Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Categories:

Самолеты 18-го завода на американских шпионских снимках

Года 4 тому назад я уже рассказывал и показывал самолёты, снятые американским спутником-шпионом KeyHole 7 июня 1966 года на площадке заводского аэродрома Куйбышевского авиазавода №18.

Среди них довольно легко опознавался Ту-95, но какая точно из его многочисленных разновидностей и модификаций - было непонятно.
Одно можно было утверждать достаточно уверенно - что это вряд ли модификация Ту-95МС, поскольку серийное производство этой модификации было запущено в 1981 году.

Впервые с этим "долгоиграющим" туполевским самолетом я познакомился еще в школе, купив его пластиковую сборную модель в масштабе 1 к 100.
Этот самолёт настолько огромен, что даже моя моделька имела длину и размах крыльев в целых полметра, и занимала существенную часть пространства моей комнаты, будучи подвешенной на лесках под потолком ;).

Затем, во время производственной практики на 18-м заводе в сентябре 1983-го года. мне удалось увидеть этих красавцем "живьём" - во время экскурсии в сборочных цех Ту-154-х через приоткрытые ворота цеха нам удалось увидеть стоящие на открытой площадке аэродромного перрона несколько Ту-95-х.

Затем пару раз видел эти огромные ракетоносцы в полёте - во время городских праздников они иногда пролетают над Самарой на сверхмалой высоте, поражая зевак размером и грохотом четырёх соосных турбовинтовых двигателей, звук работы которых ни с чем не спутаешь - однажды мне даже удалось запечатлеть этот пролёт:

Ту-95МС


На появившемся несколько лет назад в общем доступе снимке с американского спутника 1966 года видны силуэты этих прекрасных машин - но распознать на нём конкретные модификации этих красивых самолетов виду невысокой четкости снимка не удавалось:

1966-06-07 Заводской

Совершенно четко опознавались разве что самолеты ДРЛО Ту-126, да и те благодаря своим огромным, напоминающим НЛО, обтекателям антенн:

1966-06-07 Заводской


Благодаря книжке «Турбовинтовые самолеты Ту-95/Ту-114/Ту-142/Ту-95МС», некоторые иллюстрации из которой я приведу ниже в доказательство своих определений моделей и модификаций, вы сможете убедиться, что я не ошибся, а заодно и немного больше узнать об этих самолетах.

Ту-126

Не так давно ко мне попало еще несколько рассекреченных в 1996 году американских шпионских снимков, сделанных KeyHole, и среди них один, сделанный 27 мая 1967 года, отличался исключительной четкостью и качеством сканирования исходного негатива - настолько, что глядя на этот снимок, стало ясно, что на нём совершенно четко различаются несколько различных моделей самолётов, построенных на базе Ту-95.

Судите сами - перрон авиазавода №18, 27 мая 1967 года:

1967-05-27 Заводской

Совершенно отчетливо видно, что все самолёты похожи, имеют по 4 двигателя, но все-таки довольно заметно различаются!
Если смотреть слева направо, то видим следующие модификации:

Самый левый и третий слева - очевидно, Ту-95 одной из первых модификаций, имевших более короткий фюзеляж и стеклянный фонарь в носовой части самолёта:

Ту-95

Второй - безусловно, уже упоминавшийся Ту-126.

Четвертый слева самолёт от первого и третьего отличает большая длина фюзеляжа и совершенно четко читающиеся на снимке тень от штанги топливоприёмника системы дозаправки в воздухе.
Следующий, пятый, самолёт отличается от всех прочих значительно большим диаметром фюзеляжа, а шестой - более тонким, чем у пятого и даже у четвертого, диаметром фюзеляжа и опять-таки наличием штанги топливоприёмника системы дозаправки в воздухе:

1967-05-27 Заводской

Система дозаправки в полёте появилась на модификациях Ту-95КД и более поздних, выпускавшихся с 1961.

Самолет Ту-95КМ из 106-й ТБАД во время дозаправки топливом в полете от танкера М-4-II или 3М-II. Фото: из архива О.А. Сороки

tu-95k-e-7

Самолет Ту-95КМ над нейтральными водами в сопровождении истребителей F-4 «Фантом» ВВС и авиации КМП США. Фото:omegataupodcast.net

tu-95k-e-11

Совершенно очевидны различия между четвертым и шестым самолетами позволяет предположить, что шестой - модификация Ту-95КД или Ту-95КМ (причем, судя по наличию симметричных обтекателей антенн в районе хвостового оперения - именно Ту-95КМ), а вот  четвертый, вероятнее всего - самолет дальней разведки и целеуказания Ту-95РЦ
Ту-142, несмотря на то, что он тоже похож,  исключаем по причине того, что первый полёт он совершил в 1968 году.

Ту-142

Про невозможность появления в то время на перроне Ту-95МС я уже писал выше.


Ту-95 МС

Уже упоминавшийся выше пятый самолет, отличающийся большим диаметром фюзеляжа - это пассажирский самолёт Ту-114, построенный на базе всё того же Ту-95 и выпускавшийся заводом №18 в 1961-65 годах:


Ту-114


И, наконец, обратим внимание на самый правый край перрона 18-го завода на снимке - там мы можем рассмотреть еще два интересных самолета.
Левый из них представляет собой обыкновенный Ту-95, только со снятой механизацией крыла и стабилизаторов, а вот правый - гораздо более интересный экземпляр.
Судя по форме крыла, существенно отличной от крыла Ту-95, перед нами дальний межконтинентальный высотный стратегический бомбардировщик Ту-96:

1967-05-27 Заводской

Сравните сами:

Ту-96

Впрочем, о судьбе единственного опытного экземпляра Ту-96 после конца 1950-х информации найти не удалось, хотя чисто внешне самолет, стоявший в углу перрона в мае 1967 года, очень похож на приведенные контуры 96-го...

