модификацию Ту-95 в пассажирский Ту-114,  23 Ту-16 (Badger, барсук), 6 Ли-2, три Ту-114 (Cleat), один Ил-14 (Crate) и 2 Як-12.

До кучи - еще пара куйбышевских аэродромов - Кряж и Смышляевка:


В Смышляевке американцы не уверены в нашей "Аннушке" - Ан-2 Colt, хотя по мне так его ни с чем не спутать ;)

Уже 13 декабря, через неделю после посадки Робинсона в Турции,  американские аналитики дешифровали материалы аэрофотосъёмки, и выделили несколько интересующих разведку целей, среди которых - стартовые позиции ЗРК С-75, ввиду своей специфической формы именуемые Hexagon SAM sites - шестиугольные позиции ракет поверхность-воздух (surface-to-air missiles):




Перевод:
Всего идентифицировано шестнадцать шестиугольных позиций ЗРК (SAM) в окрестностях Куйбышева, Саратова и Сталинграда, двенадцать позиций размещаются вокруг Куйбышева, пять из них находятся в готовности к применению немедленно, строительство других трёх завершено, остальные четыре находятся на различных стадиях строительства. Только одна позиция, размещающаяся поблизости от Саратова, была завершена строительством, но оборудование не установлено.

Три позиции расположены вокруг Сталинграда и все готовы к немедленному применению.
Огороженный объект второго эшелона расположен вблизи ГЭС им. Ленина и плотины в 30 морских милях Северо-западнее Куйбышева. Этот объект содержит 24 закрытые брезентом ракеты на транспортерах, 6, вероятно, пусковых установок, 25 автомобилей общего назначения, два мобильных крана, два больших и одно небольшое здания, один большой ангар со сквозным проездом.
Всего 74 ракеты, 54 пусковых установки и пять групп радаров (fruit set radars) идентифицировано на пусковых позициях и объектах второго эшелона.
Размещение этих 16 позиций представлено в следующей таблице (следующая страница).






Размещение позиций ЗРК С-75 на карте показывает весьма высокую плотность прикрытия Куйбышева:





Тем не менее, несмотря на столь плотное прикрытие города, особенно в сравнении с Саратовом и Волгоградом, по всей видимости, прозевало пролёт британского U-2 - во всяком случае, в отчете о полёте ничего не сказано ни о попытках перехвата истребителями ПВО, ни о запусках хоть одной ракеты готовых к применению комплексов С-75.

Особенно интересно мне было сравнить известные нам по космоснимкам проекта CORONA расположение позиций ЗРК С-75 и аэродрома ПВО Бобровка с траекторией полета U-2 Робинсона - и вот что получилось в итоге.

Траектория полёта U-2 над Куйбышевом:



Траектория U-2, наложенная на современный космоснимок:



Проекция трактории на план Куйбышева 1956 года - Робинсон летел прямо над заводами Безымянки:



А теперь - самое интересное - одна из позиций С-75 находилась практически "под брюхом" у U-2:



От позиции возле Бахилово самолёт отделяло около 6 км по горизонтали и 21 км по высоте, что дает расстояние по прямой около 22 км:


Впрочем, по данным отчета ЦРУ CIA-RDP78T04751A000300050027-9, позиция возле Бахилово в марте 1960-го находилась на последней стадии строительства и была не вооружена.

От края ВПП в Бобровке до до проекции траектории U-2 на поверхность земли было около 17 км, что означает, что по прямой самолёт отделяло от аэродрома около 27 км:



И тем не менее - U-2, по всей видимости, никто не пытался ни перехватить истребителями, ни уничтожить ракетами, хотя, возможно, имевшиеся в это время у ПВО в наличии силы и средства не позволяли дотянуться до летящего на высоте в 21 км U-2 Робинсона.