Более поздние снимки KeyHole имеют меньшее разрешение, чем фотография 1967 года, и потому на них самолёты опознаются с трудом - сравните снимок 1967 года с этим вот снимком от 13 августа 1968 года:

1968-08-13 Заводской

На снимке, сделанном 11 сентября 1971 года, и вовсе не видно ни одной модификации Ту-95-х - то ли время неудачное. то ли наши научились прятать самолеты от пролетающих спутников-шпионов, изучив графики их пролётов:

1971-09-11 Заводской

На сегодня - всё!


Источники:

«Турбовинтовые самолеты Ту-95/Ту-114/Ту-142/Ту-95МС», А. М. Затучный, В. Г. Ригмант, П. М. Синеокий, изд. "Полигонпресс", 2017
Сайт компании "Туполев" - Стратегический ракетоносец Ту-95МС
Авиационная энциклопедия "Уголок неба", Ту-95КД
Сайт "Наука и техника" (naukatehnika.com) - Межконтинентальные ракетоносцы Туполев Ту-95К, КД и КМ

Tags: Куйбышев, СССР, забытая история, загадки истории, история, как это было, сделано в СССР, техника
Subscribe

Posts from This Journal “как это было” Tag

  • Троцкий в Самаре

    В первый раз Лейба Бронштейн появился в Самаре осенью 1902 года - нелегально, под именем Льва Троцкого, после побега из сибирской ссылки. Троцкий в…

  • Началу велосезона посвящается ;)

    Как объединить пятницу и начало велосезона? Легко, ибо новое - это хорошо забытое старое! Вспомним пост, который был опубликован 5 лет назад ;)

  • Чепаев или Чапаев?

    Героя Гражданской войны и множества советских анекдотов Василия Ивановича все знают как Чапаева, тогда как на самом деле он сам свою фамилию писал…

  • Из истории продукции Жигулёвского пивоваренного завода

    Одно из самых знаменитых и узнаваемых по силуэту даже для несамарцев зданий Самары, пожалуй, корпус Жигулёвского пивоваренного завода: Многие…

  • Гагарин и Самара

    Ровно 60 лет назад Ю.А. Гагарин открыл человечеству дорогу в космос. Для самарцев эта дата тем более близка, поскольку очень многое связывает наш…

  • Как я приехал в Куйбышев и чем он меня удивил ;)

    Наше субботнее посещение в составе делегации Клуба Самарских краеведов самарского Музея ТТУ запомнилось мне не только историческими артефактами…

  • Проституция в Самаре 1929 года

    На диспуте о проституции ("Средне-Волжская коммуна", 06.03.1929): - У нас в Самаре количество проституток не так велико, как многие думают,-…

  • Пастеровская станция для пользования больных, укушенных бешенными животными

    Рассматривая "Путеводитель по всей Сибири и Средне-Азиатским владениям России", изданный в Томске 1897 году, в описании Самары меня удивило…

  • Николай II в роли туриста

    Если вы думаете, что россиянам полюбились поездки в страну пирамид только в последние десятилетия, то вы глубоко заблуждаетесь. Несколько лет назад…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

Posts from This Journal “как это было” Tag

  • Троцкий в Самаре

    В первый раз Лейба Бронштейн появился в Самаре осенью 1902 года - нелегально, под именем Льва Троцкого, после побега из сибирской ссылки. Троцкий в…

  • Началу велосезона посвящается ;)

    Как объединить пятницу и начало велосезона? Легко, ибо новое - это хорошо забытое старое! Вспомним пост, который был опубликован 5 лет назад ;)

  • Чепаев или Чапаев?

    Героя Гражданской войны и множества советских анекдотов Василия Ивановича все знают как Чапаева, тогда как на самом деле он сам свою фамилию писал…

  • Из истории продукции Жигулёвского пивоваренного завода

    Одно из самых знаменитых и узнаваемых по силуэту даже для несамарцев зданий Самары, пожалуй, корпус Жигулёвского пивоваренного завода: Многие…

  • Гагарин и Самара

    Ровно 60 лет назад Ю.А. Гагарин открыл человечеству дорогу в космос. Для самарцев эта дата тем более близка, поскольку очень многое связывает наш…

  • Как я приехал в Куйбышев и чем он меня удивил ;)

    Наше субботнее посещение в составе делегации Клуба Самарских краеведов самарского Музея ТТУ запомнилось мне не только историческими артефактами…

  • Проституция в Самаре 1929 года

    На диспуте о проституции ("Средне-Волжская коммуна", 06.03.1929): - У нас в Самаре количество проституток не так велико, как многие думают,-…

  • Пастеровская станция для пользования больных, укушенных бешенными животными

    Рассматривая "Путеводитель по всей Сибири и Средне-Азиатским владениям России", изданный в Томске 1897 году, в описании Самары меня удивило…

  • Николай II в роли туриста

    Если вы думаете, что россиянам полюбились поездки в страну пирамид только в последние десятилетия, то вы глубоко заблуждаетесь. Несколько лет назад…