Технические характеристики С-75:
Минимальная дальность поражения целей: 7 км
Максимальная дальность поражения целей: 29 — 47 км (на активном участке) 55 км (на пассивном участке полёта)
Максимальная высота поражения целей: 25 — 30 км 35 км (в режиме "АДА")


Впрочем, какие именно модификации С-75 и на каких именно позициях были боеготовыми 6 декабря 1959 года, нам неизвестно.

Британский пилот Робинсон смог сделать отличные фото, судя по отчетам аналитиков.
Фотографии полностью покрывают весь военно-промышленный комплекс Куйбышева, начиная от индустриальных районов, коммуникаций, железнодорожной сети и речного транспорта и заканчивая военными базами.
Американская разведка отдельно упоминает Куйбышевские НПЗ №2 и 3, Завод авиационных двигателей № 24 (им. Фрунзе), Авиазавод им. Сталина №1, Авиазавод №18:



Зафиксированы и три крупных радиоцентра, включая Радиостанцию им. Коминтерна (объект №15) в Новосемейкино.




С 1956-60 гг. самолеты Lockheed U-2 совершили 24 полета над территорией СССР.
По подразделениям было произведено:
6 полетов - Det A, 4 полета - Det C и 14 полетов - Det B, включая полет Пауэрса.

После сбития советскимми силами ПВО самолёта Пауэрса полеты U-2 над территорией СССР прекратились, США стали применять другие средства разведки - настало время спутников-шпионов проекта CORONA .

Впрочем, активно использовались и старые добрые "посланцы АДА" - автономные дрейфующие аэростаты. один из которых я видел в детстве лично.
Впрочем, для разведки годились и не только высотные U-2 - иногда к нам в СССР залетали и обычные как бы заблудившиеся самолёты NATO - об одном из таких казусов, лично виденных мной, я то же как-то писал...


Источники:

https://www.arab-army.com/t17140-topic
https://www.pprune.org/military-aviation
CIA-RDP89B00551R001000060001-3 - CIA, Photografic Intellidgence service, 02.1960
CIA-RDP78T04751A000300050027-9 - CIA, 22.03.1960
https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_NATO_reporting_names_for_fighter_aircraft

Tags: Куйбышев, СССР, давайте разберемся, забытая история, загадки истории, изследования, как это было
Subscribe

Posts from This Journal “как это было” Tag

  • "Юнкерсы" над Самарой

    Вы не ошиблись - речь пойдёт именно о немецких самолётах "Юнкерс", которые, как оказалось, неоднократно наведывались в Самару в 20-х годах…

  • Озеро Паршино и хутор Паршенский

    Посвящается памяти моего родного дяди Владимира Михайловича, недавно безвременно преставившегося (на снимке - с собакой Альмой) Пару лет назад я…

  • Николай II в Самаре

    Это здание - единственное сохранившееся в Самаре до наших дней из тех, что император Николай II изволил посетить во время своего визита в Самару 1…

  • По Жигулёвским горам с проф. Преображенским

    Как и было обещано вчера, сегодня мы с вами совершим под руководством проф. П.А. Преображенского путешествие по Жигулёвским горам. Описание этого…

  • Краеведение в Самаре середины 1920-х г.г.

    Самара 1920-х волею судеб оказалась временем расцвета краеведения - в ней одновременно трудились таки столпы самарского краеведения, как Константин…

  • Кухмистерская фон Вакано в начале XX века и сегодня

    На днях в Самаре произошло довольно знаковое и давно ожидаемое многими любителями истории и краеведами событие - в отреставрированном здании…

  • Алексеевский мост

    Про историю моста через реку Самара в пос. Алексеевка я как-то писал, но тогда меня интересовал, в первую очередь, когда-то существовавший старый…

  • Южный мост

    Сегодня речь пойдёт об истории строительства второго куйбышевского моста через реку Самару - Южного. На снимке - Общий вид Южного моста перед пуском…

  • Как строили Старый мост

    Автомобильный мост через реку Самара по ул. Главной в Самаре иногда называют Старым мостом. Наиболее распространенная информация в интернете…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments